БРЭДЛИ

БРЭДЛИ

БРЭДЛИ
(Bradly) Фрэнсис Герберт (1846— 1924) — британский философ, представитель абсолютного идеализма, теоретик консерватизма. Получил образование в Оксфордском университете, где вскоре после окончания в 1870 был избран членом совета Мертон-колледжа. В Оксфорде Б. посвятил себя целиком писательскому труду: никогда не читал лекций, не преподавал и не появлялся на философских собраниях. Был отмечен одной из высших наград Британии — орденом ‘За заслуги’. Основные работы: ‘Этические исследования’ (1876); ‘Принципы логики’ (1883); ‘Видимость и реальность: Опыт метафизики’ (1893); ‘Эссе об истине и реальности’ (1914) и др. В целом находился в кругу идей Гегеля, хотя в его версии прочтения философии последнего заметно влияние Канта, Юма, Беркли. Б. считал, что быть — значит быть воспринятым (в опыте): ‘все, что ни в каком смысле не является предметом ощущения или восприятия, для меня совершенно незначимо’. При этом, по мысли Б., реальное есть разумное. Критерием истинности или реальности Б. полагал соответствие требованиям разума: разработке данного тезиса он посвятил большую часть своих сочинений. В отличие от ‘историцистского’ направления в неогегельянстве (Кроче, Джентиле, Коллингвуд и др.), развивавшем тезис о том, что дух приходит к Абсолюту в процессе исторического развития, абсолютный идеализм (прежде всего в лице Б.) акцентировал другую сторону гегелевской философии — положение об Абсолюте как вневременной полноте бытия и совершенстве. В таком случае Абсолют исключает возможность любых изменений, гармонически примиряет любые противоположности. Он (как абсолютная реальность) выступает тогда всеохватывающей и упорядочивающей системой, преодолевающей пространственно-временную разделенность и развертывающей свое содержание одновременно и повсеместно. Отсюда требование Б. о воздержании ‘от спекуляции о генезисе’ (т.е. от идеи развития), так как порядок изменений не имеет отношения к подлинному знанию, т.е. философии. Задача последней — критика сложившихся систем категорий, понятий и представлений, их проверка на степень полноты схватываемого содержания, а главное — на непротиворечивость. Непротиворечивость (основной показатель воплощения Абсолюта) является критерием ‘подлинности’ и истинности понятия, обнаружение же противоречия свидетельствует о его неистинности, мнимости, недействительности. Таким образом, Б. развертывает концепцию негативной (отрицательной) диалектики. Философское мышление, делая предметом своей рефлексии сложившийся в науке и повседневной жизни корпус понятий, обнаруживает их внутреннюю противоречивость, абстрактность, отделение в них сущности от существования. Все попытки преодоления их абстрактности (неполноты) и противоречивости вовлекают лишь в бесконечный процесс опосредования одних абстракций другими. Тем самым философский анализ устанавливает неадекватность проявления Абсолюта, так как подлинная реальность предстает в познании только как видимость. Видимости формально-логически правильно оформляются в когнитивные системы, которые могут оказаться инструментально-практически весьма эффективными. Однако они не обладают характеристикой истинности, так как имеют весьма опосредованное отношение к Абсолюту. Негативная диалектика Б. устанавливает, что мыслить Абсолют во всей его конкретности мы не способны, так как наше мышление остается абстрактным в силу своей частности и конечности. Ему недоступна вся полнота и целостность действительности. К тому же субъект оказывается в оппозиции миру дискретных вещей, за которыми неспособен установить ‘внутренние’ отношения. Только философия, в отличие от науки и обыденного здравого смысла, способна хотя бы указать на общие логические условия конкретности, т.е. абсолютной реальности. Диалектическое мышление осознает свою неполноценность и пытается пробиться к целостности Абсолюта. Основной принцип диалектики — принцип целостности сознания: разум несет в себе бессознательную (нерационализируемую) идею целого, приводит свои частные идеи в соответствие с ней путем их ‘дополнения’ до целого, никогда не достигая ‘предела’ в этом ‘дополнении’. Однако через аналитико-синтетические процедуры постепенно происходит конструирование конкретности предметов из абстракций как движение от минимальной определенности мысли ко все большей ее полноте. Формальная логика (и силлогистика, и индуктивизм) не способна справиться с этой задачей, которая решаема только диалектически. Первый акт — критика ‘данности’ (видимости) и осознание ее как недостаточности. Второй — отрицание этой ‘данности’, но и ‘дополнение’ ее. Третий — критика вновь образованной ‘данности’. Затем следует повторение цикла. Импульс к постоянному ‘дополнению’ есть стремление к элиминации временности и противоречивости, попытка ухватить вневременные идеальные значения. Однако это доступно лишь ‘непосредственному восприятию’, трансцендентирующему себя (экспансирующая составляющая истины) и снимающему противоположность субъекта и объекта (гармонизирующая составляющая истины). В ‘непосредственном восприятии’ слиты воедино чувство, воля и разум, что и позволяет схватывать целостность в тождественности субъекта и объекта. Таким образом реальная действительность есть духовный Абсолют — единая, всеобъемлющая, гармоничная духовная система. Личное начало, следовательно, не самодостаточно и не автономно, человек суть часть субстанционального целого как общественное существо (выход в обоснование консерватизма). Б. писал о трех стадиях, или уровнях, в жизни разума. По его мысли, для каждого из нас опыт начинается с непосредственно данного: в младенческом возрасте мы ничего не выделяем и не осознаем отдельное как таковое; в это время не существует ни ‘Я’, ни ‘не-Я’ — никаких явно выделяемых вещей или качеств. Постепенно качества группируются и образуют то, что мы называем ‘вещами’; эти вещи в их соотношениях образуют весь привычный мир здравого смысла и науки — второй уровень разума. Вправе ли философия считать этот мир полностью реальным? Согласно Б., нет. При его исследовании обнаруживается масса противоречий, а то, что противоречиво, должно быть отвергнуто как нереальное. В первой части своего главного произведения (‘Видимость и реальность: Опыт метафизики’) Б. отвергает на этом основании весь мир обыденного опыта, включая пространство и время, вещество и причинность. И лишь последнюю часть посвящает его /мира — B.A.I восстановлению. Б. проясняет смысл критерия, использованного им в первой части, а именно соответствие интеллекту, и находит, что соответствие это заключается в логической непротиворечивости. Однако единственное знание, которое способно обладать такой непротиворечивостью, по мысли Б., есть некое целостное знание, всеобъемлющее и гармоничное, в котором ничто не упущено и все необходимо соотнесено со всем остальным. Б. полагал, что существование мировой системы такого рода составляет недоказуемую, но необходимую посылку философии. Эту систему он именовал Абсолютом — третьим и высшим уровнем разума. С точки зрения Б., вероятно, люди никогда в действительности его не достигнут, но к нему можно постепенно приближаться, и этим приближением измеряется степень истинности, которой располагает любая мыслительная система. Для Б. были неприемлемы любые варианты психологизма, эмпиризма, утилитаризма и натурализма. При этом он подчеркивает и неразрывность должного и сущего. С этих позиций зло — моральный аспект противоречивой видимости, преодолеваемой через моральное усовершенствование, т.е. в самоосуществлении нравственного субъекта, ‘реального я’, исходящего не из наличной ‘суммы обстоятельств’, а из поиска своего места в гармонизируемом обществе. В этом отношении Бог, указывает Б., как моральный идеал воплощает Абсолют и задает предельное смысловое основание процессу самореализации личности.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "БРЭДЛИ" в других словарях:

