ВЭНЬ

ВЭНЬ
ВЭНЬ
    ВЭНЬ—У (кит. письменность/культура—воинственность)—пара категорий китайской философии и культуры, составляющая оппозицию по модели инь ян. Доминирующий элемент этой оппозиции—категория “вэнь”, имеющая широкий спектр значений: “культурность”, “цивилизованность”, “гражданский”, “гуманитарный”, “литература”, “изящная словесность”, “письмена”, “письменные знаки”. В самом широком значении вэнь—явленная упорядоченность, исходящая от природы. Этимологическое значение — “узор”, “орнамент” — восходит к обозначению раскраски и татуировки, отличавших “культурные” племена. Согласно философичному приложению к “Чжоу И”—“Си цы чжуани” (“Комментарий привязанных слов”, ок. 4 в. до н. э.), “узоры” (вэнь) созерцаются в небе (I, 2), т. е. обусловлены Небом (тянь) как высшим природным началом (ср. современное тяньвэньсюэ—астрономия, буквально “наука о небесных узорах”). Там же “узоры (вэнь) Неба и Земли”, т. е. знаки природной упорядоченности, связаны с “образами” (графическими символами “Чжоу и”), посредством которых “совершенномудрый” “достигает предела глубочайшего и постигает мельчайшее” (I, 10). В конфуцианстве вэнь—воплощение мудрости “совершенномудрых” государей древности (см. Шэн), подлежащее хранению и передаче. В “Лунь юе” (VII, 26) вэнь—одна из четырех “дисциплин”, которым обучал Конфуций, наряду с “действием” (син, см. Чжи-син), “преданностью” (чжун, см. Чжун шу) и “благонадежностью/доверием” (синь). Конфуций противопоставлял “культурность” (вэнь) “естественности/природности” (чжи): “победа” над вэнь приводит к “дикости”, тогда как подавление “естественности/природности” способно сделать из человека не более чем чиновника; лишь равновесие “культурности” и “естественности/природности” превращает личность в “благородного мужа” (цзюнь цзы) (“Лунь юй”, VI, 16).
    Предпосылки дихотомии вэнь—у содержатся в конфуцианских канонах (см. “У цзин”), где титулы основателей династии Чжоу ( 11—3 вв. до н. э.) Вэнь-вана (“Царь Культуры”) и У-вана (“Царь Воинственный”) составляют пару Вэнь—У, которая применяется как обобщающее обозначение этих “совершенномудрых” правителей и их духовного наследия. Считается, что Вэнь-вана отличало внимание к этоко-ритуальной стороне жизни общества и интерес к традиционному знанию — ему, в частности, приписывается создание гексаграмм (см. Гуа) “Чжоу и”; его наследник У-ван одержал военную победу над династией ШанИнь. В одном из основополагающих трактатов школы “военных философов” — бин щзя, “Сунь-цзы бин фа” (“Военное искусство Сунь-цзы”, (5—4 вв. до н. э.), сформулирована проблема “необходимого выбора” между началами “вэнь” и “у”, т. е. их сбалансированного применения: под “вэнь” понимались забота о воинах и щедрые награды, которые привлекают воинов к полководцу, под “у” — строгие наказания, поддерживающие страх перед начальниками и укрепляющие дисциплину. “У” стало толковаться как сфера принуждения, насилия и разрушения, дополняющая культуросозидающую сферу “вэнь”. Идеологема “[взаимного] дополнения культурного/гражданского и военного/боевого начал” была сформулирована мыслителем и сановником династии Хань Лу Дзя, который в таком “взаимодополнении” видел “искусство долголетия [государственной власти]”. Одну из причин падения первой централизованной империи Цинь (221—207 до н.э.) Лу Цзя усматривал в “предельной воинственности” ее основателя Цинь Ши-хуана, причем под “воинственностью” (у) понимались основные принципы политической теории и практики легизма. Формула “взаимодополнения” вэнь γ со 2 в. до н. э. вошла в идеологию имперского конфуцианства и пронизала все слои культуры старого Китая.
    В политической культуре утвердилось разделение гражданской администрации (вэнь) и военного командования (у), обозначившее две главные области государственной практики при безусловном доминировании вэнь. Идеологема “взаимодополнения” вэнь—у обусловила характер воспитания и образования элиты, предполагавших прилежное постижение гуманитарного наследия при устойчивом интересе к занятиям “боевыми искусствами” (у шу, у и). Соотнесенность вэнь— у с космическими началами предопределелила отношение к “боевым искусствам” в Китае как к сакральной сфере, приобщающей к истокам мироздания, и ритуальный характер традиционных китайских “боевых искусств”, которые как духовный феномен развивались гл. о. в среде синкретических сект и связанных с ними тайных обществ. Во 2-м тысячелетии н. э. общей чертой многочисленных сект типа “Белого лотоса” (Байлянь цзяо), служивших главным каналом проникновения идей “ортодоксальных” конфуцианства, даосизма и буддизма в малограмотную народную среду, было деление на уровень вэнь и уровень у. В общинах (“алтарях”) вэнь сосредотачивалась руководящая элита сект, хранители канонов, преданий и “тайного знания”, в “алтарях” у— рядовые члены сект, для которых одним из основных видов ритуальной практики и радений были занятия “боевыми искусствами”.
    А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ВЭНЬ" в других словарях:

