БРЭДЛИ это:

БРЭДЛИ
БРЭДЛИ
(Bradley) Фрэнсис Герберт (1846—1924) — британский философ, ведущий представитель школы абсолютного идеализма. Преподавал в Оксфордском ун-те. Свое этическое учение Б. разрабатывал в связи с критикой наиболее влиятельных тогда в Великобритании утилитаристской и кантианской этики. Истоки морали он видел в стремлении людей к гармонии и единству. Цель человеческой жизни, утверждал Б., заключается в «самореализации» в бесконечной и всеохватывающей целостности. В познании, согласно Б., нам всегда дано нечто универсальное, поэтому простое описание изолированных фактов принципиально невозможно, а анализ как таковой не ведет к истине. Любой факт связан «внутренним», существенным образом (в т.ч. и каузально) со всеми др. фактами. Позиция Б. построена на абсолютизации необходимых отношений и игнорировании тех отношений, которые выступают в качестве «внешних» и не определяют сущностный характер вещей и процессов. Вступая в то или иное отношение, любые соотносящиеся сущности изменяются.
Б. критиковал многие понятия традиционной формальной логики, прежде всего понятия «суждение» и «умозаключение», считая их в общепринятой трактовке бессодержательными и противопоставляя им некоторые иррационалистически истолкованные идеи гегелевской диалектической логики. При этом из диалектики исключались идея развития и закон единства и борьбы противоположностей; диалектическое противоречие было заменено «дополнительностью» противоположных сторон, достигаемой в сознании, стремящемся к максимальной целостности. Б. фактически сводит контрадикторные логические отношения к контрарным. Он также явился одним из первых критиков «психологизма» в логике, считая, что вопрос об эмпирическом происхождении понятий не должен интересовать логику. В метафизике Б. самопротиворечивость объекта или свойства рассматривается как показатель нереальности, что придает идеалистической диалектике Б. негативный характер. Используя ряд сложных аргументов, Б. вначале доказывает противоречивость понятий времени, пространства, причинности, энергии, чувственных качеств, личности, которые переводятся им в сферу видимости. Затем он рисует картину «истинной», «неизменной», «непротиворечивой» и «гармоничной» реальности — Абсолюта, в который входят все явления, различающиеся лишь по степени своей относительной цельности; последней в наибольшей мере обладают явления сознания и образы различных религий, а в наименьшей — материальные объекты и физические процессы. Абсолют — это бесконечный опыт. Он сверхличен, и потому его нельзя называть Богом. Подлинная реальность для Б. не может быть областью деятельности рационального мышления, которое, по его мнению, способно лишь к установлению отношений и расчленению целого; реальность постигается в мистическом переживании непосредственного опыта, в котором совпадают объективное и субъективное. Отношения как таковые, по Б., невозможны вне тотальности, субстанциального целого. В нач. 20 в. учение Б. и др. представителей абсолютного идеализма было подвергнуто критике неореалистами и ранними представителями аналитической философии.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

БРЭДЛИ
        (Bradley) Фрэнсис Герберт (30.1.1846, Клапем,— 18. 9. 1924, Оксфорд), англ. философ идеалист, гл. представитель англ. неогегельянства. Отвергая вслед за Дж. Беркли локковское различение первичных и вторичных качеств, Б. рассматривал материю, пространство и время лишь как видимость, явление. Реальная действительность, по Б., есть духовный «Абсолют»— единая, всеобъемлющая, гармоничная духовная система. Вместе с тем, отрицая различение объекта и субъекта познания, Б. утверждал, что наиболее надёжный путь постижения реальности — непосредств. чувственность. Будучи противником панлогизма и ди-алектич. логики Гегеля, Б. полагал, что принципы внутр. противоречивости и единства противоположностей не присущи «Абсолюту», выступающему как непротиворечивое единство и целостность многообразия. Внутренне противоречивое не может быть реальностью — оно лишь видимость; поэтому диалектич. логика имеет негативный характер как выражение ограниченности разума и рационального познания действительности. Согласно Б., понятия есть абстракции, игнорирующие конкретное многообразие, а суждения и умозаключения формальны и не могут служить критерием истины.
        В этике Б. отвергал как утилитаризм и гедонизм, так и ригоризм кантовского категорического императива, противопоставляя им этику «самосовершенствования» личности, стремящейся к совершенствованию единого целого, элементом которого она является. Общество, по Б., не сумма индивидов, а организм, совершенствованию которого служит мораль и религия. Идеи Б. оказали значит. влияние на англ. идеалистич. философию.
        Essays on truth and reality, Oxf., 1914; Ethical studies, O.f., 1935s; Principles of logic, v. 1—2, L., 19502; Appearence and reality, N. Y., 19559.
        Богомолов A.C., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 2, § 2; X и л л Т.Н., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 2, §§ 2—5; Church R. W., Bradley's dialectic, L., 1942; L o ft house W. F., F.H.Bradley, L., 1949; Eliot T. S., Knowledge and experience in the philosophy of F. H. Bradley, N. ?., 1964.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

