- Небо
-
. Означенное слово употребляется в свящ. Писании в различном смысле. Иногда оно означает просто атмосферу, непосредственно окружающую землю. Таким образом выражение: все народы под всем небом (Втор.4:19 ) значит почти то же, что и выражение - все народы на земле. В этом смысле небо есть область, назначенная для птиц, как земля служит областью человека и животных, а вода - для рыб. В другом смысле под небом разумеется небесная твердь или свод небесный, на котором вращаются солнце, луна, звезды и другие небесные тела. В свящ. Писании означенное небо иногда именуется завесою, сосудами неба (Иов.38:17 ) свитком (Отк.6:14 ). Таким образом атмосфера ли то, или твердь небесная, небеса в означенном смысле представляют предмет, доступный нашему глазу: посмотри вверх на звезды говорится в кн. Иова как они высоко (Иов.22:12 ). Это небо говорит нам о Боге, поражая наше зрение своею красотою, величием и гармониею (Пс.18:2 ). Оно же обречено в последний день суда на уничтожение, точно также как и земля. Тогда небеса с шумом прейдут, говорит св. ап. Петр, земля же и все дела на ней сгорят (2Пет.3:10 ,13). Оно свиется как свиток, говорится в Откровении (Отк.6:14 ). И увидел я, говорит в Откровении св. Тайновидец, новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали и моря уже нет (Отк.21:1 ). Наконец кроме атмосферы, тверди, под словом небо разумеются так называемые небеса небес. Это невидимый, невещественный мир, быть может то самое третье небо, о котором упоминает св. ап. Павел (2Кор.12:2 ). Здесь, на высоте небесной находится святое особенное место вездеприсутствия Божия; здесь престол Его, здесь Он ходит; по небесному кругу (Иов.22:14 ); здесь особенно присутствует Господь Иисус Христос (Деян.3:21 ), здесь и Дух Божий являет Свою всепроникающую силу от семи огненных светильников, горящих пред престолом Божиим (Отк.4:5 ). Это небо есть местопребывание ангелов всех чинов. Здесь, в месте успокоения, обретаются духи праведников, достигших совершенства (Евр.12:23 ). Это небо называется иначе то лоном Авраамовым, то раем. Мы читаем в свящ. Писании о небесных обителях, о небесном отечестве, о небесном граде Иерусалиме. Оно описывается как бы имеющим свой град, свой храм, своих многих обитателей, свои венцы славы и свои источники освежения. С этого неба Господь приходил на землю, туда Он вознесся и оттуда снова придет судить живых и мертвых.
Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891.