Берг Альбан это:

Берг Альбан
Берг Альбан
(Berg) (1885—1935), австрийский композитор. Представитель новой венской школы. Эволюционировал от музыкального романтизма к экспрессионизму. Один из создателей серийной техники (см. Додекафония). Гуманизм и социальный критицизм отразились в опере «Воццек» (1921). Опера «Лулу» (1935), концерт для скрипки с оркестром «Памяти ангела» (1935), камерно-инструментальные сочинения (в том числе «Лирическая сюита», 1926), вокальные циклы и др.; литературные сочинения.
* * *
БЕРГ Альбан
БЕРГ (Berg) Альбан (Мария Иоганнес) (9 февраля 1885, Вена — 24 декабря 1935, там же), австрийский композитор. Представитель новой венской школы (см. НОВАЯ ВЕНСКАЯ ШКОЛА). Эволюционировал от музыкального романтизма (см. РОМАНТИЗМ) к экспрессионизму (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ). Один из создателей серийной техники (смотри Додекафония (см. ДОДЕКАФОНИЯ) ). Гуманизм и социальный критицизм отразились в опере «Воццек» (1921). Опера «Лулу» (1935), камерно-инструментальные сочинения («Лирическая сюита», 1926), вокальные циклы; литературные сочинения.
Ученик Шенберга
В юности получил хорошее домашнее образование, тогда же начал сочинять песни для голоса и фортепиано, однако систематически занялся музыкой только в 1904, став учеником Арнольда Шенберга (см. ШЕНБЕРГ Арнольд), который сразу распознал в нем большой талант. В тот же период у Шенберга учился и А. фон Веберн (см. ВЕБЕРН Антон фон). В биографии всех троих первое десятилетие 20 века было отмечено отходом от тональной гармонии в сторону свободной атональности (см. АТОНАЛЬНОСТЬ). В Сонате Берга для фортепиано соч. 1 (1907—1908) все еще распознается тональность си минор; что касается четырех песен для голоса и фортепиано соч. 2 (1909—1910), то в них тональность едва различима, а Струнный квартет соч. 3 (1910) полностью атонален. Обширные масштабы квартета, достигнутые благодаря интенсивной мотивной работе, отличают его от сравнительно коротких ранних атональных опусов Шенберга и Веберна. Берг посвятил его Елене Наховски, которая в 1911 стала его женой.
В качестве поэтической основы для своего следующего произведения — Пяти песен для сопрано с оркестром соч. 4 (1912) — Берг выбрал изысканные миниатюры («почтовые открытки») Петера Альтенберга. В музыке песен сказалось влияние не только Шенберга и другого кумира Берга, Г. Малера (см. МАЛЕР Густав), но и К. Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль); с другой стороны, в них уже предвосхищается опера «Воццек», а также 12-тоновая техника (так называемая додекафония (см. ДОДЕКАФОНИЯ)). Затем последовала еще одна серия миниатюр — Четыре пьесы для кларнета и фортепиано соч. 5 (1913); после нее Берг вновь обратился к крупной форме в Трех пьесах для оркестра соч. 6 (1914). По существу, это небольшая экспрессионистская симфония, третья часть которой, «Марш», по своим масштабам почти равна двум первым — «Прелюдии» и «Хороводному танцу», — вместе взятым. Пьесы связаны между собой тематически; симфонический масштаб целого обеспечивается, как обычно у Берга, благодаря активной мотивной работе, объектом которой часто служат жанровые элементы бытовой музыки.
«Воццек»
В мае 1914 Берг присутствовал на венской премьере пьесы немецкого драматурга Георга Бюхнера (1813—37) «Воццек» (ныне это произведение, найденное в бумагах Бюхнера после его смерти, публикуется под исправленным названием «Войцек»). Трагедия забитого, одержимого апокалиптическими галлюцинациями солдата вдохновила Берга на создание оперы, отражающей тревожную и мрачную духовную атмосферу начала 20 века. Из 23 разрозненных сцен неоконченной пьесы Бюхнера Берг выбрал 15, объединив их в 3 акта по 5 сцен в каждом. Работу над музыкой оперы он начал в 1917, будучи рядовым действующей армии (1915—18), и завершил в 1921. Форма оперы основана на архитектонических принципах инструментальной музыки. Ее первый (экспозиционный) акт, 5 сцен которого рисуют разные аспекты отношений Воццека с другими людьми, решен в форме серии характерных пьес. Второй акт, по ходу которого связи