ДЮРКГЕЙМ

ДЮРКГЕЙМ
Дюркгейм (Durkheim) Эмиль (15. 04.1858, Эпиналь-15.11.1917, Париж) - французский социолог и философ, создатель так называемой французский социологической школы. Основатель и издатель журнала `Социологический ежегодник` (1896- 1913). С его именем связана институционализация социологии во Франции, особенно в Бордоском и Парижском университетах. Являясь продолжателем позитивистской контовской традиции в социологии, Дюркгейм руководствовался образцами естественных наук, утверждая принципы эмпирической обоснованности, точности и доказательности теоретических положений.
К числу общих условий, необходимых для превращения социологии в самостоятельную науку, Дюркгейм относил наличие особого предмета и соответствующего метода. Этим предметом является, согласно Дюркгейму, особая реальность, которой не занималась до сих пор ни одна из существующих наук. Ее основу составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим фактам действительности и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки - объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление; принудительная сила.
Таким образом, регулируется поведение индивида в обществе, которое в основном определяется не индивидуальными причинами и факторами, а совокупностью социальных фактов, толкающих индивида на те или иные поступки. Дюркгейм подразделял социальные факты на морфологические, составляющие `материальный субстрат` общества (плотность населения, физическая и моральная, под которой Дюркгейм подразумевал частоту контактов или интенсивность общения между индивидами; наличие путей сообщения; характер поселений и т. п.), и духовные, нематериальные факты (`коллективные представления`, составляющие в совокупности коллективное или общее сознание). Дюркгейм главным образом исследовал роль коллективного сознания, его различные формы (религию, мораль, право), нередко гипертрофируя их действительные социальные функции.
Теоретико-методологической концепцией, на базе которой развивалась вся система взглядов Дюркгейма, был так называемый социологизм (одна из разновидностей социологического реализма), утверждающий в противоположность номинализу и базирующимся на нем индивидуалистическим концепциям принцип специфичности и автономности социальной реальности. Опираясь на этот принцип, Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидами, а впоследствии отождествлял его с богом. Отвергая биологический и психологический редукционизм, Дюркгейм требовал объяснять `социальное социальным`, что означало обязательность применения социол. метода для всех обществ, наук. Признание независимого от субъекта существования социальных фактов и рассмотрение их в качестве `вещей`, которые нужно исследовать объективными методами, означало, по Дюркгейму, следование принципам естественных (`позитивных`) наук.
Социологическая теоретико-методологическая концепция Дюркгейма была направлена против психологизма Тарда с его индивидуалистическим номинализмом и социальным атомизмом (Атомизация социальная). Концепция Дюркгейма давала возможность обосновать идею обществ, солидарности, которой было посвящено, по существу, все его творчество. Вопрос о том, каковы те связи, которые объединяют людей друг с другом, конкретизировался как определение природы и функций социальной солидарности в современном `развитом` обществе в отличие от примитивных или традиционных обществ, как объяснение исторического перехода от одной обществ, формы к др.
Отталкиваясь от типичной для социологии 19 в. идеи конструирования двух идеальных типов общества, между которыми существует историческая преемственность, Дюркгейм строил дихотомию обществ с механической и органической солидарностью как двух звеньев единой эволюционной цепи. Механическая солидарность доминировала в архаическом обществе и была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их обществ, функций. Органическая солидарность, по Дюркгейму, характерна для современных обществ и основана на разделении труда. Обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предполагает зависимость членов общества друг от друга. Поскольку каждый из них несовершенен в отдельности, функцией обществ, разделения труда является интегрирование индивидов, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности. Дюркгейм рассматривает солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность.

Энциклопедия социологии, 2009

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ДЮРКГЕЙМ" в других словарях:

  • ДЮРКГЕЙМ —         (Durkheim) Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, 15.11.1917, Париж), франц. социологпозитивист. Основатель франц. социологич. школы, группировавшейся вокруг журн. «L Annee sociologique» (с 1896). Продолжатель традиции Конта, Д. испытал также влияние …   Философская энциклопедия

  • Дюркгейм — Дюркгейм, Дюркхайм (нем. Dürckheim) многозначное слово, в том числе историческое графство в Германии, соответствующий ему титул и фамилия, компонент названия исторических памятников. Носители фамилии Дюркгейм, Карлфрид немецкий психолог,… …   Википедия

  • ДЮРКГЕЙМ —         (Durkheim) Эмиль (1858 1917) франц. философ и социолог, проф. Бордоского (с 1887) и Париж. (с 1902) ун тов, основатель и ред. журнала “L Anпeе sociologique” (с 1898).         Социол. мировоззрение Д. сформировалось под влиянием Конта, а… …   Энциклопедия культурологии

  • ДЮРКГЕЙМ — (Durkheim) Эмиль (1858 1917), социолог, основатель французской социологической школы. Рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. Отводил определяющую роль в обществе коллективному сознанию . Разделение труда считал …   Современная энциклопедия

  • Дюркгейм — (Durkhelm) Эмиль (1858 1917). Французский социолог позитивист, основатель французской социологической школы …   1000 биографий

  • ДЮРКГЕЙМ — (Durkheim) Эмиль (1858 1917) французский социолог и философ, родоначальник французской социологической школы, первый в мире профессор социологии, основатель и издатель журнала «Социологический ежегодник» (1896 1913). Преподавал в университетах… …   Новейший философский словарь

  • Дюркгейм Э. — Эмиль Дюркгейм Emile Durkheim Дата рождения: 15 апреля 1858 Место рождения: Эпиналь Дата смерти …   Википедия

  • Дюркгейм — (Durkheim)         Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, 15.11.1917, Париж), французский социолог позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал «L Année… …   Большая советская энциклопедия

  • ДЮРКГЕЙМ — (Durkheim), Эмиль (15.IV.1858 13.XI.1917) франц. социолог позитивист. Проф. социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Выступая против вульгарного биологизма, иррационализма и интуитивизма в обществ. науках, Д. ратовал за… …   Советская историческая энциклопедия

  • ДЮРКГЕЙМ — [франц. Durkheim] Эмиль (15.04.1858, Эпиналь 15.11.1917, Фонтенбло), франц. социолог и философ, автор ряда работ по религиеведению. Биография Род. в семье раввина. С детства изучал евр. язык, Свящ. Писание и Талмуд, но постепенно стал отходить от …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»