МЕТАНАРРАЦИЯ это:

МЕТАНАРРАЦИЯ

МЕТАНАРРАЦИЯ
(или ‘метаповествование’, ‘метарассказ’, ‘большая история’) — понятие философии постмодернизма, фиксирующее в своем содержании феномен существования концепций, претендующих на универсальность, доминирование в культуре и ‘легитимирующих’ знание, различные социальные институты, определенный образ мышления. Как правило, М. основаны на идеях Просвещения: ‘прогресса истории’, свободы и рационализма. Постмодернизм рассматривает М. как своеобразную идеологию модернизма, которая навязывает обществу и культуре в целом определенный мировоззренческий комплекс идей; ограничивая, подавляя, упорядочивая и контролируя, они осуществляют насилие над человеком, его сознанием. В силу этого постмодернизм подвергает сомнению идеи модернизма, его систему ценностей, настаивая на игровой равноправности множества сосуществующих картин мира, провозглашает ‘закат М.’. Концепция ‘заката М.’ впервые была предложена Лиотаром в работе ‘Постмодернистское состояние: доклад о знании’, основанной на идеях Хабермаса и Фуко о процедуре ‘легитимации знания’, его правомерности. Лиотар рассматривает легитимацию как ‘процесс, посредством которого законодатель наделяется правом оглашать данный закон в качестве нормы’. Человек в данной ситуации оказывается в полной зависимости от стереотипов, ценностей, провозглашенных приоритетными в данном обществе. А социальная реальность оказывается искусственно сконструированной в результате взаимодействия различных дискурсивных практик, где М. служат средством легитимации для знания, социальных институтов и для всей модерной эпохи в целом. В своей основе модерн базируется на идеях-М. рационализма, Прогресса истории, сциентизма, антропоцентризма, свободы, легитимности знания. Данные представления, доминирующие в то время в культуре ‘М.’, утверждали нормативный образ будущего, конструировали историю, задавая ей определенный вектор развития. М. предлагают субъекту истории различные мировоззренческие установки, способствуя формированию общественного мнения, порой искажая наше представление о действительности. Господство М. в то время свидетельствует о доверии субъектов к идеям Просвещения, Прогресса. Так, рационализм вселил в человека веру в разум, науку, освободив от суеверий, вследствие чего мир стал доступным для осмысления и трансформации, более ‘прозрачным’, в силу его ‘расколдовывания’ (М.Вебер). История понималась как Прогресс, стремление к достижению совершенства. Исторический процесс наделялся разумностью, обладая собственной логикой, представлял собой взаимосвязь эпох, периодов, традиций. Наиболее прогрессивной была установка на изменение статуса человека, утверждение его самоценности (Руссо). Исследования социального неравенства и преобразование социальной структуры было одной из целей эпохи модерна. В свою очередь, знание заявляет о себе в качестве инструмента радикального преобразования общества. Фуко определяет знание как ‘совокупность элементов, регулярно образуемых дискурсивной практикой и необходимых для создания науки’. Проблема знания у Фуко тесно связана с обоснованием легитимности социальных институтов. М. служит оправданием власти, которая стремится к подчинению знания своим целям, налагая на него определенные ограничения. Фуко настаивает на идее, что формы организации власти (государственный аппарат, различные социальные институты, университет, тюрьма и т. д.), осуществляя насилие над человеком, не остаются нейтральными и но отношению к знанию. Они деформируют содержание знания, это способствует его трансформации в ходе истории, что в конечном итоге и привело к ‘кризису легитимности знания’. Фуко выстраивает ‘генеалогию’ знания, опираясь на регуляторы социальных отношений, которые формируют знания в различные эпохи. В Античности, по Фуко, социокультурным каноном выступала ‘мера’ или ‘измерение’ как средство установления порядка и гармонии человека с природой и космосом, что легло в основу развития математического знания. В эпоху средневековья появляется иной дискурс формирования знания — ‘опрос’ или ‘дознание’, в результате чего происходит формирование эмпирических наук о природе и обществе. Методы извлечения знаний у людей в судах инквизиции были перенесены на добывание знаний о природе. Это обусловило развитие естественных наук. В Новое время приоритетной формой регулирования социальных отношений была процедура ‘осмотра — обследования’ как средства восстановления нормы или же фиксация отклонения от него. Фуко отмечает, что изучение больного человека и привело к становлению медицинских наук, а наблюдение безумцев — к появлению психиатрии и к развитию гуманитарного знания в целом. В силу этого Фуко делает вывод, что знание не может быть нейтральным, поскольку является результатом властных отношений в обществе, легитимируя интересы определенных социальных групп, оно является идеологией. Исследуя современный статус знания, Лиотар тоже указывал на связь знания и власти; ‘проблема знания в век информатики более, чем когда бы то ни было, является проблемой правления’. Знание, обладая легитимностью, задает определенные рамки поведения в культуре, регламентируя их. ‘Знание предстает тем, что наделяет его носителей способностью формулировать ‘правильные’ предписывающие и ‘правильные’ оценочные высказывания’. Это сближает знание с обычаем. Роль консенсуса, по Лиотару, состоит в том, чтобы отделить тех, кто владеет нормативным знанием, от тех, кто не владеет им. Как любая идеология, различные нарративы (см. НАРРАТИВ) содержат в себе положительные и отрицательные моменты, наделяя легитимностью социальные институты. Лиотар, сравнивая нарративы с мифами, разграничивает их; считая, что для мифов характерна фиксация основ легитимности в прошлом, а для нарративов — в будущем, где ‘истинная идея обязательно должна осуществиться’. Лиотар, характеризуя научное знание, указывает, что оно отдает предпочтение лишь одной денотативной языковой игре и автономно по отношению к другим языковым играм, обладая памятью и заданностью. А нарративная форма допускает множество языковых игр. Лиотар рассматривает две основные версии легитимирующих повествований: политическую и философскую. Предметом политической выступает человечество как герой свободы. В данном контексте право на науку необходимо отвоевать у государства, которое легитимно не через себя, а народом. ‘Государство прибегает к наррации свободы всякий раз, когда оно, используя имя нации, берет на себя непосредственный контроль за образованием ‘народа’ в целях наставления его на путь прогресса’. Во второй версии: ‘всеобщая ‘история’ духа, где дух есть ‘жизнь’, а ‘жизнь’ является собственной саморепрезентацией и оформлением в упорядоченную систему знания всех своих проявлений, описываемых эмпирическими науками’. В настоящее время приоритеты сместились, и движущим людьми принципом является не самолегитимация знания, но самообоснование свободы. В конечном итоге, по Лиотару, наука перестает быть легитимной. ‘Постмодернистская наука создает теорию собственной эволюции как прерывного, катастрофического, не проясняемого до конца, парадоксального процесса. И ею предлагается такая модель легитимации, которая не имеет ничего общего с большей производительностью, но является моделью различия, понятого как паралогизм’. Выход из ‘кризиса М.’ Лиотар видит в необходимости ‘предложить общественности свободный доступ к базам данных’. На сдвиг в дискурсе гуманитарного знания в современной культуре указывает и И.Хассан, выделяя конститутивные черты направлений — модернизм и постмодернизм. Эпоха модерна, по его мнению, представлена М., которые носят замкнутую форму, обладают целью, замыслом и иерархичны по своей структуре. Постмодернизм, отказываясь от ‘больших историй’ или М., предлагает ‘малые истории’: открытые, цель которых игра, случай, анархия. Специфическая версия интерпретации понятия ‘М.’ дана Ф.Джеймисоном: с одной стороны, Джеймисон рассматривает ‘повествования’ как ‘эпистемологическую категорию’, которая может быть представлена как идеология, обладающая собственной логикой и ценностной системой представлений (образов, понятий), существующая и играющая свою роль в данном обществе, с другой — М. трактуется им как речевая ситуация ‘пересказа в квадрате’. (см. также ЗАКАТ МЕТАНАРРАЦИЙ.)

