жертвенного животного
81гадания — (мантика), различные приемы, к к рым прибегают влюбленные с целью узнать будущее, имя жениха или невесты и др. Г. производятся с помощью разных предметов (зеркала, кости, игральных карт и др.), а также по внутренностям жертвенного животного, по… …
82БЫНАТЫ ХИЦАУ — в осетинской мифологии покровитель домашнего очага, домовой. Изображается большей частью в образе старухи. Согласно мифам, он живёт в кладовой, и его могут увидеть только знахари под Новый год. Б. х. может напускать болезни на членов семьи и на… …
83ДЖЕРЫ ДЗУАР — в осетинской мифологии божество, исцелитель душевнобольных; живёт в часовне на высокой горе около селения Джери (Джавский район Южной Осетии). По воле исцеляемого часть мяса жертвенного животного (барана) раздавали богомольцам, а больного… …
84ЙЕРЕХ — в мифологии чувашей дух покровитель семьи и хозяйства. Термин «Й.», очевидно, восходит к древнетюркскому термину ыдук, «священный», сохранившемуся в разных вариантах (ийик, ыйык, изык, идых, учук, ытык) у алтайцев, хакасов, киргизов, тувинцев,… …
85КАИН — и Авель (Каин, евр. qajin, от арамейского и арабского корня qjn, «ковать», греческое Κάιν; Авель, евр. hebel, этимология неясна; греч. Άβελ), согласно ветхозаветному преданию (Быт. 4, 1 17), сыновья первой человеческой пары Адама и Евы: «И… …
86КАЛЕНДАРЬ — как система счисления временных промежутков, в мифологии выступает в роли одного из способов освоения мифологическим сознанием природных явлений. Представление о К. всегда связано с представлениями о хаосе и космосе, об устройстве мира, о земле,… …
87ОТХАН-ГАЛАХАН — («хан огня Отхан»), Отгалахан («хан огня От»), Отхан Галахан эхе («матушка Отхан Галахан»), &л Галахан эхе («матушка хан огня Эл»), Га л эхе («матушка огонь»). От эхе, Од эхе, Ут эхе («матушка От»), Галтёнгри («огонь тенгри»), в мифологии… …
88САХЛИС АНГЕЛОЗИ — (букв. «ангел дома», «домовой»), в грузинской мифологии божество, покровительствующее семье, в частности охраняющее супружеские отношения. Ссора между членами семьи приписывалась гневу С. А. В этом случае ему приносили в жертву овцу или поросёнка …
89СУДЬБА — в мифологии различных народов представление о непостижимой силе, действием которой обусловлены как отдельные события, так и вся жизнь человека (и, в более широком смысле, социального коллектива); оформляется на достаточно поздней стадии развития… …
90Букарании — в доисторическое время царил обычай украшать посвященные богам строения и алтари черепами крупных рогатых животных (или антилоп). Эти букрании должны были быть средством защиты от злых сил. В исторические времена черен жертвенного животного… …