Гуссерль Эдмунд

Гуссерль Эдмунд
Гу́ссерль Эдмунд
(Husserl) (1859—1938), немецкий философ, основатель феноменологии. Стремился превратить философию в «строгую науку» посредством феноменологического метода («Логические исследования», т. 1—2). В дальнейшем обратился к идее «жизненного мира» как изначальному социально-культурному опыту, сближаясь с философией жизни. Оказал влияние на экзистенциализм, философскую антропологию.
* * *
ГУССЕРЛЬ Эдмунд
ГУ́ССЕРЛЬ (Husserl) Эдмунд (1859—1938), немецкий философ, основатель феноменологии (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ). Стремился превратить философию в «строгую науку» посредством феноменологического метода («Логические исследования», т. 1—2). В дальнейшем обратился к идее «жизненного мира» как изначальному социально-культурному опыту, сближаясь с философией жизни (см. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ). Оказал влияние на экзистенциализм (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ), философскую антропологию (см. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ) .
* * *
ГУ́ССЕРЛЬ (Husserl) Эдмунд (8 апреля 1859, Просниц, Австро-Венгерская империя, ныне Простеев, Чехия — 27 апреля 1938, Фрайбург-им-Брайсгау, Германия), немецкий философ, основатель феноменологии. (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ)
Биография
Родился в еврейской семье, впоследствии принял протестантизм. Посещал общественную начальную школу в родном городке, а затем немецкую гимназию в Оломоуце. В 1876—1878 изучал астрономию, математику, физику в Лейпцигском университете, затем в Берлине — математику под руководством Карла Вейерштрасса (см. ВЕЙЕРШТРАСС Карл Теодор Вильгельм), и в Вене в 1881—82, где он защитил диссертацию (Promotion) «К теории вариационного исчисления». Большую роль в философской судьбе Гуссерля сыграл Томаш Масарик (см. МАСАРИК Томаш) (позднее — первый президент Чехословакии), под влиянием которого Гуссерль стал посещать лекции Брентано (см. БРЕНТАНО Франц) в Вене (1884—86), что определило его поворот от математики к философии. Под руководством ученика Брентано К. Штумпфа (см. ШТУМПФ Карл) Гуссерль подготовил и защитил диссертацию (Habilitation) «О понятии числа. Психологический анализ». Круг учений, влияние которых испытал Гуссерль в разное время, весьма широк: Декарт (см. ДЕКАРТ Рене), Локк (см. ЛОКК Джон), Лейбниц (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм), Юм (см. ЮМ Дэвид), Кант (см. КАНТ Иммануил), Гербарт (см. ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих), Больцано (см. БОЛЬЦАНО Бернард), Дильтей (см. ДИЛЬТЕЙ Вильгельм), Наторп (см. НАТОРП Пауль) и др.
Преподавал в университетах Галле (1887—1901), Геттингена (1901—1916) и Фрайбурга (1916—1928). С приходом к власти национал-социалистов Гуссерль оказался в определенной изоляции, был отстранен от преподавания. После смерти Гуссерля его архив, насчитывающий 40000 страниц рукописей, написанных стенографическим способом, был тайно переправлен в Бельгию пастором Германом Лео ван Бреда, который стал первым руководителем гуссерлевского архива в Лувене (Левене).
«Логические исследования»
Первая крупная работа Гуссерля — «Философия арифметики» (1891), в которой была сделана попытка (в период полемики с психологистами критически оцененная самим Гуссерлем) психологического обоснования основных математических понятий. На рубеже веков основной интерес Гуссерля сосредоточился на проблеме «чистой логики», в результате чего появилась его первая собственно феноменологическая работа — «Логические исследования» (Logische Untersuchungen. I-II Bde. 1900—1901; рус. пер.: Логические исследования. Пролегомены к чистой логике. ч. 1. СПб., 1909; Логические исследования. Т. II. Ч. 1. Исследования по феноменологии и теории познания. М., 2000), которая положила начало феноменологии как философского направления. Центральная тема первого тома — наука как теория, различие теоретических и эмпирических наук. По Гуссерлю, в основе объективности научного знания лежит логическая связь идей, образующая единство истин науки как единство значений. Эта связь в корне отличается от психологических связей переживаний в познании и от связей вещей (предметов в самом широком смысле), составляющих предметную область науки. Во втором томе Гуссерль ставит перед собой задачу связать