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Смотреть что такое "МЕТАНАРРАЦИЯ" в других словарях:

  • МЕТАНАРРАЦИЯ — (или метаповествование , метарассказ , большая история ) понятие философии постмодернизма, фиксирующее в своем содержании феномен существования концепций, претендующих на универсальность, доминирование в культуре и легитимирующих знание,… …   Социология: Энциклопедия

  • МЕТАНАРРАЦИЯ (или метаповествование, метарассказ, большая история) — понятие философии постмодернизма, фиксирующее в своем содержании феномен существования концепций, претендующих на универсальность, доминирование в культуре и легитимирующих знание, различные социальные институты, определенный образ мышления. Как… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЛИОТАР (LYOTARD) Жан-Франсуа — (р. 1924) французский философ, теоретик нерепрезентативной эстетики , создатель концепции нарратологии , обосновывающей ситуацию постмодернизма в философии. С 1959 преподавал философию в университетах Парижа (Нантер, Сорбонна), с 1972 по 1987… …   Социология: Энциклопедия

  • ЗАКАТ МЕТАНАРРАЦИЙ — (или ‘закат больших нарраций’) парадигмальное основоположение постмодернистской философии, заключающееся в отказе от фиксации приоритетных форм описания и объяснения наряду с конституированием идеала организации знания в качестве вариабельного.… …   История Философии: Энциклопедия

  • КЛАССИКА — НЕКЛАССИКА ПОСТНЕКЛАССИКА исторические типы философствования, содержательно дифференцирующиеся по следующим параметрам: 1). В отношении трактовки собственной предметной сферы К. может быть охарактеризована как ‘философия тождества’, видящая мир в …   История Философии: Энциклопедия

  • ЛИОТАР — (Lyotard) Жан Франсуа (р. в 1924) французский философ, теоретик ‘нерепрезентативной эстетики’, создатель концепции ‘нарратологии’, обосновывающей ситуацию постмодернизма в философии. С 1959 преподавал философию в университетах Парижа (Нантер,… …   История Философии: Энциклопедия

  • НАРРАТИВ — (лат. narrare языковой акт, т.е. вербальное изложение в отличие от представления) понятие философии постмодерна, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия повествовательного (или, по Р.Барту, ‘сообщающего’) текста. Важнейшей …   История Философии: Энциклопедия

  • ПОЗИТИВНЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ — (‘Un positivo esistenzialism’, 1948) работа Аббаньяно. Экзистенциализм трактуется не как ‘философия отчаяния’, сосредоточившаяся на кризисных состояниях человеческого существования, но как ‘позитивная’, дающая возможность человеку осуществить… …   История Философии: Энциклопедия

  • СОБЫТИЙНОСТЬ — понятие, введенное философией постмодернизма в контексте отказа от линейной версии прочтения исторического процесса и фиксирующее в своем содержании историческую темпоральность, открытую для конфигурирования в качестве релятивно плюральных… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЛИОТАР — (Lyotard) Жан Франсуа (р. 1924) фр. философ. С 1959 преподавал философию в ун тах Парижа (Сорбонна, Нантер), с 1972 по 1987 проф. ун та Сен Дени, а также приглашенный проф. в различных ун тах США и Канады, соучредитель (наряду с Ж. Деррида)… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»