БЕРГ Альбан это:

БЕРГ Альбан
( 9 II 1885, Вена - 24 XII 1935, там же)

Душа, как ты становишься прекрасней, глубже после снежных бурь.

П. Альтенберг

А. Берг - один из классиков музыки XX в. - принадлежал к так называемой нововенской школе, сложившейся в начале столетия вокруг А. Шенберга, куда входили также А. Веберн, Г. Эйслер и др. Берга, как и Шенберга, принято относить к направлению австро-немецкого экспрессионизма (причем к его наиболее радикальной ветви) благодаря его поискам крайней степени выразительности музыкального языка. Оперы Берга в связи с этим называли "драмами крика". Берг явился одним из характерных выразителей ситуации своего времени - трагически-кризисного состояния буржуазного общества периода первой мировой войны и годов, предшествующих наступлению в Европе фашизма. Его творчеству присущи социально-критический настрой, обличение цинизма буржуазных нравов, подобно фильмам Ч. Чаплина, острое сочувствие "маленькому человеку". Ощущение беспросветности, тревоги, трагизма типично для эмоциональной окраски его сочинений. Вместе с тем Берг - вдохновенный лирик, сохранивший в XX в. романтический культ чувства, в такой степени свойственный прошедшему XIX столетию. Волны лирических нарастаний и спадов, широкое дыхание большого оркестра, заостренная экспрессия струнных инструментов, интонационная напряженность, пение, насыщенное множеством выразительных нюансов, составляют специфику звучания его музыки, и эта полнота лирики противостоит безнадежности, гротеску и трагизму.

Берг родился в семье, где любили книги, увлекались игрой на рояле, пением. Старший брат Чарли занимался вокалом, и это дало повод юному Альбану сочинять многочисленные песни с сопровождением фортепиано. Желая получить профессиональное образование по музыкальной композиции, Берг стал обучаться под руководством Шенберга, пользовавшегося репутацией педагога-новатора. Он учился на классических образцах, приобретая в то же время умение использовать новую технику для новых типов выразительности. Собственно обучение длилось с 1904 по 1910 г., в дальнейшем это общение переросло в теснейшую творческую дружбу на всю жизнь. Среди первых самостоятельных по стилю сочинений Берга - Соната для фортепиано, окрашенная мрачным лиризмом (1908). Однако первые исполнения сочинений не вызывали сочувствия слушателей; у Берга, так же как у Шенберга и Веберна, возникал разрыв между их левыми устремлениями и классическими вкусами публики.

В 1915-18 гг. Берг служил в армии. По возвращении он принимал участие в работе Общества частных исполнений, писал статьи, был популярен как педагог (к нему обращался, в частности, известный немецкий философ Т. Адорно). Произведением, которое принесло композитору всемирное признание, стала опера "Воццек" (1921), премьера которой (после 137 репетиций) состоялась в 1925 г. в Берлине. В 1927 г. опера была поставлена в Ленинграде, и автор приезжал на премьеру. На его родине исполнение "Воццека" вскоре было запрещено - мрачная атмосфера, порождавшаяся ростом немецкого фашизма, трагически сгущалась. В процессе работы над оперой "Лулу" (по пьесам Ф. Ведекинда "Дух земли" и "Ящик Пандоры") он увидел, что о ее постановке на сцене не может быть и речи, произведение осталось незаконченным. Остро ощущая враждебность окружающего мира, Берг написал в год смерти свою "лебединую песню" - Концерт для скрипки "Памяти ангела".

За 50 лет своей жизни Берг создал сравнительно немного произведений. Наиболее знаменитыми из них стали опера "Воццек" и Концерт для скрипки с оркестром; много исполняются также опера "Лулу; Лирическая сюита для квартета" (1926); Соната для фортепиано; Камерный концерт для фортепиано, скрипки и 13 духовых инструментов (1925), концертная ария "Вино" (на ст. Ш. Бодлера в переводе С. Георге - 1929).

В своем творчестве Берг создал новые типы оперного спектакля и инструментальных произведений. Опера "Воццек" была написана по драме Г. Бюхнера "Войцек. В мировой оперной литературе не было примера сочинения, героем которого стал маленький, забитый человек, действующий в повседневной обстановке, вычерченный со столь же поразительной рельефностью" (М. Тараканов). Денщику Воццеку, над которым куражится его капитан, проводит шарлатанские опыты маньяк-доктор, изменяет единственное дорогое существо- Мари. Лишившись последней надежды в своей обездоленной жизни, Воццек убивает Мари, после чего и сам гибнет в болотной топи. Воплощение такого сюжета стало актом острейшего социального обличения. Сочетание в опере элементов гротеска, натурализма, возвышающей лирики, трагических обобщений потребовало разработки новых типов вокального интонирования - различных видов речитатива, приема, промежуточного между пением и речью (Sprechstimme), характерных интонационных изломов мелодии; гипертрофии музыкальных черт бытовых жанров - песни, марша, вальса, польки и др. с сохранением при этом широкого полнозвучия оркестра. О соответствии в "Воццеке" музыкального решения идейному замыслу писал Б. Асафьев: ..."Я не знаю иной современной оперы, которая сильнее, чем "Воццек", подкрепила бы социальное предназначение музыки как непосредственного языка чувств, особенно при таком изумительном сюжете, как драма Бюхнера, и при таком умном и проницательном охвате сюжета музыкой, как это удалось сделать Бергу".

