КИСТЯКОВСКИЙ это:

КИСТЯКОВСКИЙ
КИСТЯКОВСКИЙ Богдан Александрович (1868-1920) - украинский и русский философ, социолог, правовед. С 1888 - студент историко-филологического факультета Киевского уни-версита. В 1890 - исключен из университета. Поступил на юридический факультет Дерптского университета, сблизился с социал-демократами. После исключения из этого университета в 1895 выехал за границу. Учился в Берлинском университете на философском факультете под руководством Зиммеля, затем в Парижском университете. В 1897 посещал семинары Виндельбанда в Страсбургском университете, где в 1898 защитил докторскую диссертацию по философии «Общество и индивидуальность» (опубл. в 1899 на нем. языке). С 1901 - в Гейдельбергском университете (семинар Г.Еллинека). С 1906 преподает в Московском коммерческом институте (по приглашению Новгородцева), на Высших женских курсах. Организовал со Струве журнал «Освобождение», в 1907-1910 - редактор журнала «Критическое обозрение». Сотрудничал в журнале «Вопросы жизни». В 1909 - приват-доцент юридического факультета Московского университета. Участвовал в сборниках «Проблемы идеализма» (1902) и «Вехи» (1909). Поддержал протест профессуры против нарушения университетской автономии, отказался от преподавания в Москве, работал в Ярославле. В 1913-1917 редактировал «Юридический вестник». С 1917 - профессор юридического факультета Киевского университета. С 1918 - профессор и декан юридического факультета Украинского университета. Участвовал в создании Украинской Академии наук, с 1919 - академик по кафедре социологии. Умер во время поездки с Вернадским и др. академиками к генералу А.И. Деникину с целью отстоять права Академии. Основные работы собраны в книге «Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права» (1916). Работал над книгой «Право и науки о праве» (погибла в типографии во время эсеровского восстания в Ярославле в 1918). В своих работах К. исходил из необходимости нормативистского обоснования социального познания в целом, и социологии, в частности. Причина кризиса социального познания усматривалась К., во-первых, в субъективизме и релятивизме общественной науки, привносимом марксизмом, прагматизмом и этико-субъективной школой; во-вторых, в некритическом заимствовании позитивистских категорий и методов естественных наук; в-третьих, в неразграниченности социальной философии и социологии, в господстве психологизма в социальных науках. Кризис социальных наук, по К., есть кризис существующей гносеологии и методологии, что требует рефлексии по поводу имеющихся теорий и применявшихся при их построении приемов мышления. В центре ее внимания должны находится проблемы: 1) образования социально-научных понятий; 2) применимости причинного объяснения к социальным явлениям; 3) роли и значения норм в социальной жизни. Первые две проблемы разрешимы социологией, третья требует философского анализа. Общественные явления должны быть осмыслены сквозь категории общности, необходимости и долженствования. В центре внимания К. - соотношение стихийного и сознательного, единичного и общего, случайного и законосообразного. Закон, выводимый в социальных науках, приложим только к идеальным конструктам. Следовательно, он вневременен и внепространственнен, выявляет априорные формы мышления и лишь прилагается затем к конкретным процессам развития. С этих позиций К. критиковал марксизм, исходивший из тезиса о конечной причине социальных процессов и онтологизировавший свою схему. Критике подвергалась К. и марксистская теория классов и классовой борьбы. В классах К. видел продукт социального взаимодействия людей в определенных конкретно-исторических условиях, т.е. считал их предметом социально-психологического, а не экономического анализа. Таким образом, суть познания, по К., заключается в выявлении с помощью операций выделения, изолирования и отвлечения общезначимых соотношений, обладающих предикатом безусловной необходимости, т.е. внепространственности и вневременности. Истина не вне, а внутри нас. Необходимость и случайность - конструкты нашего понимания. В социальном познании общеобязательно также следование идее справедливости, что требует оценки деятельности людей с позиции этически должного, а не только поиска истины. В социальных институтах постепенно реализуется все более осознаваемое людьми стремление к справедливости, заложенное в них природное нравственное (и эстетическое) начало. Добро столь же вневременно и внепро-странственно, как и истина. Мы понимаем только то, что представляем себе необходимым и справедливым (если речь идет о действиях людей), т.е. должным. Уровень телеологии является высшим проявлением и оформлением социальных связей. Долженствование вмещает в себя необходимость и возвышается над нею. Социальная необходимость нормативна по своей природе. Основой социального познания, согласно К., должен стать новый (научно-философский, а не метафизический или мистический) идеализм, выросший из этики на основе отрицания натуралистической социологии и марксизма. Конечная цель нового идеализма трактуется К. как решение этической проблемы научным путем. Он исходит из двух тезисов: 1) признания автономии и свободы человека; 2) факта существенности его оценочной деятельности. Отсюда - принцип самоценности личности и равноценности личностей между собой. Социокультурная деятельность, по К., предполагает формулирование и осуществление в действительности определенного идеала. Традиционный идеализм при этом, по мнению К., апеллирует к познанию метафизического сущего путем интуиции и религиозной веры, новый идеализм идет путем философско-социологических разработок. Задача социального познания - выявление норм и правил теоретического мышления, практической (нравственной) деятельности и художественного творчества. Тем самым в теории познания К. последовательно проводятся принципы антипсихологизма, априоризма и нормативности. Важнейшая часть научного наследия К. - обоснование ценности права для практической жизни. Ценностное содержание культуры задается безусловностью справедливости, истины, красоты, веры. Ценности права относительны, но они задают формальные свойства интеллектуальной и волевой деятельности людей. Право - единственная социально-дисциплинирующая система. Дисциплинированное общество и общество с развитым правовым порядком - тождественные понятия. Право - основное условие внутренней свободы человека, игнорирование власти права ведет к власти силы, т.е. росту несвободы. Русское же общество, по К., никогда не уважало права, русская интеллигенция не заботилась о формировании прочного правосознания как необходимого условия нормального общественного развития. Отсюда путь России - признание, наряду с абсолютными ценностями, относительных ценностей права, изживание правового нигилизма.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Смотреть что такое "КИСТЯКОВСКИЙ" в других словарях:

  • Кистяковский — (укр. Кістяковський, Кістяківський)  украинская фамилия. В начале 2000 х гг. на Украине людей с данной фамилией не зарегистрировано.[1] Известные носители Кистяковский, Александр Фёдорович (1833 1885)  российский юрист. Кистяковский,… …   Википедия

  • КИСТЯКОВСКИЙ —         Богдан (Федор) Александрович (1868 1920) философ, социолог и правовед. Учился на ист. филол. ф те Киев. ун та, откуда был исключен. Затем в Харьков, и Дерпт. ун тах. В 1895 поступил на филос. ф т Берлин, ун та, где занимался под рук.… …   Энциклопедия культурологии

  • КИСТЯКОВСКИЙ — Владимир Александрович (1865 1952), физикохимик, академик АН СССР (1929). Труды по электрохимии, коррозии металлов. Развил (одновременно с И. А. Каблуковым) представление о сольватации ионов. Установил (1916 1922) ряд важных соотношений… …   Русская история

  • Кистяковский —         Владимир Александрович [30.9(12.10).1865, Киев, 19.10.1952, Москва], советский физико химик, академик АН СССР (1929; член корреспондент 1925). Окончил в 1889 Петербургский университет. В 1903 34 профессор Ленинградского политехнического… …   Большая советская энциклопедия

  • КИСТЯКОВСКИЙ — Богдан (Федор) Александрович (1868–1920) – рус. юрист и социолог идеалист, кадет. Проф. Киевского ун та (с 1917). Один из авторов сб. Проблемы идеализма (1902, ст. Русская социологическая школа и категория возможности при решении социально… …   Философская энциклопедия

  • Кистяковский, Александр Федорович — доктор уголовного права, ординарный профессор университета Св. Владимира, род. 14 марта 1833 года в с. Городище сосницкого уезда Черниговской губернии, ум. в Киеве 13 января 1885 года. Происходя из духовного звания, он первоначальное образование… …   Большая биографическая энциклопедия

  • КИСТЯКОВСКИЙ БОГДАН — (Федор) Александрович (1868 1920) философ, социолог и правовед. Учился на историко филологическом факультете Киевского университета, откуда был исключен. Затем в Харьков, и Дерпт. университетах. В 1895 поступил на философский факультет… …   Энциклопедия социологии

  • Кистяковский Александр Федорович — Кистяковский (Александр Федорович, 1833 1885) известный криминалист. Уроженец Черниговской губернии, из духовного звания (дед его был крестьянином); учился в черниговском духовном училище и семинарии; окончил курс на юридическом факультете… …   Биографический словарь

  • Кистяковский, Владимир Александрович — [30 сент. (12 окт.) 1865 19 окт. 1952] сов. ученый в области физич. химии и электрохимии, акад. (с 1929, чл. корр. с 1925), действит. чл. АН УССР (с 1919). Окончил в 1889 Петербург. ун т. В 1903 34 проф. Петербург. (Ленинградского) политехнич. ин …   Большая биографическая энциклопедия

  • Кистяковский, Владимир Александрович — Кистяковский Владимир Александрович …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «КИСТЯКОВСКИЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»