БРЭДЛИ
(Bradley)
Фрэнсис Герберт (род. 30 янв. 1846, Гластонбери – ум. 18 сент. 1920, Оксфорд) – англ, философ, профессор в Оксфорде с 1876. Неогегельянец, в то же время строго придерживался традиций платонизма и неоплатонизма, исходя из философии нем. идеализма. Ратуя за развитие онтологического мышления, Брэдли пытался оттеснить на задний план развивавшиеся в Англии утилитаризм, гедонизм и прагматизм. Его книга «Appearance and reality» (1893) является наиболее выдающимся оригинальным произв. англ, метафизики; кроме того, ему принадлежат работы: «Principles of logic», 1883; «Essais on truth and reality», 1914.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

БРЭДЛИ
(Bradley), Фрэнсис Герберт (30 янв. 1846 – 18 сент. 1924) – англ. философ-идеалист, глава англ. гегельянства. Окончил Оксфордский ун-т и преподавал в нем с 1876. В развитом им вслед за Стерлингом, Грином, Кердом учении "абсолютного идеализма" Б. пытался соединить традиционный в англ. бурж. философии субъективно-идеалистич. эмпиризм Беркли – Юма с абс. идеализмом Гегеля и нек-рыми идеями трансцендентального идеализма Канта. Устраняя из диалектич. метода понятие развития и находясь всецело на почве формальной логики, Б. в своем труде "Явление и реальность" ("Appearance and reality", 1893) использовал диалектику лишь для доказательства противоречивости всех науч. понятий, делая из нее вывод о том, что наука не дает объективной истины, т.к. имеет дело якобы не с подлинной реальностью, а лишь с видимостью. Б. утверждал, что науч. понятия (пространство, время, материя, движение, причинность и пр.) и законы не отражают объективной реальности, а представляют собой лишь "рабочие идеи" или даже "рабочие фикции", служащие для практич. действия в мире "явлений". В то же время, согласно Б., "видимость", к-рая включает весь чувственно воспринимаемый мир, это не пустая иллюзия, но проявление более глубокой, подлинной реальности. Эта реальность, согласно метафизич. учению Б., исключает все противоречия и изображается Б. как некое безусловное духовное начало, как сверхчеловеч. "абсолютный опыт", представляющий собой единство мышления, чувства и воли. В этом абсолюте, имеющем божеств. характер, хотя и не отождествляемом Б. с богом той или иной определ. религии, все противоречия снимаются и разрешаются. В социально-этич. плане учение Б. о совершенстве абсолюта превращается в проповедь примирения классовых противоречий и в оправдание зла, к-рое существует якобы лишь с частной, ограниченной точки зрения.
Соч.: Ethical studies, Ν. Υ., 1951; The principles of logic, v. 1–2, L., 1928; Essays on truth and reality, Oxf., 1914.
Лит.: Квитко Д. Ю., Очерки современной англо-американской философии, М.–Л., 1936; Данэм Б., Гигант в цепях, пер. с англ., М., 1958; Metz R., Die philosophischen Strömungen der Gegenwart in Grossbritannien, Bd 1, Lpz., 1935; Church R. W., Bradley's dialectic, Ithaca, 1942; Datta Dhirendra Mohan, The chief currents of contemporary philosophy, Calcutta, 1950.
Ю. Мельвиль. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