  • Брэдли — (англ. Bradley): Содержание 1 Персоналии 1.1 Фамилия 1.2 Имя …   Википедия

  • БРЭДЛИ — (Bradley) Фрэнсис Герберт (1846 1924) британский философ, ведущий представитель школы абсолютного идеализма. Преподавал в Оксфордском ун те. Свое этическое учение Б. разрабатывал в связи с критикой наиболее влиятельных тогда в Великобритании… …   Философская энциклопедия

  • БРЭДЛИ — (Bradly) Фрэнсис Герберт (1846 1924) британский философ, представитель абсолютного идеализма, теоретик консерватизма. Основные работы: «Принципы логики» (1883); «Видимость и действительность» (1893); «Ессе об истине и реальности» (1914) и др. В… …   Новейший философский словарь

  • "БРЭДЛИ" — «БРЭДЛИ» [ англ. Bradley вероятно, по имени амер. генерала] воен., амер. бронетранспортер вооруженных сил США, имеющий на борту две пусковые установки противотанковых ракет, одну пушку и один пулемет. Запас хода 480 км. Словарь иностранных слов.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Брэдли Ф. — Фрэнсис Брэдли Дата и место рождения: 30 января, 1846 Дата и место смерти: 18 сентября, 1924 …   Википедия

  • Брэдли Ф. Г. — Фрэнсис Брэдли Дата и место рождения: 30 января, 1846 Дата и место смерти: 18 сентября, 1924 …   Википедия

  • Брэдли М. З. — Мэрион Зиммер Брэдли (англ. Marion Zimmer Bradley, род. 1930  ум. 1999)  американская писательница. За сорок лет она опубликовала больше семи десятков книг, преимущественно написанных в жанрах фэнтези и научной фантастики. Содержание 1 Биография… …   Википедия

  • Брэдли Д. — Джеймс Брэдли Дата рождения: март 1693 Место рождения: Шерборн, графство Глостершир, Англия Дата смерти: 13 июля 1762 Место смерти: Чалфорд, графство Глостершир, Англия Научная …   Википедия

  • Брэдли М. — Файл:Bradley.jpg Мэтт Брэдли Мэтт Брэдли (англ. Matt Bradley, родился 13 июня 1978 года в городе Ститтсвилль, Онтарио) профессиональный канадский хоккеист. Амплуа крайний нападающий. На драфте НХЛ 1996 года был выбран в 4 раунде под общим 102… …   Википедия

  • БРЭДЛИ — (Bradley), Омар Нелсон (р. 12.II.1893) амер. воен. деятель, генерал. Род. в семье школьного учителя в Кларке (шт. Миссури). Окончил военное училище Уэст Пойнт в 1915. В 1941 бригадный генерал, начальник пехотной школы в форте Беннинг, с 1942… …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»