ГАЗАЛЙ

ГАЗАЛЙ
ГАЗАЛЙ
    ГАЗАЛЙ Абу Хамид Мухаммад Ибн Мухаммад, ал (1058, Туе, Иран—1111, там же)—мусульманский философ, крупнейший исламский богослов. Образование получил сначала в Тусе, затем в Джурджане и Нишапуре, где учился под руководством видного представителя ашаритского калама ал-Джувайнй. После смерти своего учителя (1085) ал-Газалй находился при дворе селвджукского везира Низам ал-Мулка, который назначил его в 1091 преподавателем в основанном им в Багдаде медресе анНизамиййа. Лишившись своего покровителя, убитого исмаилитами, ал-Газалй в 1095 покинул Багдад под предлогом совершения хаджжа-паломничества. Провел 11 лет в странствованиях, во время которых посетил Дамаск, Иерусалим, Мекку. В 1106 начал преподавать в медресе ан-Низамиййа, куда был приглашен везиром Фахр алМулком (сыном Низам ал-Мулка). Незадолго до своей кончины вернулся в Туе.
    Творчество ал-Газалй многогранно и противоречиво. Трудность определения его истинных взглядов отчасти обусловлена его собственным предупреждением (в частности, в трактате “Весы деяний”) о том, что сокровенные его мысли содержатся не в опубликованных сочинениях, а в предназначенных для избранных трактатах. В своей квази-автобиографии “Избавляющий от заблуждения” философ описал поиск истины, в рамках которого он прошел путь от слепой веры к каламу, от него — к арабоязычному перипатетизму (фалсафе), затем к исмаилизму, остановившись на суфизме. Согласно этому сочинению, как и трактату “Удержание широкой публики от калама”, калам, способный служить делу защиты религии от опасных новшеств, мало полезен для приобретения позитивного знания, а в душу неподготовленных в теоретическом отношении людей он может внести только путаницу и сомнение. Вместе с тем позитивный очерк теологии калама ал-Газалй дал в работе “Краткое изложение вероучения” (“ал-Иктисад фи-л-и'тикад”). Против исмаилитов (батинитов) направлено, помимо “Избавляющего”, сочинение ал-Газалй “ал-Мустазхирй”. Представив сначала объективное и систематизированное изложение основных положений восточно-перипатетической логики, физики и метафизики в книге “Цели философов” (“Макасид ал-фалясифа”), в работе “Опровержение философов” (точнее, “Непоследовательность философов”, “Тахафут ал-фалясифа”, на которую Ибн Рушд написал ответное “Опровержение Опровержения”) ал-Газалй доказывал неспособность мусульманских перипатетиков построить метафизику на принципах, согласующихся с буквой священных текстов (в частности, с догмами о сотворенности мира, о знании Богом единичных вещей, о телесном воскрешении). Одновременно ал-Газалй пытался легализовать другие разделы перипатетической философии — логику, математику и физику, говоря о нейтральности их по отношению к религии. Особенно заметно его стремление пропагандировать логику, которой он посвятил ряд работ (“ал-Кустас ал-мустакйм”, “Ми'йар ал-'илм”, “Махакк ан-назар”), изменяя, однако, ее терминологию и представляя правила логики как выводящиеся из Корана и Сунны. Вместе с тем некоторые трактаты ал-Газалй (например, “Ма'аридж алкудс”) свидетельствуют о близости его идей к метафизическим концепциям восточных перипатетиков (признание тезиса о вечности мира, теория эманации и т. п.). Суфизму, на котором автор “Избавляющего” остановил свой выбор после долгих духовных исканий, посвящен фундаментальный ' труд “Воскрешение наук о вере”, где дана мистическая трактовка мусульманского закона, прежде всего его культово-этических принципов. Метафизическую систему суфизма ал-Газалй разрабатывал в книге “Ниша светов” (“Мишкат ал-анвар”), описывая универсум в виде световой иерархии, основание которой составляют “темные”, материальные предметы, а вершину—Чистый Свет, Бог.
    Соч.: Воскрешение наук о вере. Избр. главы, вступительная ст. В. В. Наумкина. М., 1980; Правильные весы (аль-Кустас аль-Мустакйм). Отдельные главы.—Там же; Избавляющий от заблуждения.—В кн.: Григорян С. Н. Из истории философии народов Средней Азии и Ирана 7—12 вв. М., 1960; Ответы на вопросы, предложенные ему.—Там же.
    Лит.: Керимов Г. М. Газали и суфизм. Баку, 1969; Наумкин В. В. Вступительная статья к указанному переводу “Воскрешения...”.
    Т. Ибрагим

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "ГАЗАЛЙ" в других словарях:

  • АЛЬ-ГАЗАЛЙ — см.: Газали. Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004 …   Философская энциклопедия

  • “ОПРОВЕРЖЕНИЕ ОПРОВЕРЖЕНИЯ” —     “ОПРОВЕРЖЕНИЕ ОПРОВЕРЖЕНИЯ” (араб.“Тахафут ат Тахафут”) полемическое произведение Ибн Рушда (Аверроэса), написанное ок. 1184 в ответ на “Опровержение философов” (более точно “Непоследовательность философов”, “Тахафут ал фаласифа”) ал Газали.… …   Философская энциклопедия

  • АЛ-БИРУНИ —     АЛ БИPУHИ см. Бируни. АЛ ГАЗАЛЙ см. Газа/то. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 …   Философская энциклопедия

  • АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ —     АРАБО МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ традиция философской рефлексии, возникшая и развившаяся в эпоху господства исламского мировоззрения в условиях преимущественно арабоязычной цивилизации и претерпевшая в наши дни значительную трансформацию под… …   Философская энциклопедия

  • “ГЕММЫ МУДРОСТИ” —     “ГЕММЫ МУДРОСТИ” (араб. “Фусус ал хикам”) наряду с “Мекканскимч откровениями” основное произведение Ибн Арабй, содержащее изложение его философских взглядов. Отличается от последнего несравненно меньшим объемом. Написано в конце жизни… …   Философская энциклопедия

  • ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ —     ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ, фалсафа одно из основных направлений в арабо мусульманской философии (наряду с каламом и суфизмом), развивавшее античные модели философствования, особенно аристотелевскую. В средневековой мусульманской литературе… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»