  • ВЭНЬ – У — (кит. письменность/культура – воинственность) – пара категорий китайской философии и культуры, составляющая оппозицию по модели инь ян. Доминирующий элемент этой оппозиции – категория «вэнь», имеющая широкий спектр значений: «культурность»,… …   Философская энциклопедия

  • Вэнь-ди — (文帝 Wéndì)  имя нескольких императоров Китая из разных династий. Состоит из двух иероглифов: 文  «письменность, грамотность, культура, гражданская служба, церемониал» и 帝  «верховный правитель, император». Вэнь ди  император… …   Википедия

  • ВЭНЬ — Знаки, письменность, культура, культурность, цивилизованность, цивильный, гражданский, гуманитарный, просвещение, образование, литература, изящная словесность, стиль, украшенность одна из центральных и наиболее специфичных категорий китайской… …   Энциклопедия Кольера

  • Вэнь — Многозначное слово: соответствует нескольким фамилиям и географическим названиям восточной Азии: кит. 文 Wén (Вэнь Тяньсян) 温 Wēn (Мин На, Вэнь Цзябао) 闻 Wén (Вэнь Идо) 文 wén является также восточноазиатским понятием для человеческой культуры;… …   Википедия

  • Вэнь И-До — (2.11.1899, провинция Хубэй, 15.7.1946, Куньмин)         китайский поэт, литературовед, публицист. Родился в семье помещика. Окончил Пекинский университет. Изучал литературу и живопись в США. Вернувшись на родину, читал курсы литературы в… …   Большая советская энциклопедия

  • Вэнь Цзябао — 温家宝 …   Википедия

  • Вэнь Тун — Вэнь Тун. Бамбук. 2я пол. XI в. Гугун, Тайбэй. Вэнь Тун (кит.文同; 1019 – 1079) – китайский художник, каллиграф и поэт. Современник Вэнь Туна, критик и теоретик живописи Го Жосюй в своих «Записках о живописи» сообщает: «Вэнь Тун, второе имя Юйкэ,… …   Википедия

  • Вэнь Идо — 聞一多 Вэнь Идо Имя …   Википедия

  • ВЭНЬ-ЧАН — (вэнь «литература», чан «блестящий»), в поздней китайской мифологии бог литературы, отождествляющийся с одной из звёзд Большой Медведицы; ведает всеми литературными делами, в т. ч. и экзаменами, сдача которых давала право на чиновничий пост.… …   Энциклопедия мифологии

  • Вэнь-ди (Хань) — Вэнь ди (漢文帝) Фамилия: Лю (劉 liú) Имя: Хэн (恆 héng) Период правления: 180 до н. э. 157 до н. э …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»