проблемы чистой логики с проблемами теории познания, т. е. с описанием всеобщих структур сознания, которые лежат в основе постижения реальных и идеальных предметов, выявить структуру психического акта как такового и определить специфику актов познания. Феноменология, по Гуссерлю, не теория, она беспредпосылочна и следует логике проясняемых понятий. В ее сфере существование внешнего мира — метафизический вопрос, а направление исследований — «противоположно естественному»: оно нацелено не на предметы, которые в наивной установке полагаются существующими, а на акты в их смысловом содержании (значении), которое — поскольку познание реализуется в высказываниях — необходимо извлечь из психологической и грамматической оболочки. Значение отделяется от материально-вещественного бытия знака, от образа представления или фантазии и, главное, от предмета: необходимо различать то, о чем говорится, и то, что говорится. При описании сознания как акта основным является различие интенции значения и осуществления (наполнения) значения (если предмет дан в созерцании). Значение нереально, его статус аналогичен статусу идеальных, общих предметов. Гуссерль подвергает критике как учения, гипостазирующие общее (платонизм), так и эмпирические теории абстракций (Локк (см. ЛОКК Джон), Беркли (см. БЕРКЛИ Джордж), Юм (см. ЮМ Дэвид)), показывая, что акт усмотрения общего всегда основан на акте восприятия, но интенция (см. ИНТЕНЦИЯ) общего радикально отличается от интенции индивидуального. Соответственно различию значения и предмета выделяются две ветви «чистой логики»: теория предметов — учение о части и целом как о самостоятельных и несамостоятельных предметах и учение о самостоятельных и несамостоятельных значениях — «чистая грамматика». Проблема интенциональности сознания (см. СОЗНАНИЕ) — кульминация этой работы Гуссерля. В направленности сознания на предмет, в акте придания смысла дескриптивный анализ выделяет реальное и интенциональное содержание сознания. В первом выделяются интенциональные и неинтенциональные переживания, во втором — предмет (просто предмет и определенным образом интендированный предмет), качество акта (суждение, вопрос, желание и т. д.), материя (предметная отнесенность акта), его сущность (единство качества и материи) и полнота. Любой вид акта содержит в своей основе представление как объективирующий акт, который не зависит от того, реален ли его предмет или является вымышленным. В заключительном, VI исследовании, которое, начиная со второго издания, выделяется в качестве 2-й части II т., рассматривается понятие познания как осуществление значения с определенной степенью полноты. Основная проблема — различие способов данности реального и идеального предметов. Истина описывается как полное тождество и совпадение значения, помысленного или зафиксированного в знаковой форме, и значения, осуществленного в созерцании. Очевидность в этом контексте оказывается переживанием такого совпадения. Соответственно, выделяются акты познания — сигнификация, созерцание (для реального предмета — восприятие, для идеального — категориальное созерцание, смотрение общего) и адеквация. В «Логических исследованиях» еще не делается попытки представить феноменологию как «первую философию», вместе с тем проведенный в книге анализ сознания и познания оказал большое влияние на последующую эволюцию феноменологии.
К проблеме времени, которая стала для феноменологии одной из основных, Гуссерль обратился в лекциях 1904/1905 (опубликованы только в 1928 Хайдеггером (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин) и Э. Штайн), в которых рассматривается иерархия внутреннего сознания времени и в качестве ее основы — самоконститутивный поток сознания как абсолютная субъективность.
«Философия как строгая наука»
