Ценообразование

Ценообразование
        процесс формирования цен, определение их уровней и соотношений.
         В досоциалистических формациях Ц. осуществляется стихийно, через рынок, в процессе конкуренции между товаропроизводителями. Под воздействием закона стоимости, спроса и предложения (См. Спрос и Предложение) рыночные цены товаров постоянно отклоняются от стоимости. При капитализме изменения в стоимости товаров и стоимостных пропорциях оказывают определяющее влияние на динамику цен. Рост производительности труда, уменьшение затрат живого и овеществленного труда на единицу потребительской стоимости выступает основным фактором удешевления товаров: «если отвлечься от отдельных противодействующих влияний..., то тенденция и результат капиталистического способа производства состоит в том, чтобы постоянно повышать производительность труда и, следовательно, постоянно... раскладывать вновь присоединенный труд на большую массу продуктов и понижать таким образом цену отдельного товара, или вообще удешевлять товарные цены» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.. 2 изд., т. 49, с. 15). В погоне за избыточной прибавочной стоимостью (См. Прибавочная стоимость) капиталисты стремятся уменьшать индивидуальные издержки производства, снижать цены для вытеснения конкурентов и расширения рынка сбыта своих товаров.
         При быстром росте технического уровня и качества машин цена их физической единицы может увеличиваться, однако относительно с учётом повышения их эффективности, они дешевеют: «Под относительным удешевлением машин, — отмечал К. Маркс, — я понимаю такое положение вещей, когда абсолютная стоимость применяемой массы машин увеличивается, но не в такой степени, в какой увеличивается масса этих машин и их эффективность» (там же, т. 26, ч. 3, с. 228, прим.).
         С помощью механизма Ц. в условиях домонополистического капитализма стихийно регулируются пропорции общественного производства (при постоянном их нарушении) путём увеличения производства товаров, спрос на которые не удовлетворяется и цены повышаются, и сокращения производства при падении цен вследствие относительного перепроизводства тех или иных товаров; поддерживаются через периодические кризисы перепроизводства пропорции общественного воспроизводства (снижение цен в результате обновления основного капитала и сокращения издержек — один из элементов механизма выхода из кризиса, приспособления производства к новым условиям); реализуется закон относительной прибавочной стоимости (удешевление товаров и услуг, приобретаемых рабочими вследствие роста производительности труда, служит основой для снижения стоимости рабочей силы, сокращения необходимого и увеличения прибавочного рабочего времени).
         На стадии империализма в механизме капиталистического Ц. происходят существенные изменения. Монополии заключают картельные соглашения о ценах, устанавливают монопольно высокие цены на реализуемые ими товары и монопольно низкие на приобретаемое сырьё, противодействуют снижению цен при сокращении издержек производства и на стадии выхода из кризиса. Государственно-монополистическое регулирование способствует поддержанию монопольных цен (См. Монопольная цена). Господствующей тенденцией становится инфляционный рост цен, который приобрёл скачкообразный характер в 1-й половине 70-х гг. (табл. 1).
        Табл. 1. — Инфляционный рост цен в некоторых капиталистических странах и на мировом рынке
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        |                                                   | 1950        | 1960        | 1965      | 1970      | 1975      | 1976      |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Индексы потребительских цен (1963 = 100)                                                                               |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | США                                           | 79            | 97            | 103        | 127        | 176        | 186        |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Великобритания                          | 61            | 91            | 108        | 135        | 249        | 290        |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Франция                                     | 53            | 92            | 106        | 131        | 200        | 219        |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | ФРГ                                            | 77            | 92            | 106        | 120        | 162        | 169        |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Италия                                       | 65            | 87            | 111        | 128        | 219        | 2761      |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Япония                                       | 54            | 80            | 111        | 144        | 248        | 271        |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Индексы мировых экспортных цен (1950 = 100)                                                                         |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Все товары                                 | 89            | 100          | 103        | 113        | 244        | 2402      |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Сырьевые товары                       | 103          | 99            | 103        | 108        | 326        | 3383      |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | в том числе:                               |                |                |              |              |              |              |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | продовольственные                    | 95            | 94            | 103        | 111        | 243        | 2423      |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | с.-х. непродовольственные         | 78            | 105          | 103        | 101        | 198        | 2273      |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | минералы                                   | 90            | 100          | 104        | 111        | 548        | 5633      |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Цветные металлы                       | -              | 106          | 135        | 180        | 202        | 2543      |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Готовые изделия                        | 79            | 98            | 103        | 117        | 213        | 2123      |
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
        1Ноябрь 1976. 22-й квартал 1976. 33-й квартал 1976.
