КИСТЯКОВСКИЙ

КИСТЯКОВСКИЙ
КИСТЯКОВСКИЙ
        Богдан (Федор) Александрович (1868-1920) философ, социолог и правовед. Учился на ист.-филол. ф-те Киев. ун-та, откуда был исключен. Затем — в Харьков, и Дерпт. ун-тах. В 1895 поступил на филос. ф-т Берлин, ун-та, где занимался под рук. Зиммеля. В 1898 К. защитил дис. “Об-во и индивид”. В 1907-10 — редактор журн. “Крит. обозрение”. В 1909 — приват-доцент юрид. ф-та Моск. ун-та. В 1917 в Харьков. ун-те защитил докт. дис., с мая 1917проф. юрид. ф-та Киев. ун-та. В 1919 избран академиком Укр. АН.
        По своим филос. взглядам К. неокантианец. Его социология — высшее достижение неокантианской социологии в дореволюц. России. Цель социологии, по К., — выработка необходимых понятий: “об-во”, “личность”, “социальное взаимодействие”, “толпа”, “гос-во”, “право” и т.д. Как теор. наука социология призвана объяснить саму идею и способы функционирования “власти” в гос-ве. К. приходит к выводу, что идея власти в полном объеме недоступна рац. познанию и может быть осмыслена в конечном итоге лишь методами художественно-интуитивного познания. Однако для социологии достаточно констатировать, что сама идея власти и связанные с нею понятия господства и подчинения — рез-т психол. взаимодействия индивидов. Что касается природы власти, ее иррац. оснований, то исследовать ее — скорее дело худож. лит-ры, чем социологии. Культура есть вообще механизм создания мифов, свидетельствующий о том, что не все в мире можно рационализировать, поскольку далеко не все рационально. Функция культуры поэтому — созидание, а не познание, как у науки, что совсем не принижает эту последнюю, а только очерчивает ее естеств. границы.
        Не все можно познать, потому что не все познаваемо. Мифологизировать, напротив, можно все и т.о. хотя бы отчасти сделать явлением культуры и хотя бы отчасти управляемым. Сторонник “методол. плюрализма”, К. считал, что в об-ве одни элементы подчиняются законам причинности, др. — принципам теологии. Обе эти сферы об-ва иногда функционируют независимо друг от друга, иногда же пересекаются друг с другом, усложняя социальную жизнь. Большую роль в “нормальном об-ве” играют элементы культуры, к-рые превращают власть и все ее атрибуты в элементы “коллективного духа”, т.е. обществ, сознания. В противном случае в об-ве преобладает правовой нигилизм, чреватый социальными потрясениями. Поэтому же К. критикует попытки заменить социальные понятия понятиями нравственности (в частности, идею Соловьева о гос-ве как “организованной жалости”). Высшее научное достижение К. — книга “Социальные науки и право” (1916), куда в переработанном виде вошли лучшие его статьи, написанные за 20 лет. В последние годы жизни К. работал над книгой “Право и науки о праве”, к-рую рассматривал как гл. свой труд. Книга погибла в рез-те пожара в типографии в Ярославле в 1918 во время эсеровского восстания.

Соч.: М.П. Драгоманов: Его полит, взгляды, лит. деятельность и жизнь //Драгоманов М.П. Полит, сочинения. M., 1908. Т. I; Страницы прошлого (К истории конституционного движения в России). M., 1912; Что такое национализм? // Нац. проблемы. 1915. N 1.

Лит.: Фатеев А.Н. Рус. методолог теории права. X., 1917; Голосенко И.А. Социология на неокантианской платформе: Б.А. Кистяковский и М.М. Хвостов // Рос. социология. СПб., 1993; Василенко Н.П. Академик Б.А. Кистяковский // Социол. исследования. 1994. N 2, 4, 5; Сапов В.В. Архив Б.А. Кистяковского // Вопр. социологии. 1992. Т. I. N 1; Он же. Главная книга академика Б.А. Кистяковского // Вестник РАН. 1994. Т. 64. N 3.

