Берг это:

Берг
Берг
(Berg) Альбан (1885-1935) Один из трех основных представителей так наз. «нововенской школы» XX в. (наряду с А. Шёнбергом и А. Веберном), яркий выразитель австро-немецкого музыкального экспрессионизма и европейского авангарда. Б. создал сравнительно немного сочинений, но они явились видными вехами истории музыки первой половины XX в. и активно повлияли на композиторское творчество дальнейших поколений. Такая судьба выпала на долю двух опер Б. — «Воццек» и «Лулу», Концерта для скрипки с оркестром «Памяти ангела», «Лирической сюиты» для струнного квартета, Пяти оркестровых песен на тексты П. Альтенберга и концертной арии «Вино», Четырех пьес для кларнета и фортепиано. Почти сто лет исполняются его «Семь ранних песен» на стихи различных поэтов. Главный парадокс творчества Б. — в нерасторжимости двух эстетик: безобразного, скользящего от реализма к натурализму, и идеально-прекрасного, с героической безнадежностью брошенного в мир XX В. Б. как творческая личность — и реалист, с сочным гротеском рисующий карикатуры персонажей в своих операх, и критик-публицист, выступающий в печати и на радио в защиту нового искусства, и глубочайший лирик, создавший любовно-романтическую музыку, и ученый-схоласт, верящий в магию чисел и симметрии, и религиозный человек, верующий в спасение на небесах. Опера «Воццек» — это и протест против милитаризма («Я убежден, что Вы еще не скоро найдете такого страстного антимилитариста, как я»), и протест против унижения «маленького человека» (гротескные фигуры Капитана и Доктора). Реализм доводится до натуралистических деталей: хор храпящих солдат в казарме, сексуальная изобразительность в сцене Мари с тамбурмажором и т. д. Люди опущены на дно жизни: бедная комната Мари, кабак с расстроенным пианино, Воццек в топи болота. При этом все эмоции героев экспрессионистически взвинчены: гипертрофированы вокальные партии Капитана и Доктора, натуралистическим криком обрывается жизнь Мари, с завываниями от ужаса распевают слово «кровь» танцующие в кабаке. По словам Т. Адорно, «всю темноту и вину мира новая музыка взяла на себя». И этому мраку униженности, нищеты, безнадежности и безумия Б. как истинный художник находит столь же сильную равнодействующую — свет, излучаемый самой музыкой: лирична колыбельная Мари, возвышенны ее интонации в сцене с Библией, нежен голос ребенка Мари в последней сцене, а главное — создана собственно музыкальная итоговая кульминация в виде последней симфонической интерлюдии, в которой со всей страстностью передается великое сострадание всем страдающим на земле. Приводятся в действие и все незримые для посвященных эстетические силы «абсолютной музыки» — законченные музыкальные формы (вариации, фуги, рондо и т. д.). В созвучии с идеями своего друга, архитектора А. Лооса, Б. образует квазигеометрическую структуру во всей трехактной композиции «Воццека»: общий план ABA, ось в 3-й сцене II акта, окаймление по 7 сцен с обеих сторон. Позднее, в инструментальных сочинениях Б. пришел к «геометризации» каждого такта и даже каждого звука (в «Лирической сюите»). Вершину парадокса в творчестве Б. и во всем музыкальном театре составила опера «Лулу», по Ф. Ведекинду (осталась недописанной). Здесь все герои отрицательны, их неожиданные смерти (из-за влечения к соблазнительнице Лулу и соперничества) нагромождаются друг на друга, как в американских кинобоевиках, сама героиня лишена элементарной человечности, и ее в конце оперы убивает Джек Потрошитель. В начале спектакля персонажи представлены в виде диких зверей, загнанных в клетку. В опере возникают натуралистические и экспрессионистические детали: имитация астматического кашля, стоны Художника, которому перерезают горло, отчаянный крик Лулу перед смертью. Несмотря на это, Б. и такой сюжет воплощает по принципу «роман как жизнь и жизнь как роман». В какой-то момент действия вдруг устанавливается идентификация между одним из героев по имени Альва ( у Ведекинда он «автор» пьесы, у Б. — «автор» данной оперы) и самим композитором по имени Альбан. И сочиненная героем-двойником музыка — антипод сценическому действию. Полная страстной лирики и сострадания, она восходит к любовным томлениям «Тристана и Изольды» Вагнера, экспрессии «бесконечных мелодий» симфоний Брукнера и Малера. В этой опере весь свет — в музыке, вся тьма — в сценическом действии, и дальше по пути этого разрыва идти некуда. Принцип «жизнь как роман» с поразительной буквальностью реализовался и в чисто инструментальном произведении Б. — «Лирической сюите» для струнного квартета, названной автором «небольшой памятник большой любви». Композитор в рукописи запечатлел подробную словесную картину своих чувств. Например, в связи с V ч.: «Ужас дней с их скачущим пульсом (тт. 19, 51), боль tenebroso ночи, с ее темным течением, когда никак невозможно заснуть (тт. 70, 121). И опять день с его безумным (т. 124) сердцебиением (тт. 127,201)...» И рядом — излюбленная схоластика чисел Б.: V ч., несколько разделов — 5 х 10; 12 х 10; 21 х 10; 32 х 10; 2 х 23 х 10 тактов. Открытием нового художественного парадокса завершилось творчество Б. В Концерте для скрипки «Памяти ангела», написанном под впечатлением кончины молодой девушки, Б. использовал палитру разноообразных психологических красок, передав в кульминации сам ужас смерти. А в качестве противовеса ему ввел нечто «неслыханное» (любимое выражение «нововенской школы») — отрешенно звучащую подлинную цитату из хорала Баха «Es ist genug». В этом контрасте земного и небесного он нашел новый композиторский метод, через 30 лет захвативший всю Европу, полистилистику.
Соч.: Glaube, Hoffnung und Liebe. Schriften zur Musik. Leipzig 1981.
Лит.: Тараканов M. Музыкальный театр Альбана Берга. М., 1976;
Воробьев Д. Д. О некоторых противоречиях идейно-эстетической концепции оперы А.Берга «Лулу» // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 3. М., 1976. С. 163-207;
Холопова В. Берг // Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. М., 1990;
Redlich H. F. Alban Berg. Wien, 1957;
Adorno T. Alban Berg. Vienna 1968; 2-я ред. 1978;
В.Холопова