         Инфляционный рост цен обостряет и углубляет присущие капиталистической экономике противоречия, представляет собой одно из проявлений загнивания капитализма в период его общего кризиса. Рост цен особенно тяжело отражается на материальном положении трудящихся, ведёт к сокращению их реальных доходов, влияет и на механизм реализации экономических законов капитализма. Уменьшение величины стоимости товаров не сопровождается снижением общего уровня цен, хотя по отдельным товарам цены снижаются. В период кризиса монополии предпочитают сокращать производство товаров, не снижая цен. Усиливается государственное вмешательство в процессы Ц. в интересах монополий. Инфляционный рост цен наблюдается и в развивающихся странах (табл. 2).
        Табл. 2. — Индексы потребительских цен в некоторых развивающихся странах
        (1963 = 100)
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        |                                                   | 1950   | 1960   | 1965   | 1970   | 1975             | 1976             |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Индия                                         | 75       | 92       | 156     | 170     | 297               | 2831              |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Иран                                           | 49       | 96       | 106     | 114     | 179               | 1982              |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Пакистан (г. Карачи)                   | 73       | 97       | 110     | 137     | 272               | 291               |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Аргентина (г. Буэнос-Айрес)       | 5         | 56       | 157     | 380     | в 61 раз        | в 248 раз      |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Мексика (г. Мехико)                    | 47       | 97       | 106     | 126     | 212               | 289'1             |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Уругвай (г. Монтевидео)             | 16       | 74       | 223     | 2331   | в 323 раза    | в 4862 раз     |
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
        1Ноябрь 1976. 2Май 1976. 3 Июль 1976.
         В тех из них, где у власти стоят демократические силы, осуществляются меры по ограничению роста цен и контролю за их установлением и применением.
         Политика и практика Ц. коренным образом меняются с переходом к социализму. В переходный период от капитализма к социализму пролетарское государство овладевает механизмом Ц. и активно использует его в качестве инструмента ограничения и вытеснения буржуазии, преобразования мелкотоварного уклада, развития и укрепления социалистического хозяйства, повышения уровня жизни трудящихся масс. В. И. Ленин рассматривал деятельность Советского государства в области Ц. как важную составную часть борьбы за социализм: «Только тогда, когда Комиссариат продовольствия, вместе с Комиссариатом земледелия, национализировал все товары, установил цены, — только тогда мы вплотную подходим к социализму» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 36, с. 509).
         В переходный период сформировались основы советской политики цен, были определены принципы планового Ц., впервые созданы органы пролетарского государства по регулированию цен (Комитет цен ВСНХ начал функционировать в конце 1918).
         Плановое Ц. — один из инструментов экономического управления в руках социалистического государства. Опираясь на общественную собственность на средства производства и планомерное развитие хозяйства, сознательно используя систему экономических законов (в т. ч. и закон стоимости), оно определяет развитие основных ценообразующих факторов, устанавливает цены на важнейшие виды товаров и услуг, планирует изменения уровней, соотношений, структуры цен. В условиях социализма плановое Ц. охватывает: установление цен (подготовка проектов прейскурантов и цен на новую продукцию, их рассмотрение и утверждение); планирование и прогнозирование цен; координацию (согласование) устанавливаемых различными органами (например, республиканскими или местными) цен на одинаковые товары и услуги; контроль за обоснованностью установления и правильностью применения утвержденных цен (за соблюдением государственной дисциплины в области цен).
         Основные принципы планового Ц. при социализме.
         1. Приближение цен к общественно необходимым затратам труда, своевременное отражение в системе цен изменений их уровней и пропорций. Плановые цены стабильны и не подвержены конъюнктурным колебаниям. В то же время они периодически пересматриваются, что позволяет отражать существенные, устойчивые изменения в условиях производства и реализации продукции.
        Табл. 3. — Динамика оптовых и государственных розничных цен в СССР (1940 = 100)
        --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        |                                                     | 1950      | 1955      | 1960      | 1965      | 1970      | 1975      |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Индекс оптовых цен                 |              |              |              |              |              |              |
        | промышленности                       |              |              |              |              |              |              |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | В целом по промышленности        | 170        | 128        | 129        | 127        | 136        | 132        |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | по отраслям тяжёлой                    | 140        | 107        | 106        | 101        | 116        | 108        |
        | промышленности                          |              |              |              |              |              |              |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | по отраслям лёгкой и пищевой      | 210        | 156        | 159        | 160        | 159        | 163        |
        | промышленности                          |              |              |              |              |              |              |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Индекс государственных         |              |              |              |              |              |              |
        | розничных цен                           |              |              |              |              |              |              |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Все товары                                   | 186        | 138        | 139        | 140        | 139        | 139        |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | продовольственные товары          | 203        | 141        | 147        | 152        | 152        | 154        |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | непродовольственные товары       | 165        | 134        | 130        | 126        | 124        | 122        |
