Розничные цены это:

Розничные цены
        цены, по которым товары и услуги реализуются населению и другим потребителям. Р. ц. при социализме, планомерно воздействуя на спрос, стимулируют производство товаров, выступают как один из факторов повышения уровня реальных доходов трудящихся (см. Реальные доходы населения).
         В СССР потребительские товары и услуги реализуются главным образом по фиксированным государственным Р. ц. Небольшая часть с.-х. продукции продаётся по ценам, складывающимся на колхозном рынке под влиянием спроса и предложения (См. Спрос и Предложение) товаров, и по ценам комиссионной торговли, устанавливаемым потребительской кооперацией по договорённости с производителями.
         Государственные Р. ц. определяются исходя из общественно-необходимых затрат труда на производство и реализацию товаров. Основные элементы Р. ц.: издержки производства и обращения товаров и прибыль производственных предприятий и торгово-сбытовых организаций. Цены на алкогольные напитки, табачные изделия и некоторые др. товары включают также Налог с оборота.
         Общий уровень Р. ц. и его изменения определяет Совет Министров СССР. На новые виды товаров и услуг цены устанавливаются государственными органами ценообразования (применительно к сложившемуся уровню Р. ц. на аналогичные товары и услуги с учётом различий в их качестве и потребительских свойствах): на основные непродовольственные товары — на едином для всей страны уровне, на основные продовольственные товары, а также мебель, стекло, бензин и лесоматериалы — с дифференциацией по поясам (см. Дифференцирование цен). На некоторые виды товаров и услуг Р. ц. устанавливаются республиканскими и местными органами ценообразования. Если при этом возникают необоснованные различия в ценах, то они устраняются путём координации Р. ц., осуществляемой Государственным комитетом цен при Совете Министров СССР. На отдельные с.-х. товары (картофель, овощи и др.) устанавливаются сезонные Р. ц. Потребительские товары устаревших фасонов и моделей или частично утратившие своё качество вследствие длительного хранения и по другим причинам продаются по сниженным ценам. Р. ц. фиксируются в Прейскурантах.
         Политика Р. ц. Советского государства подчинена интересам развития социалистической экономики и повышения уровня жизни трудящихся. В 1947—54 государственные Р. ц. на товары народного потребления ежегодно снижались. В последующие годы Советское государство планомерно осуществляет политику стабильности уровня государственных Р. ц., снижения цен на отдельные виды товаров по мере накопления товарных ресурсов в условиях непрерывного увеличения денежных доходов населения через оплату по труду и общественные фонды потребления (см. табл.).
         Индексы государственных розничных цен в СССР (в % к среднегодовым ценам 1950)
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        |                                                                                                              | 1965             | 1970             | 1974            |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Все товары                                                                                            | 75                | 75                | 75                |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Продовольственные товары                                                                   | 75                | 75                | 76                |
        | в том числе:                                                                                          | 85                | 85                | 85                |
        | мясо и птица                                                                                         | 83                | 83                | 83                |
        | масло животное                                                                                     | 75                | 73                | 73                |
        | сахар                                                                                                    | 59                | 59                | 59                |
        | хлеб и хлебобулочные изделия                                                              |                     |                     |                    |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Непродовольственные товары                                                               | 76                | 75                | 74                |
        | в том числе:                                                                                          | 70                | 68                | 68                |
        | хлопчатобумажные ткани                                                                       | 85                | 83                | 83                |
        | шерстяные ткани и платки                                                                     | 87                | 86                | 83                |
        | трикотажные изделия                                                                            | 82                | 81                | 81                |
        | кожаная обувь                                                                                       | 45                | 46                | 46                |
        | часы наручные                                                                                      |                     |                     |                    |
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
         В зарубежных социалистических странах наряду с общими закономерностями формирования и динамики Р. ц. существуют особенности организации и методологии планирования цен. На основе обобщения коллективного опыта страны — члены СЭВ разрабатывают мероприятия по сближению методологии внутреннего ценообразования.
         При капитализме Р. ц. подвержены стихийным колебаниям под влиянием изменения конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения. В условиях государственно-монополистического капитализма они используются как инструмент перераспределения национального дохода в пользу монополий. Различают несколько видов Р. ц. Цены, установленные государством, охватывают ограниченную номенклатуру товаров. Фиксированные и рекомендованные цены, уровень которых определяется промышленными монополиями, играют важную роль в осуществлении ими контроля над сбытом товаров массового производства. Это, как правило, монопольные цены (См. Монопольная цена), обеспечивающие получение монопольной прибыли. Цены со свободной калькуляцией складываются в зависимости от соотношения спроса и предложения. Их структура: Оптовая цена, уплачиваемая розничными торговыми предприятиями оптовым фирмам, плюс торговая накидка.
         С конца 60-х гг. в капиталистических странах наблюдается инфляционный рост Р. ц., особенно усилившийся в 70-е гг., отрицательно сказывающийся на реальных доходах трудящихся. В 1950—74 прирост индекса потребительских цен составил в США 105%, в Великобритании 230%, во Франции 250%; в Японии он достиг 304%, причём подавляющая часть этого прироста приходится на 70-е гг.
         Лит. см. при ст. Ценообразование.
         М. В. Кокорев.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Розничные цены" в других словарях:

  • РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ — цены, по которым товары и услуги реализуются населению …   Большой Энциклопедический словарь

  • розничные цены — цены, по которым товары и услуги реализуются населению. * * * РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ, цены, по которым товары и услуги реализуются населению …   Энциклопедический словарь

  • Розничные цены — Цена  фундаментальная экономическая категория, обозначающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его стоимость, поэтому правомерно… …   Википедия

  • РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ — устанавливают на потребительские товары, продаваемые населению. Гос. Р. ц. в СССР определяются roc вом и утверждаются союзными, респ. и областными (краевыми) органами планового ценообразования. На плодоовощную продукцию, реализуемую через… …   Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

  • розничные цены — розничные цены, устанавливают на потребительские товары, продаваемые населению. Государственные Р. ц. в СССР определяются государством и утверждаются союзными, республиканскими и областными (краевыми) органами планового ценообразования. На… …   Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

  • Включение сумм НДС в розничные цены — при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых… …   Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ — см. Розничные цены …   Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

  • Договорные розничные цены — устанавливаются между оптовыми организациями, предприятиями на модные, высококачественные товары в соответствии со спросом на эти изделия …   Словарь по экономической теории

  • ЦЕНЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ — (price in international trade) разновидность цен, применяемых на мировом рынке. Международной торговле присуща множественность цен: один и тот же товар может продаваться по разным ценам в зависимости от времени и места его продажи, характера… …   Внешнеэкономический толковый словарь

  • ЦЕНЫ ТЕКУЩИЕ — (англ. current prices) – цены и тарифы, действующие в рассматриваемый период. Используются при оценке выручки от реализации продукции, доходов от оказанных услуг, расчетах себестоимости продукции и прибыли. Подразделяются на оптовые, закупочные,… …   Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Розничные цены» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»