героя с внешним миром рушатся, а его возлюбленная Мария изменяет ему, в музыкальном отношении представляет собой симфонию в пяти частях. Наконец, третий акт — развязка драмы, завершающаяся гибелью Марии и Воццека, — выполнен в виде серии инвенций (см. ИНВЕНЦИЯ), в каждой из которых разрабатывается та или иная остинатная (см. ОСТИНАТО) идея. В гармоническом и мелодическом языке оперы господствует атональная стихия, однако встречаются тональные островки в возвышенно-романтическом (ре-минорный оркестровый «реквием» по погибшим героям перед последней сценой) или язвительно-пародийном духе. Необычайно широк и спектр приемов вокального письма: от так называемого речевого пения в духе «Лунного Пьеро» Шенберга до протяженных, выразительных ариозо (см. АРИОЗО), местами напоминающих о мелодике Р. Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард)и Р. Штрауса (см. ШТРАУС Рихард). Сенсационная мировая премьера «Воццека» под управлением Э. Клайбера состоялась в Берлине в 1925; последовавшие за ней постановки в других крупных центрах (в том числе в Ленинграде, 1927) принесли Бергу мировую славу. «Воццек» и сейчас остается одной из самых репертуарных опер 20 века.
Тайные символы Берга
Более эзотеричен трехчастный Камерный концерт для фортепиано, скрипки и 13 духовых (1924—25), задуманный как приношение Шенбергу в день его 50-летия. Его форма как в общем плане, так и в частностях основывается на «магическом» числе три, что, по замыслу Берга, должно символизировать духовное триединство Шенберга и двух его учеников. Еще более богата символами и скрытыми смыслами шестичастная «Лирическая сюита» для струнного квартета (1925—26). После смерти Берга была опубликована составленная им программа «Лирической сюиты», из которой следует, что в «сюжете» этого произведения, развивающемся от беззаботного Allegretto gioviale первой части и лирического Andante amoroso второй к горестному Largo desolato последней, запечатлена история тайной и запретной любви автора к Ханне Фукс-Робеттин. «Лирическая сюита» — первое произведение Берга, написанное в серийной технике. Композитор пришел к ней значительно позже, чем Шенберг и Веберн; в своих последующих произведениях он использовал ее свободно, не избегая (в отличие от Веберна) мажорных и минорных трезвучий, а иногда «разбавляя» додекафонную гармонию вкраплениями тональной музыки.
Последние годы
В 1929 Берг приступил к работе над оперой «Лулу» по пьесам Франка Ведекинда (1864—1918) «Дух земли» и «Ящик Пандоры», в центре которых — фигура неудержимо притягательной и порочной «роковой женщины», характерная для литературы и искусства рубежа веков. Форма «Лулу», как обычно у Берга, основана на архитектонических законах и числовой символике; в крупном плане она представляет собой «палиндром (см. ПЕРЕВЕРТЕНЬ) », первая половина которого (до середины 3 акта) рисует возвышение Лулу до положения светской дамы, а вторая — ее падение обратно на дно жизни. Вся музыкальная ткань оперы выводится из одной 12-тоновой серии, фрагменты и варианты которой выступают в функции лейтмотивов отдельных персонажей.
Работа над «Лулу» прерывалась дважды: вначале сочинением концертной арии «Вино» на 3 стихотворения Ш. Бодлера (см. БОДЛЕР Шарль) в переводе Ш. Георге (1929), затем — сочинением Концерта для скрипки с оркестром (1935). Последний, задуманный как реквием по юной дочери вдовы Малера (см. МАЛЕР Густав), Альмы Малер-Верфель (отсюда подзаголовок концерта «Памяти ангела»), оказался надгробным памятником композитора самому себе: Берг скоропостижно умер через 4 месяца после завершения Концерта. Третий акт «Лулу» остался неоконченным (Берг успел оркестровать только его начало и заключительную сцену). В 1937 в Цюрихе состоялась премьера оперы без большей части третьего акта. Черновики находились в распоряжении вдовы Берга, которая в конце 1960-х гг. предоставила их австрийскому композитору Ф. Церхе для обработки и инструментовки. Премьера оперы с восстановленным третьим актом состоялась только после ее смерти (Париж, 1979, дирижер П. Булез (см. БУЛЕЗ Пьер)).