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. . 2003.


.

Смотреть что такое "Берг" в других словарях:

  • Берг — (нем. Berg  гора) Берг (дворянский род) Берг  немецкая фамилия. Фамилия Берг, Аксель Иванович (1893 1979)  советский учёный радиотехник, адмирал, заместитель министра обороны СССР, Герой социалистического труда. Берг,… …   Википедия

  • Берг — Лев Семёнович (1876–1950), физикогеограф и биолог. Академик АН СССР. Организатор в 1918 г. Географического института (впоследствии преобразован в географический факультет Ленинградского университета), где до конца жизни заведовал кафедрой… …   Географическая энциклопедия

  • БЕРГ —     БЕРГ Лев Семенович (Симонович) [2 (14) марта 1876, Бендеры (ныне в Молдове) 24 декабря 1950, Ленин     град] русский зоолог, географ, эволюционист, историк и философ науки, этнограф; “последний энциклопедист XX века”. Окончил физ. мат. фак т… …   Философская энциклопедия

  • Берг — несколько дворянских фамилий Бергов, записанных в различные части родословных книг русских губерний и происходящих от эстляндских и лифляндских владельцев XVI и XVII веков. Многие из Бергов в XVIII в. состояли в генеральских военных чинах и… …   Биографический словарь

  • Берг — Берг, Аксель Иванович Берг, Лев Семенович …   Морской биографический словарь

  • БЕРГ — Аксель Иванович (1893 1979), инициатор развития в СССР основных направлений радиоэлектроники, кибернетики и ее приложений. Основные труды по радиотехнике, радиолокации, радиопеленгации …   Современная энциклопедия

  • БЕРГ — (Berg) Альбан (1885 1935), австрийский композитор. Представитель новой венской школы. В сочинениях черты музыкального романтизма, экспрессионизма. Одним из первых применил додекафонию, коллаж. В опере Воццек (1921) гуманистическая, социально… …   Современная энциклопедия

  • бергі — ата. Әкесінің әкесі, өз атасы. ≈ Б е р г і а т а м д ы білемін, арғы атамды көрген жоқпын …   Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі

  • Берг — I         Аксель Иванович [р. 29.10(10.11).1893, Оренбург], советский радиотехник, инженер адмирал, академик АН СССР (1946; член корреспондент 1943), Герой Социалистического Труда (1963). Член КПСС с 1944. В 1914 окончил Морской корпус. В… …   Большая советская энциклопедия

  • БЕРГ — 1. БЕРГ Аксель Иванович (1893 1979), радиотехник, академик АН СССР (1946), инженер адмирал (1955), Герой Социалистического Труда (1963). Активный участник решения осн. проблем развития радиоэлектроники, в СССР. Инициатор и руководитель… …   Русская история

Книги

  • Берг, Раиса Львовна, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Раи?са Льво?вна Берг (27 марта 1913, Санкт-Петербург,… Подробнее  Купить за 1509 руб
  • Берг-регламент, . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. [Берг-регламент :] : [Утвержден] марта 3 дня 1739 года:[Санктпетербург] : [Тип. Морск. кад. корпуса],… Подробнее  Купить за 1500 руб
  • Берг-коллегия, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Берг-колле?гия — орган по руководству горнорудной… Подробнее  Купить за 1254 руб
Другие книги по запросу «Берг» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»