        --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
         2. Активное использование цен для стимулирования научно-технического прогресса и повышения качества продукции на основе дифференциации цен (см. Дифференцирование цен). В Ц. на новую технику соблюдается принцип её относительного удешевления: при установлении оптовых цен на новые изделия, особенно на машины и оборудование, предусматривается снижение их уровня на единицу полезного эффекта (см. Материалы XXV съезда КПСС, 1976, с. 173).
         3. Стимулирование с помощью цен эффективного использования производственных ресурсов: повышения производительности труда и экономии трудовых ресурсов; снижения материалоёмкости продукции и повышения фондоотдачи (См. Фондоотдача); рационализации природопользования, комплексной переработки природного сырья и уменьшения ущерба, наносимого окружающей среде. В ценах всё более полно отражаются общественно необходимые затраты по выявлению, воспроизводству и охране природных ресурсов.
         4. Применение механизма Ц. для решения социально-экономических задач — преодоления существенных различий между городом и деревней, неуклонного роста реальных доходов населения, улучшения условий труда и быта. Этот принцип осуществляется на основе создания с помощью закупочных цен (См. Закупочные цены) и цен на средства производства, реализуемые колхозам и совхозам, экономических условий для превращения с.-х. труда в разновидность труда индустриального и сближения уровней доходов в городе и на селе; обеспечения стабильности уровня государственных розничных цен на основные товары и снижения цен на отдельные товары по мере создания для этого необходимых условий; установления льготных цен на товары и услуги особой социальной важности; учёта социального фактора в Ц. на новую технику.
         5. Содействие укреплению хозяйственного расчёта (См. Хозяйственный расчёт) во всех звеньях народного хозяйства, усиление экономической заинтересованности предприятий и объединений в повышении эффективности производства, снижении себестоимости, соблюдении режима экономии; выравнивание хозрасчётных условий предприятий и объединений, находящихся в неодинаковых объективных условиях, с помощью расчётных цен, фиксированных (рентных) платежей (См. Фиксированные платежи) и т. п.
         В процессе планового Ц. реализуются присущие социализму закономерности формирования и движения цен. Уровень оптовых цен определяется исходя из средней по стране (или району Ц.) себестоимости, выражающей общественно нормальные издержки производства, и нормативной прибыли. При установлении конкретных цен учитывается соотношение потребительских свойств (качества, эффективности потребления) однородных и взаимозаменяемых товаров. В Ц. на с.-х. продукцию, товары народного потребления и услуги большую роль играет социальный фактор, вследствие чего цены во многих случаях существенно отклоняются вверх или вниз от стоимости.
         На динамику цен влияет ряд факторов: рост производительности труда; ускорение научно-технического прогресса; улучшение качества продукции; изменение естественных условий производства; увеличение затрат на воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды; неуклонный рост денежных доходов населения; сдвиги в размещении производства; количество бумажных денег в обращении; внешнеэкономические факторы и т. п. Под воздействием совокупности этих факторов динамика цен отличается от динамики стоимости. Уровень государственных розничных и оптовых цен в СССР характеризуется относительной стабильностью (табл. 3), закупочные цены неоднократно повышались (в 50—60-е гг.), с тем чтобы обеспечить условия для развития и технической реконструкции с.-х. производства и повышения оплаты труда колхозников и работников совхозов.
         Осуществляются меры по улучшению организации и совершенствованию методов планового Ц. В 1970 в СССР создана единая союзно-республиканская система государственных органов Ц., включающая: Государственный комитет цен Совета Министров СССР; государственные комитеты цен Советов Министров союзных республик; отделы цен Советов Министров АССР, областных, краевых исполкомов; образованы подразделения по ценам в союзных и республиканских министерствах и ведомствах, в ряде объединений и крупных предприятий. Улучшено законодательство по ценам, более четко регламентированы права и обязанности различных органов по установлению и применению цен, расширена нормативная и методическая база Ц.
         Развивается научная база Ц. В 1967 создан специализированный научно-исследовательский институт по Ц. (НИИ цен), исследованиями по ценам занимаются более 200 общеэкономических и отраслевых НИИ и вузов страны (1976). Их деятельность в этой области координируется Межведомственным научным советом по проблемам Ц. (образован в 1972) Государственного комитета цен и АН СССР.
         В практике расчёта прейскурантов и обоснования цен на новые виды продукции всё более широко применяются нормативно-параметрические методы Ц., обеспечивающие построение цен на базе нормативов затрат и рентабельности и с учётом соотношений потребительских свойств изделий. Создаётся автоматизированная система обработки информации по ценам (АСОИ цен) с использованием экономико-математических моделей, современной вычислительной техники и системного анализа для повышения эффективности управления в стране, планирования и прогнозирования цен, расчёта прейскурантов, координации, контроля и анализа цен, обеспечения ценовой информацией всех звеньев народного хозяйства.
         25-й съезд КПСС (1976) определил задачи дальнейшего совершенствования планового Ц. Намечено повысить стимулирующую роль цен в ускорении научно-технического прогресса, обновлении и улучшении качества продукции, рациональном использовании материальных ресурсов; продолжить линию на обеспечение стабильности государственных розничных цен на основные продовольственные и непродовольственные товары; сохранить принцип твёрдых планов закупок с.-х. продуктов и поощрение хозяйств за сверхплановую продажу их государству путём применения повышенных закупочных цен. В других социалистических странах плановое Ц. осуществляется на базе тех же основных принципов и методов, что и в СССР. Руководят этой работой ведомства по ценам, государственные комитеты, комиссии цен. В отдельных странах имеются свои особенности в методах Ц., уровнях, соотношениях, структуре цен, их динамике. Эти различия вытекают как из разных природно-экономических и технических условий развития стран, так и из специфики их хозяйственных механизмов. По линии ведомств по ценам и их НИИ ведётся разработка вопросов постепенного сближения методов внутренних Ц. в странах — членах СЭВ как одного из элементов развития социалистической экономической интеграции (см. Интеграция социалистическая экономическая).
        