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Берг Альбан" в других словарях:

  • Берг, Альбан — У этого термина существуют и другие значения, см. Берг. Альбан Берг Alban Berg Дата рождения 9 февраля 1885(1885 02 09) Место рождения …   Википедия

  • Берг Альбан — Берг (Berg) Альбан (9.2.1885, Вена, ‒ 24.12.1935, там же), австрийский композитор. Один из виднейших представителей экспрессионизма в музыке. Изучал композицию под руководством А. Шёнберга, оказавшего значительное влияние на формирование… …   Большая советская энциклопедия

  • Берг, Альбан — БЕРГ (Berg) Альбан (1885 1935), австрийский композитор. Представитель новой венской школы. В сочинениях черты музыкального романтизма, экспрессионизма. Одним из первых применил додекафонию, коллаж. В опере Воццек (1921) гуманистическая, социально …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • БЕРГ Альбан — ( 9 II 1885, Вена 24 XII 1935, там же) Душа, как ты становишься прекрасней, глубже после снежных бурь. П. Альтенберг А. Берг один из классиков музыки XX в. принадлежал к так называемой нововенской школе, сложившейся в начале столетия вокруг А.… …   Музыкальный словарь

  • Берг, Альбан — (Berg, Alban) (09.02.1885, Вена 24.12.1935, Вена)    австрийский композитор. Классик музыки XX в., виднейший представитель музыкального экспрессионизма. Родился в семье книготорговца и любителя искусства. Учился у А.Шёнберга*, вошел в “новую… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Берг Альбан — …   Википедия

  • Берг — (нем. Berg  гора) Берг (дворянский род) Берг  немецкая фамилия. Фамилия Берг, Аксель Иванович (1893 1979)  советский учёный радиотехник, адмирал, заместитель министра обороны СССР, Герой социалистического труда. Берг,… …   Википедия

  • Альбан — Альбан  имя и фамилия. Известные носители: Альбан (Альбани), Франческо (1578 1660) итальянский художник болонской школы. Берг, Альбан (1885 1935) австрийский композитор. Альбан Майнцский (? ок. 460) священник, миссионер и мученик. Альбан… …   Википедия

  • Берг — (Berg) Альбан (1885 1935) Один из трех основных представителей так наз. «нововенской школы» XX в. (наряду с А. Шёнбергом и А. Веберном), яркий выразитель австро немецкого музыкального экспрессионизма и европейского авангарда. Б. создал… …   Энциклопедия культурологии

  • БЕРГ (Berg) Альбан — (1885 1935) австрийский композитор. Представитель новой венской школы. Эволюционировал от музыкального романтизма к экспрессионизму. Один из создателей серийной техники (см. Додекафония). Гуманизм и социальный критицизм отразились в опере Воццек… …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Альбан Берг и его время, Юлия Векслер. Впервые на русском языке выходит масштабный труд, посвященный одному из крупнейших композиторов XX столетия Альбану Бергу. Его биография основана на документах (письма, дневники, наброски,… Подробнее  Купить за 3018 руб
  • Альбан Берг и его время, Ю. Векслер. Впервые на русском языке вышел масштабный труд, посвященный Альбану Бергу (1895–1935),одному из крупнейших композиторов XX столетия. Биография Берга основана на документах (письма,… Подробнее  Купить за 1232 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»