Переворот в философии, который Гуссерль провозглашает в своей программной статье «Философия как строгая наука» (Philosophie аls strenge Wissenschaft // Logos. Bd. I. 1910—11; в рус, пер. Логос. Кн. 1. 1911), связан прежде всего с поворотом к непсихологически понятой субъективности и с критикой натурализма, для которого, по Гуссерлю, все существующее или просто отождествляется с физической природой, или допускается существование причинно или функционально зависимого от нее психического. В «натурализировании» разума Гуссерль увидел опасность не только для теории познания, но и для человеческой культуры в целом, ибо натурализм стремится сделать относительными как смысловые данности сознания, так и абсолютные идеалы и нормы. Релятивизму натурализма он противопоставляет методологию строгой науки о сознании, в основе которой лежит нетеоретическое требование направлять рефлексию на смыслообразующий поток сознания и дескриптивно выявлять смысловую данность переживания внутри конкретного потока-горизонта смыслов (значений). «Строгость» в учении о сознании подразумевает, во-первых, отказ от высказываний, в которых «просто», т. е. без рефлексии, нечто утверждается о существовании предметов в их пространственно-временных и причинных связях; во-вторых, отказ от высказываний относительно причинно-ассоциативных связей переживаний. Ни предметы, ни психологические состояния не перестают существовать оттого, что при повороте к феноменологической установке причинность и функционализм лишаются статуса единственного метода изучения сознания. Гуссерль вводит особые термины для обозначения процедур феноменологического метода, благодаря которым совершается переход от естественной установки к феноменологической: эпохе и феноменологическая редукция есть выдвижение на первый план смысловой связи сознания и мира и просмотр сквозь нее всех многообразных отношений человека и мира. В «естественной установке» наивная вера в существование предметов есть лишь фон для опознавательно-целевых ориентаций. Для «наивного» человека (выражение Гуссерля) тип связи между предметами сливается с типом связи между предметами и сознанием. Феноменологическая установка отстраняется от причинно-функциональной взаимозависимости сознания и предметного мира. Лозунг «к самим вещам!» — это требование удерживать внимание на смысловой направленности сознания к предметам, в которой предметы раскрывают свой смысл без отсылки к природным или рукотворным связям с другими предметами. В этой процедуре нет ничего сверхъестественного: достаточно, например, направить внимание на дом как на архитектурное сооружение, несущее определенный культурно-исторический или социальный смысл, «заключив в скобки» дом как препятствие (или цель) и дом как результат деятельности строителей.
Трансцендентальная редукция
Другое направление феноменологической редукции (см. РЕДУКЦИЯ в феноменологии) (трансцендентальная редукция) — отказ от объективистского понимания психического: эмпирическое Я как «вещеобразный предмет» редуцируется к феноменологическому содержанию переживаний в единстве потока переживаний; при этом рефлексия — не наблюдение за сознанием «со стороны», но «оживление» сознания, превращение смыслообразующего потока из возможности в действительность. Смысловая связь реализуется в потоке феноменов, которые не содержат в себе различия между бытием и явлением: явление психического и есть бытие. Предмет (вещь) является, однако само явление предмета не является, но переживается. Постижение смысловых связей Гуссерль называет «созерцанием сущностей», причем сфера анализа сознания — изучение смысловых оттенков восприятия, памяти, фантазии, сомнения, актов воли и т. д. — сравнима по объему с естествознанием.
Интерсубъективность
Попытка систематизации феноменологии в «Идеях I» (Ideen zu einer reinen Phenomenologie und phenomenologischen Philosophie. Erstes Buch, 1913) выдвинула на первый план понятие чистого сознания с его ноэтико-ноэматическими структурами и понятие чистого Я, необходимость которого оспаривалась в «Логических исследованиях». Последователи-критики (Хайдеггер, Сартр (см. САРТР Жан Поль) и др.) увидели в этом «гносеологизацию» феноменологии и превращение ее в идеалистическую систему. В то же время эта терминология, а также структура cogito — cogitatio — cogitatum оказалась необходимой для расширения сферы феноменологических исследований и постановки проблемы интерсубъективности в 1920-е годы. Интерсубъективность, т. е. взаимосоотнесенность субъектов, вначале осознается в качестве проблемы описания условий возможности смысловых связей индивидов как духовных сущностей-монад (см. МОНАДА) и в качестве исходного пункта проблемы объективного познания, которое достигается в интерсубъективном опыте психофизически и ментально независимых друг от друга субъектов. Другой выступает как исходный момент и как путеводная