- Евпол
-
Евпол, Eupolis, ок. 445-ок. 410 гг. до н. э., сын Сосипола, афинянин, греческий комедиограф. Вероятнее всего, погиб во время Пелопонесской войны. Вместе с Кратином и Аристофаном принадлежит к тройке выдающихся представителей древнеаттической комедии, сопоставляемой с тройкой трагиков (Эсхил, Софокл, Еврипид). Согласно разным версиям, он поставил 14 или 17 комедий, 7 раз одержав победу. Вначале был другом Аристофана, с которым он сотрудничал (с 424 г.?), впоследствии его противник и соперник. Политически пристрастный, нападал в своих комедиях равно на распущенность аристократической золотой молодежи (например, в лице Алкивиада) и на продажность вождей демократии. Наши сведения о творчестве Е. весьма скудны, только о нескольких комедиях мы знаем несколько больше. В пьесе Марикас (Marikas)Е. высмеивал демагога Гипербола, в Козах (Aiges) - софистов-музыкантов; Льстецы (Kolakes) представляют собой атаку на богача Каллиаса, содержащего толпу паразитов-льстецов (при случае Э. нападал также на Протагора и шурина Каллиаса Алкивиада), в Почитателях (Baptai) он резко нападает на Алкивиада, изображенного почитателем богини Коттито; в комедии Города (Poleis) Е. поднимает проблему афинского морского господства, решительно выступая в защиту союзных городов-государств, которых считали подданными Афин. Лучше всего, благодаря обширным фрагментам папирусов, мы знаем комедию Демы (Demoi), поставленную в 412 г. Ее действие начинается в Гадесе, куда афиняне отправили посольство, чтобы в трудной ситуации вызвать на землю кого-нибудь из умерших политиков. В мир выходят Миронид, Мильтиад, Аристид, Солон и Перикл. Местом действия второй части является афинская Агора. Прибывшие из царства мертвых выступают здесь в эпизодических сценах, поучая, проклиная или карая представителей афинских властей, современных Е. в этой части хор представляли демы, то есть аттические округа (отсюда название комедии). В Гадесе выступал, вероятно, другой хор, складывающийся из старых демов, которые принимали участие в битве под Марафоном. Комедии Е., по оценке древних, отличали обаяние и фантазия.
М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998