В.В. Сапов

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

Кистяковский
Богдан (Федор) Александрович Кистякóвский (1868-1920)
философ, социолог и правовед. Учился на ист.-филол. ф-те Киев. ун-та, откуда был исключен. Затем — в Харьков. и Дерпт. ун-тах. В 1895 поступил на филос. ф-т Берлин. ун-та, где занимался под рук. Зиммеля (см. Зиммель). В 1898 К. защитил дис. “Об-во и индивид”. В 1907-10 — редактор журн. “Крит. обозрение”. В 1909 — приват-доцент юрид. ф-та Моск. ун-та. В 1917 в Харьков. ун-те защитил докт. дис., с мая 1917 — проф. юрид. ф-та Киев. ун-та. В 1919 избран академиком Укр. АН.
По своим филос. взглядам К. неокантианец. Его социология — высшее достижение неокантианской социологии в дореволюц. России. Цель социологии, по К., — выработка необходимых понятий: “об-во”, “личность”, “социальное взаимодействие”, “толпа”, “гос-во”, “право” и т.д. Как теор. наука социология призвана объяснить саму идею и способы функционирования “власти” в гос-ве. К. приходит к выводу, что идея власти в полном объеме недоступна рац. познанию и может быть осмыслена в конечном итоге лишь методами художественно-интуитивного познания. Однако для социологии достаточно констатировать, что сама идея власти и связанные с нею понятия господства и подчинения — рез-т психол. взаимодействия индивидов. Что касается природы власти, ее иррац. оснований, то исследовать ее — скорее дело худож. лит-ры, чем социологии. Культура есть вообще механизм создания мифов, свидетельствующий о том, что не все в мире можно рационализировать, поскольку далеко не все рационально. Функция культуры поэтому — созидание, а не познание, как у науки, что совсем не принижает эту последнюю, а только очерчивает ее естеств. границы.
Не все можно познать, потому что не все познаваемо. Мифологизировать, напротив, можно все и т.о. хотя бы отчасти сделать явлением культуры и хотя бы отчасти управляемым. Сторонник “методол. плюрализма”, К. считал, что в об-ве одни элементы подчиняются законам причинности, др. — принципам теологии. Обе эти сферы об-ва иногда функционируют независимо друг от друга, иногда же пересекаются друг с другом, усложняя социальную жизнь. Большую роль в “нормальном об-ве” играют элементы культуры, к-рые превращают власть и все ее атрибуты в элементы “коллективного духа”, т.е. обществ. сознания. В противном случае в об-ве преобладает правовой нигилизм, чреватый социальными потрясениями. Поэтому же К. критикует попытки заменить социальные понятия понятиями нравственности (в частности, идею Соловьева о гос-ве как “организованной жалости”). Высшее научное достижение К. — книга “Социальные науки и право” (1916), куда в переработанном виде вошли лучшие его статьи, написанные за 20 лет. В последние годы жизни К. работал над книгой “Право и науки о праве”, к-рую рассматривал как гл. свой труд. Книга погибла в рез-те пожара в типографии в Ярославле в 1918 во время эсеровского восстания.
Соч.: М.П. Драгоманов: Его полит. взгляды, лит. деятельность и жизнь // Драгоманов М.П. Полит. сочинения. M., 1908. Т. I; Страницы прошлого (К истории конституционного движения в России). M., 1912; Что такое национализм? // Нац. проблемы. 1915. N 1.
Лит.: Фатеев А.Н. Рус. методолог теории права. X., 1917; Голосенко И.А. Социология на неокантианской платформе: Б.А. Кистяковский и М.М. Хвостов // Рос. социология. СПб., 1993; Василенко Н.П. Академик Б.А. Кистяковский // Социол. исследования. 1994. N 2, 4, 5; Сапов В.В. Архив Б.А. Кистяковского // Вопр. социологии. 1992. Т. I. N 1; Он же. Главная книга академика Б.А. Кистяковского // Вестник РАН. 1994. Т. 64. № 3.
В.В. Сапов.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии.. . 2003.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "КИСТЯКОВСКИЙ" в других словарях:

  • Кистяковский — (укр. Кістяковський, Кістяківський)  украинская фамилия. В начале 2000 х гг. на Украине людей с данной фамилией не зарегистрировано.[1] Известные носители Кистяковский, Александр Фёдорович (1833 1885)  российский юрист. Кистяковский,… …   Википедия

  • КИСТЯКОВСКИЙ — Богдан Александрович (1868 1920) украинский и русский философ, социолог, правовед. С 1888 студент историко филологического факультета Киевского уни версита. В 1890 исключен из университета. Поступил на юридический факультет Дерптского… …   Новейший философский словарь

  • КИСТЯКОВСКИЙ — Владимир Александрович (1865 1952), физикохимик, академик АН СССР (1929). Труды по электрохимии, коррозии металлов. Развил (одновременно с И. А. Каблуковым) представление о сольватации ионов. Установил (1916 1922) ряд важных соотношений… …   Русская история

  • Кистяковский А. — Александр Фёдорович Кистяковский (14 (26 марта) 1833, село Городищи Сосницкого уезда Черниговской губернии  13 (25) января 1885, Киев)  российский юрист украинского происхождения, доктор права (1869), профессор (1870). Основные труды  по… …   Википедия

  • Кистяковский А. Ф. — Александр Фёдорович Кистяковский (14 (26 марта) 1833, село Городищи Сосницкого уезда Черниговской губернии  13 (25) января 1885, Киев)  российский юрист украинского происхождения, доктор права (1869), профессор (1870). Основные труды  по… …   Википедия

  • Кистяковский Г. — Фото Георгия Кистяковского с пропуска в Лос Аламос. Георгий Богданович Кистяковский (18 ноября 1900, Киев 7 декабря 1982) русско украинско американский химик с еврейскими корнями. Биография Родился в семье профессора права Киевского университета… …   Википедия

  • Кистяковский Г. Б. — Фото Георгия Кистяковского с пропуска в Лос Аламос. Георгий Богданович Кистяковский (18 ноября 1900, Киев 7 декабря 1982) русско украинско американский химик с еврейскими корнями. Биография Родился в семье профессора права Киевского университета… …   Википедия

  • Кистяковский —         Владимир Александрович [30.9(12.10).1865, Киев, 19.10.1952, Москва], советский физико химик, академик АН СССР (1929; член корреспондент 1925). Окончил в 1889 Петербургский университет. В 1903 34 профессор Ленинградского политехнического… …   Большая советская энциклопедия

  • КИСТЯКОВСКИЙ — Богдан (Федор) Александрович (1868–1920) – рус. юрист и социолог идеалист, кадет. Проф. Киевского ун та (с 1917). Один из авторов сб. Проблемы идеализма (1902, ст. Русская социологическая школа и категория возможности при решении социально… …   Философская энциклопедия

  • Кистяковский В. — Владимир Александрович Кистяковский (30 сентября (12 октября) 1865, Киев 19 октября 1952, Москва) российский и советский физикохимик, академик АН СССР, (1929, член корреспондент с 1925). Сын известного юриста Александра Кистяковского; братья:… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»