нить опыта чужого, т. е. того, что не принадлежит нашей собственной сфере. Этот подход реализовался в «Картезианских медитациях» (Cartesianische Meditationen und Pariser Vortrege. Husserliana. Bd. I. 1950), в работе, которая возникла на основе «Парижских докладов», прочитанных Гуссерлем в Сорбонне в 1930. В работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phenomenologie. Husserliana. Bd. VI. 1954), первые две части вышли в 1936 в Белграде — по политическим причинам, постановка этой проблемы принимает вид «парадокса человеческой субъективности», которая устанавливает, или «учреждает», многообразие смысловых связей окружающего мира (субъект, конституирующий мир), и одновременно существует как определенное смысловое звено в этом мире (объект мира), а затем расширяется до парадокса универсальной интерсубъективности, которая как человечество, включающее в свой мир «всю совокупность объективного», есть часть мира и в то же время конституирует весь мир. По Гуссерлю, метод разрешения этих парадоксов — строгое, радикальное эпохе (см. ЭПОХЕ) , исходная точка которого — конкретное человеческое Я. Систематически обращая к себе вопросы из своего конкретного мира-феномена, человеческое Я, которое дано первоначально как «смутная конкретность», открывает в себе трансцендентальное Я, или трансцендентальную субъективность, как сферу универсального смыслообразования самоосмысления.
«Кризис европейских наук». Жизненный мир
Предпосылка интерсубъективности — конкретный мир-феномен, жизненный мир. Это мир «субъективно-соотносительного», мир-горизонт всех наших целей и устремлений, которые так или иначе реализуются в предметах; в нем наличествуют как вещи обыденного опыта, так и культурно-исторические реалии, нетождественные объектам научного анализа (хотя они могут быть ему подвергнуты), а также связи, не тождественные связям, устанавливаемым в научном исследовании. Жизненный мир можно рассматривать как в естественной, так и в феноменологической установке. В первом случае, по Гуссерлю, мы (в том числе и ученые) просто погружены в него, во втором — осознаем его как предданный и соотнесенный с нашей субъективностью, непрерывно наделяющей значениями (смыслами) предметы и отношения мира жизни.
В эпоху бурного развития естествознания Гуссерль ставит вопрос о кризисе европейских наук, который он связывает с забвением жизненного мира как смыслового фундамента науки: в мире науки (предметная область, теоретические методы и модели, эксперимент, техника) ученый проходит мимо своей субъектно-смысловой корреляции с предметами и направляет внимание на связи между последними. Наука, по Гуссерлю, не должна дедуцировать свои положения из сферы обыденного опыта, но она с неизбежностью соприкасается с основным способом ориентации в жизненном мире — с восприятием, ибо восприятие — основа (фундирующий акт) образования абстракций и конечный пункт верификации или фальсификации теории. Главное, однако, состоит в том, что именно в жизненном мире субъективность ученого обретает опыт смыслоотнесенности к миру. В рефлексии этот опыт дает возможность устранять невыявленные, т. е. не соотнесенные с определенным способом смыслополагания предпосылки. Для Гуссерля кризис европейской культуры в целом состоит в объективизме, который затемнил истинный смысл рационализма, смысл «имманентной духовной истории Европы».
Значение философии Гуссерля
Философия Гуссерля оказала большое влияние на формирование экзистенциализма (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ), персонализма (см. ПЕРСОНАЛИЗМ) , феноменологической социологии (А. Шюц (см. ШЮЦ Альфред)). Влияние испытали также неотомизм (см. НЕОТОМИЗМ), структурализм (см. СТРУКТУРАЛИЗМ) и постструктурализм, некоторые школы в психологии, психиатрии, литературоведении, методологии науки. Среди непосредственных учеников Гуссерля — Хайдеггер (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин), Р. Ингарден (см. ИНГАРДЕН Роман), Э. Левинас (см. ЛЕВИНАС Эмманюэль), А. Койре (см. КОЙРЕ Александр), Я. Паточка, Г. Шпет (см. ШПЕТ Густав Густавович) и др. В русской философии рецепция идей Гуссерля относится к началу 20 в. Наиболее заметное влияние его идеи оказали на Н. Лосского (см. ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич), Б. Яковенко, Г. Шпета, А. Лосева (см. ЛОСЕВ Алексей Федорович).