Концерт для скрипки с оркестром стал новой ступенью в истории этого жанра - ему придан трагический характер реквиема. Концерт был написан под впечатлением смерти восемнадцатилетней девушки, поэтому он получил посвящение "Памяти ангела". Разделы концерта отражают образы короткой жизни и быстрой смерти юного существа. Прелюдия передает ощущение зыбкости, хрупкости и некоторой отрешенности; Скерцо, символизирующее радости жизни, построено на отзвуках вальсов, лендлеров, содержит народную каринтийскую мелодию; Каденция воплощает крушение жизни, приводит к яркой экспрессионистической кульминации сочинения; Хоральные вариации ведут к очищающему катарсису, который символизирует цитата хорала И. С. Баха (из духовной кантаты № 60 Es ist genug).

Творчество Берга оказало огромное влияние на композиторов XX в. и, в частности, на советских - Д. Шостаковича, К. Караева, Ф. Караева, А. Шнитке и др.


Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990.

Смотреть что такое "БЕРГ Альбан" в других словарях:

  • Берг Альбан — (Berg) (1885 1935), австрийский композитор. Представитель новой венской школы. Эволюционировал от музыкального романтизма к экспрессионизму. Один из создателей серийной техники (см. Додекафония). Гуманизм и социальный критицизм отразились в опере …   Энциклопедический словарь

  • Берг, Альбан — У этого термина существуют и другие значения, см. Берг. Альбан Берг Alban Berg Дата рождения 9 февраля 1885(1885 02 09) Место рождения …   Википедия

  • Берг Альбан — Берг (Berg) Альбан (9.2.1885, Вена, ‒ 24.12.1935, там же), австрийский композитор. Один из виднейших представителей экспрессионизма в музыке. Изучал композицию под руководством А. Шёнберга, оказавшего значительное влияние на формирование… …   Большая советская энциклопедия

  • Берг, Альбан — БЕРГ (Berg) Альбан (1885 1935), австрийский композитор. Представитель новой венской школы. В сочинениях черты музыкального романтизма, экспрессионизма. Одним из первых применил додекафонию, коллаж. В опере Воццек (1921) гуманистическая, социально …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Берг, Альбан — (Berg, Alban) (09.02.1885, Вена 24.12.1935, Вена)    австрийский композитор. Классик музыки XX в., виднейший представитель музыкального экспрессионизма. Родился в семье книготорговца и любителя искусства. Учился у А.Шёнберга*, вошел в “новую… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Берг Альбан — …   Википедия

  • Берг — (нем. Berg  гора) Берг (дворянский род) Берг  немецкая фамилия. Фамилия Берг, Аксель Иванович (1893 1979)  советский учёный радиотехник, адмирал, заместитель министра обороны СССР, Герой социалистического труда. Берг,… …   Википедия

  • Альбан — Альбан  имя и фамилия. Известные носители: Альбан (Альбани), Франческо (1578 1660) итальянский художник болонской школы. Берг, Альбан (1885 1935) австрийский композитор. Альбан Майнцский (? ок. 460) священник, миссионер и мученик. Альбан… …   Википедия

  • Берг — (Berg) Альбан (1885 1935) Один из трех основных представителей так наз. «нововенской школы» XX в. (наряду с А. Шёнбергом и А. Веберном), яркий выразитель австро немецкого музыкального экспрессионизма и европейского авангарда. Б. создал… …   Энциклопедия культурологии

  • БЕРГ (Berg) Альбан — (1885 1935) австрийский композитор. Представитель новой венской школы. Эволюционировал от музыкального романтизма к экспрессионизму. Один из создателей серийной техники (см. Додекафония). Гуманизм и социальный критицизм отразились в опере Воццек… …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Альбан Берг и его время, Юлия Векслер. Впервые на русском языке выходит масштабный труд, посвященный одному из крупнейших композиторов XX столетия Альбану Бергу. Его биография основана на документах (письма, дневники, наброски,… Подробнее  Купить за 3018 руб
  • Альбан Берг и его время, Ю. Векслер. Впервые на русском языке вышел масштабный труд, посвященный Альбану Бергу (1895–1935),одному из крупнейших композиторов XX столетия. Биография Берга основана на документах (письма,… Подробнее  Купить за 1232 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»