РЕДУКЦИЯ в феноменологии это:

РЕДУКЦИЯ в феноменологии
РЕДУКЦИЯ в феноменологии
РЕДУ́КЦИЯ феноменологическая (от лат. reductio — возвращение, отодвигание назад), в феноменологии (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ) Э. Гуссерля (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд) — «нейтрализация», или исключение из сферы теоретико-познавательного интереса, «всякой играющей определенную роль трансценденции» путем сведения трансцендентного к его имманентным коррелятам.
Под «трансцендентным» Гуссерль понимает, во-первых, все то, что не являтся непосредственной данностью сознания, что внеположено ему, а далее также и все то, что не относится к сущностно-необходимым моментам переживаний сознания. Нередко для обозначения метода феноменологической редукции пользуются термином греческих скептиков «эпохе (см. ЭПОХЕ)» или прибегают к выражениям типа: «нейтрализация», «заключение в скобки (кавычки)» и т. п. Осуществление феноменологической редукции связано с отказом от привычного («естественного») взгляда на вещи и переходом к рефлектирующему (см. РЕФЛЕКСИЯ) созерцанию. Выполняя редукцию, мы переориентируем внимание с того, что нами сознается на то, как оно дано в сознании. В качестве метода трансцендентального исследования редукция позволяет перейти от многообразия фактического познания к его необходимым априорным структурам, выявить условия возможности самого познания.
Феноменологическое учение о редукции может быть представлено в виде определенной последовательности этапов, или особых редукций, различающихся по своему объему и достигаемым результатам.
Феноменолого-психологическая редукция
Феноменолого-психологическая редукция «нейтрализует» «генеральный тезис» естественной установки, т. е. неизменное полагание бытия внешнего по отношению к переживаниям сознания мира событий и вещей, подрывая тем самым привычную склонность рассматривать вещи «объективно», вне зависимости от сознания. Другими словами, любые высказывания о существовании трансцендентного сознанию мира и о приоретете бытийных значимостей «выводятся из игры». Вводится также запрет на использование всех положений наук, относящихся к естествознанию. При этом феноменологическая редукция не означает ни софистического отрицания внешнего мира, ни скептического сомнения в его существовании. Мир не «уничтожается» для меня в эпохе, он лишь осмысливается. Выполнив данную редукцию, мы, во-первых, обретаем подлинно теоретическую «позицию» исследователя, свободного от необходимости предпосылать своему исследованию некоторое наивно принятое толкование смысла бытия, а во-вторых, впервые раскрываем «жизнь» субъективности, ту сферу деятельности сознания, «сквозь» которую мы все это время смотрели на вещи, оставляя между тем саму ее постоянно «просмотренной». Вместо вещей, ценностей, целей и т. д. мы рассматриваем тот субъективный опыт, в котором они «являются», мы исследуем то, как они «являются» будучи уже не реальными предметами, но «единицами смысла». Все мирское предстает теперь как коррелят сознания, как феномен в едином потоке сплетающихся феноменов, важнейшей характеристикой которых выступает интенциональность.
Эйдетическая редукция
В рамках раскрытой сферы индивидуальной душевной жизни может быть проведена эйдетическая редукция, выделяющая сущностные формы психического бытия. В произвольных вариациях фактических данностей сознания мы усматриваем всеобщие виды ("эйдосы") переживаний и предметностей, коррелятивные тому или иному региону сущего. Каждому региону соответствует эйдетическая наука, или онтология, исследующая выявленные эйдетической редукцией сущностные понятия и законы региона.
Трансцендентальная редукция
Трансцендентальная редукция может надстраиваться над психологической и эйдетической редукциями как этап более глубокого «очищения» сферы имманентного опыта. Если феноменолого-психологическая редукция направлена на вскрытие потока наших психических переживаний, а эйдетическая — на усмотрение чистых видов переживаний и предметностей, то трансцендентальная редукция нацеливается на описание самой структуры сознания как переживания. Трансцендентальная редукция предполагает «заключение в скобки» не только того, что подверглось психологической и эйдетической редукции, но и всего душевного и эйдетического. Содержания феноменов моей фактической душевной жизни перестают быть предметом интереса. Более того, меня теперь не интересует и свое собственное существование в качестве психофизического субъекта. Трансцендентальное эпохе распространяется не только на реальный мир, но и на все возможные «идеальные миры». Редукция эйдетического предполагает «выключение» всех наук о природе и о духе, в том числе и «чистых» наук. Помимо этого подлежат эпохе «ценности любого вида, реалии такого рода, как государство, нравственность, право, религия». Выполняя трансцендентальную редукцию, мы обращаем взгляд от содержания феноменов к их всеобщим структурам, т.е. ноэтико-ноэматическим корреляциям, открывая сферу «чистого сознания», сознания как «чистой возможности» любого фактуального сознания вообще. Так проявляется универсальная область сознания, конституирующая мир и душевную жизнь — трансцендентальная субъективность.
Большинство последователей Гуссерля не поддержало идею трансцендентальной редукции, расценив ее как уклонение от фундаментального принципа феноменологии обращаться только «к самим вещам».
Ранний Хайдеггер (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин) использует понятие феноменологической редукции для обозначения метода тематизации бытия путем возвращения феноменологического взгляда от схватывания сущего к пониманию бытия этого сущего.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "РЕДУКЦИЯ в феноменологии" в других словарях:

  • РЕДУКЦИЯ — 1) (от лат. reducere приводить обратно, возвращать) исследовательский прием, обеспечивающий сведение (преобразование) данных, сущностей, задач, понятий, предложений, методов рассуждения и доказательства и т.д. к чему то более простому и легче… …   Философская энциклопедия

  • РЕДУКЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ —     РЕДУКЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ (нем. die phänomenologische Reduktion) одно из ключевых понятий феноменологии Э. 1^ссерля, характеризующее те цели и процедуры феноменологического метода, которые выполняют по преимуществу критико очистительную… …   Философская энциклопедия

  • РЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ — метод трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Его смысл состоит в исключении из сферы предметного рассмотрения всего эмпирического, внешнего по отношению к чистому сознанию. Утверждения, связанные с внешним восприятием, оставляются вне… …   Философская энциклопедия

  • РЕДУКЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ — англ. reduction, phenomenolog ical; нем. Reduktion, phenomenologische. Одна из основных категорий феноменологии Э. Гуссерля, смысл к рой состоит в исключении из сферы предметного рассмотрения всего эмпирического, внешнего по отношению к чистому… …   Энциклопедия социологии

  • РЕДУКЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ — англ. reduction, phenomenolog ical; нем. Reduktion, phenomenologische. Одна из основных категорий феноменологии Э. Гуссерля, смысл к рой состоит в исключении из сферы предметного рассмотрения всего эмпирического, внешнего по отношению к чистому… …   Толковый словарь по социологии

  • Феноменологическая редукция — Феноменологическая редукция  одно из центральных понятий феноменологии Гуссерля, связанное с процессом освобождения сознания от натуралистической установки. Истоки этой практики можно обнаружить в радикальном сомнении Декарта.… …   Википедия

  • РИКЕР Поль (р. в 1913) — французский философ, профессор Сорбонны (1956), Страсбургского и Чикагского университетов, почетный доктор более чем 30 университетов мира. В 1952 возглавил кафедру истории философии в университете Страсбурга. Ученик Марселя. Также особо отмечал… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЛЕКЦИИ ПО ФЕНОМЕНОЛОГИИ ВНУТРЕННЕГО СОЗНАНИЯ ВРЕМЕНИ — ’ЛЕКЦИИ ПО ФЕНОМЕНОЛОГИИ ВНУТРЕННЕГО СОЗНАНИЯ ВРЕМЕНИ’ (‘Vorlesungen zur Phänomenologie des innern Zeitbewubtseins’, 1905) работа Гуссерля. Опубликована благодаря протекции Хайдеггера в 1928. В 1905 1907 Гуссерль, ставя проблему об отношениях… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЛЕКЦИИ ПО ФЕНОМЕНОЛОГИИ ВНУТРЕННЕГО СОЗНАНИЯ ВРЕМЕНИ — ( Vorlesungen zur Phanomenologie des innern Zeitbewubtseins , 1905) работа Гуссерля. Опубликована благодаря протекции Хайдеггера в 1928. В 1905 1907 Гуссерль, ставя проблему об отношениях между феноменологией и психологией, ведет уроки по теме… …   История Философии: Энциклопедия

  • Языково-стилистические изменения в современных СМИ — Из всех функциональных стилей русского языка наиболее заметные изменения в последние полтора десятилетия зафиксированы в СМИ, что естественно и закономерно при учете глобальных политико социальных преобразований, происшедших в России с 1985 г.… …   Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»