БРЭДЛИ
    БРЭДЛИ (Bradley) Фрэнсис Герберт (30 января 1846, Клапем—18 сентября 1924, Оксфорд) —британский философ, ведущий представитель школы абсолютного идеализма. Преподавал в Оксфордском университете. Свое этическое учение разрабатывал в связи с критикой утилитаристской и кантианской этики. Истоки морали он видел в стремлении людей к гармонии и единству. Цель человеческой жизни, по Брэдли, заключается в “самореализации” в бесконечной и всеохватывающей целостности. Одними из этапов “самореализации” оказываются религия (соединение в вере конечного и бесконечного) и государство. В познании, согласно Брэдли, нам всегда дано нечто универсальное, поэтому простое описание изолированных фактов принципиально невозможно, а анализ как таковой не ведет к истине. Любой факт связан “внутренним”, существенным образом (в т. ч. и каузально) со всеми другими фактами. Позиция Брэдли основывается на абсолютизации необходимых отношений и игнорировании тех отношений, которые выступают в качестве “внешних” и не определяют сущностный характер вещей и процессов.
    Брэдли критиковал понятия традиционной формальной логики, прежде всего понятия “суждения” и “умозаключения”, считая их в общепринятой трактовке бессодержательными, и противопоставлял им иррационалистически истолкованные идеи гегелевской диалектической логики. При этом из диалектики исключались идея развития и закон единства• и борьбы противоположностей; диалектическое противоречие было заменено “дополнительностью” противоположных сторон, достигаемой в сознании, которое стремится к максимальной целостности. Брэдли фактически сводит контрадикторные логические отношения к контрарным. Он также явился одним из первых критиков “психологизма” в логике, считая, что вопрос об эмпирическом происхождении понятий не должен интересовать логику. В метафизике Брэдли самопротиворечивость объекта или свойства рассматривается как показатель нереальности, что придает его идеалистической диалектике негативный характер. Используя ряд сложных аргументов, Брэдли вначале доказывает противоречивость понятий времени, пространства, причинности, энергии, чувственных качеств, личности, которые переводятся им в сферу видимости. Затем он рисует картину “истинной”, “неизменной”, “непротиворечивой” и “гармоничной” реальности—Абсолюта, в который входят все явления, различающиеся лишь по степени своей относительной целостности. Последней в наибольшей мере обладают явления сознания и образы различных религий, а в наименьшей—материальные объекты и физические процессы. Абсолют—это бесконечный опьгг. Он сверхточен и потому его нельзя называть Богом. Подлинная реальность не может быть областью деятельности рационального мышления, которое, по мнению Брэдли, способно лишь к установлению отношений и расчленению целого; реальность постигается в мистическом переживании непосредственного опыта, в котором совпадают объективное и субъективное. Отношения как таковые, по Брэдли, невозможны вне тотальности, субстанциального целого. В нач. 20 в. учение Брэдли и других представителей абсолютного идеализма было подвергнуто критике неореалистами и ранними представителями аналитической философии.
    Соч.: Appearence and Reality. L, 1893; The Principles of Logic. L., 1922; Essays on Truth and Reality. Oxf., 1962; Ethical Studies. xf., 1962. Лит.: Геффдинг Г. Современные философы. СПб., 1907, с. 58—70; КеипжоД. Ю. Очерки современной англо-американской философии. М., 1936, с. 3—53; Хчм Т. И. Современные теории познания. М., 1965, гл. 2; Киссель M A. Учение о диалектике в буржуазной философии XX в. Л., 1970, с. 13—23; Богомолов А. С. Английская буржуазная философия XX в. М., 1973, гл. 2; Church S. W. Bradley's Dialectic. L., 1942; Willheim Я. Bradley. Hannondsworth, 1959; Eliot T. S. Knowledge and Experience in the Philosophy of F. H. Bradley. L.— N.Y., 1964; Airaksinen T. The Ontological Criteria f Reality. Turku, 1975; MaiwrA., Stock G. (eds.). The Philosophy of F. H. Bradley. Oxf., 1984.
    А. Ф. Грязное

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "БРЭДЛИ" в других словарях:

  • Брэдли — (англ. Bradley): Содержание 1 Персоналии 1.1 Фамилия 1.2 Имя …   Википедия

  • БРЭДЛИ — (Bradly) Фрэнсис Герберт (1846 1924) британский философ, представитель абсолютного идеализма, теоретик консерватизма. Получил образование в Оксфордском университете, где вскоре после окончания в 1870 был избран членом совета Мертон колледжа. В… …   История Философии: Энциклопедия

  • БРЭДЛИ — (Bradly) Фрэнсис Герберт (1846 1924) британский философ, представитель абсолютного идеализма, теоретик консерватизма. Основные работы: «Принципы логики» (1883); «Видимость и действительность» (1893); «Ессе об истине и реальности» (1914) и др. В… …   Новейший философский словарь

  • "БРЭДЛИ" — «БРЭДЛИ» [ англ. Bradley вероятно, по имени амер. генерала] воен., амер. бронетранспортер вооруженных сил США, имеющий на борту две пусковые установки противотанковых ракет, одну пушку и один пулемет. Запас хода 480 км. Словарь иностранных слов.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • БРЭДЛИ — (Bradley), Омар Нелсон (р. 12.II.1893) амер. воен. деятель, генерал. Род. в семье школьного учителя в Кларке (шт. Миссури). Окончил военное училище Уэст Пойнт в 1915. В 1941 бригадный генерал, начальник пехотной школы в форте Беннинг, с 1942… …   Советская историческая энциклопедия

  • Брэдли — I Брэдли (Bradley)         Омар Нелсон (р. 12.2.1893, Кларк, штат Миссури), американский генерал армии (1950). Окончил Военную академию США в Уэст Пойнте (1915), преподавал тактику в военных школах. Во время 2 й мировой войны, в 1943, помощник… …   Большая советская энциклопедия

  • Брэдли — (Bradley) Омар Нельсон (1893 ?), амер. воен. деятель, ген. армии (1950). Окон. Уэст Пойнт. Во 2 ю мир. войну пом. Главкома союзными войсками в Сев. Африке (1943), команд. войсками ряда армий (1944). Нач. штаба армии США (1947 49). Пред. объединен …   Словарь полководцев

  • Брэдли (округ — Брэдли (округ, Арканзас) Эта статья об округе в штате Арканзас; другие значения: Брэдли (округ). округ Брэдли Bradley County Страна США Статус округ Входит в штат …   Википедия

  • Брэдли Джозеф — Портрет Брэдли Джозефа Полное имя Брэдли Джозеф Дата рождения 1965 Место рождения Уиллмар, Миннесота, США Страна …   Википедия

  • Брэдли Центр — Координаты: 43°02′36.99″ с. ш. 87°55′00.99″ з. д. / 43.043611° с. ш. 87.916944° з. д.  …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «БРЭДЛИ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»