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Гуссерль Эдмунд" в других словарях:

  • Гуссерль, Эдмунд — Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль Edmund Gustav Albrecht Husserl …   Википедия

  • Гуссерль, Эдмунд — Эдмунд Гуссерль. ГУССЕРЛЬ (Husserl) Эдмунд (1859 1938), немецкий философ, основатель феноменологии. Стремился превратить философию в “строгую науку” посредством феноменологического метода (“Логические исследования”, т. 1 2, 1900 01). В дальнейшем …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Гуссерль Эдмунд — Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль Дата и место рождения: 8 апреля, 1859 (Простеёв, Моравия) Дата и место смерти: 26 …   Википедия

  • Гуссерль Эдмунд — Гуссерль (Husseri) Эдмунд (8.4.1859, Просниц, Моравия, ≈ 26.4.1938, Фрей бург), немецкий философ идеалист, основатель философской школы феноменологии. Профессор в Галле, Гёттингене и Фрейбурге. Ученик Ф. Брентано и К. Штумпфа; испытал также… …   Большая советская энциклопедия

  • Гуссерль Эдмунд — (1859 1938) немецкий философ, основоположник феноменологии. Родился в Проснитце, в Моравии. Изучал математику в Берлине и затем психологию вместе с Брентано в Вене. В 1887 г. становится приватдоцентом в Берлине. В 1900 г. был назначен профессором …   Великие философы: учебный словарь-справочник

  • Гуссерль Эдмунд — Полемика с психологизмом     Гуссерль родился в Моравии в 1859 г. В Берлине он изучал математику, защитив диплом, отправился в Вену слушать лекции Брентано. Уже будучи автором «Философии арифметики», Гуссерль с 1901 г. профессор Геттингенского… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • ГУССЕРЛЬ Эдмунд — (Husserl, Edmund) (1859 1938), немецкий философ, основатель феноменологии как философского движения. Благодаря преподавательской деятельности и многочисленным работам оказал значительное влияние на философию в Германии и многих других странах, в… …   Энциклопедия Кольера

  • ГУССЕРЛЬ ЭДМУНД — (1850 1938) – немецкий философ, основоположник феноменологии (что  буквально означает учение о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предметов и  событий, чистые «сущности, образующие  мир  идеального бытия»,  очищающие… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • ГУССЕРЛЬ ЭДМУНД — (Husserl, Edmund) (1859 1938) немецкий философ идеалист, основатель феноменологии. Его главные работы включают Идеи для чистой феноменологии и феноменологической философии (1913) и Кризис гуманитарных наук и трансцендентальной феноменологии… …   Большой толковый социологический словарь

  • ГУССЕРЛЬ ЭДМУНД — немецкий философ, основоположник феноменологии (Проссниц, Моравия, 1859 Фрейбург, 1938). Ученик Брентано. Преподавал философию в Халле, Гёттингене и Фрейбурге. По образованию математик. Первоначально Гуссерль являл собой логика, привязанного к… …   Философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»