ДЮМАЗЕДЬЕ

ДЮМАЗЕДЬЕ
Дюмазедье (Dumazedier) Жофр Роже (30.12.1915, Таверни) - франц. социолог. Окончил Парижский и Германский ун-ты. С 1952 г. ведет научную и преподавательскую работу в Центре научных исследований в качестве проф. Института социальных наук о труде; с 1962 г.- проф. Сорбонны, позднее - университа Р. Декарта, руководитель группы в национальном Центре научных исследований и группы по социологии досуга в Центре социологических исследований, сотрудничает в Центре по изучению урбанизма. Активно занимается общественной деятельностью: основатель фонда "Народ и культура", председатель постоянного комитета по исследованию досуга и моделей культурного поведения в Международной социологической ассоциации и др.
Первые научные публикации относятся к 50-м гг. Это "Новый взгляд на Олимпийские игры" (в соавт., 1952); "Досуг в повседневной жизни" (с Ж. Фридманом, 1954); "Телевидение и народное образование" (в соавт., 1955); "Труд и досуг" (в "Трактате по социологии труда", 1962). Помимо общих проблем досуга, изучал также проблемы: "Досуг и кино", "Распространение книги и чтения в современном мире". Руководил рядом крупных эмпирических исследований, из которых следует особо отметить исследование, обобщающее развитие городского досуга за периоды 1900-1957 и 1957-1964 гг., и исследование об использовании досугового пространства.
Эмпирические исследования и их теоретический анализ привели Дюмазедье к мысли, что досуг, или свободное время, в жизни современного жителя развитых стран незначительно уступает рабочему времени и имеет тенденцию возрастать; а по ценности, предпочитаемости, привлекательности - превзошел труд (многие люди предпочитают меньше зарабатывать, но иметь больше свободного времени). Как сфера жизнедеятельности общества досуг также занял значит, место, вызвал развитие целых отраслей экономики, досуговой инфраструктуры. Современный досуг не является, как прежде, "приложением" к труду - отдыхом от него и подготовкой к нему. Самоценный, самодостаточный характер досуга сделал его "независимой переменной". Автономизация досуга, изменение жизненных ориентации на досуг, особенно у молодежи,- свидетельство коренных изменений в образе жизни, наступления "цивилизации досуга". В отличие от Фурастье, Дюмазедье отстаивает точку зрения, что "цивилизация досуга" уже наступила. Идея "цивилизации досуга", фиксирующая качественные изменения в досуге, получила значительное распространение в западной социологии.
Соч. 1) Vers une civilisation du loisir. P., ed. du Seuil, 1962. 2) Le loisir et la ville. Loisir et culture. P., 1966. 3) Espace et loisir dans la societe francaise. P., 1967. 4) Sociologie empirique du loisir. P., 1974.

Энциклопедия социологии, 2009

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ДЮМАЗЕДЬЕ" в других словарях:

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия

  • ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — – Примыкая в самый начальный период к философии поздней античности, франц. философия рано нашла свой оригинальный образ мышления и изложения. Для нее характерна ясность мышления, она всегда была тесно связана с общественной и политической жизнью… …   Философская энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ ГОРОДА — отрасль социологии, изучающая различные аспекты городской жизни. С. г. исследует город как тип сообщества (классификация сообществ, переход от одного типа к другому и т.д.); рассматривает специфику гор. жизни (досуг, массовая культура, общение),… …   Философская энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ ДОСУГА — отрасль социологии. Термин С. д. многозначен. В широком смысле слова он обозначает отрасль знания, предмет к рой – социальные факты и отношения, лежащие в сфере непроизводств. деятельности индивида и общества в целом. Как таковая, С. д.… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»