         Лит.: Маркс К., Заработная плата, цена и прибыль, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16; его же, Капитал, т. 1—3, там же, т. 23—25; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), там же, т. 26, ч. 1—3; его же, Экономическая рукопись 1861—1863 гг., гл. 3, там же, т. 47; его же, [Капитал], кн. 1 — Процесс производства капитала, гл. 6 — Результаты непосредственного процесса производства, там же, т. 49; Энгельс Ф., Дополнения к третьему тому «Капитала». I — Закон стоимости и норма прибыли, там же, т, 25, ч. 2; Ленин В. И., Еще одно уничтожение социализма, Полное собрание соч., 5 изд., т. 25; его же, О голоде (Письмо к питерским рабочим), там же, т. 36; его же, Тезисы по продовольственному вопросу, там же, т, 37; его же, Речь на объединенном заседании ВЦИК, Московского Совета и Всероссийского съезда профессиональных союзов 17 января 1919 г., там же; В. И. Ленин и проблемы планового ценообразования, М., 1970; О снижении отпускных и розничных цен. Резолюция Пленума ЦК ВКП (б), 12 февраля 1927 г., в кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., ч. 3, М., 1970; О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, 4 октября 1965, там же, ч. 8, М., 1972; Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам, т. 5, М., 1968; Программа КПСС, М., 1976; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1977; Турецкий Ш. Я., Очерки планового ценообразования в СССР, М., 1959; Общественно необходимые затраты труда, себестоимость и рентабельность, М., 1963; Струмилин С. Г., Процессы ценообразования в СССР, Избр. произв., т. 2, М., 1963; Малафеев А. Н., История ценообразования в СССР. (1917—1963 гг.), М., 1964; Научные основы планового ценообразования, под ред. В. П. Дьяченко, М., 1968; Немчинов B. С., Общественная стоимость и плановая цена, Избр. произв., т. 6, М., 1969; Столяров С. Г., О ценах и ценообразовании в СССР, М., 1969; Белоусов Р. А., Общественно необходимые затраты труда и уровень оптовых цен, М., 1969; Плотников К. Н., Гусаров А. С., Современные проблемы теории и практики ценообразования при социализме, М., 1971; Комин А. Н., Проблемы планового ценообразования, М., 1971; Шильдкрут В. А., Современный капитализм: проблемы цен, М., 1972; Новожилов В. В., Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании, М., 1972; Худокормов Г. Н., Общественная стоимость и закупочные цены, М., 1973; Никитин С. М., Проблемы ценообразования в условиях современного капитализма, М., 1973; Яковец Ю. В., Цены в плановом хозяйстве, М., 1974; Дьяченко В. П., Проблемы планового ценообразования, М., 1974; Майзенберг Л. И., Проблемы ценообразования в развитом социалистическом обществе, М., 1976.
         Ю. В. Яковец.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Ценообразование" в других словарях:

  • ценообразование — ценообразование …   Орфографический словарь-справочник

  • ценообразование — Процесс формирования цен на товары и системы цен в целом. На свободном рынке процесс ц. происходит стихийно, цены складываются под воздействием спроса и предложениях в условиях конкуренции. [http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html]… …   Справочник технического переводчика

  • ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ — процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе… …   Экономический словарь

  • Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов. Основные подходы к установлению цены: на основе закрытых торгов, исходя из… …   Финансовый словарь

  • Ценообразование — [price determination, price control policies, price fixing] процесс формирования цен в экономике, принципиально различный для централизованно планируемой экономики и рыночной экономики. В первом случае цены устанавливаются и контролируются… …   Экономико-математический словарь

  • Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ — процесс формирования цен и тарифов и системы цен в целом …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ — ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, я, ср. (спец.). Процесс формирования цен (в 1 знач.) и система цен в целом. Реформа ценообразования. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ценообразование — сущ., кол во синонимов: 2 • образование (194) • установление цен на товары (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • Ценообразование — (Price formation) Определение ценообразования. методы ценообразования Определение ценообразования. методы ценообразования, управление ценообразованием Содержание Содержание Определение термина Цель ценообразования Методы ценообразования… …   Энциклопедия инвестора

  • ценообразование — я; ср. Экон. Процесс формирования цен на товары и системы цен в целом. * * * ценообразование процесс формирования цен и тарифов и системы цен в целом. * * * ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, процесс формирования цен на товары и услуги. В… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»