- СТЕПУН ФЕДОР АВГУСТОВИЧ
-
Степун Федор Августович (1884-1965) - философ, писатель, социолог. В 1902-09, с перерывом в один год, изучал философию в Гейдельбергском университете.В 1910 на кафедре Виидельбанда защитил диссертацию о философской концепции Вл. Соловьева.В 1910-14 вместе с Кронером, Г. Мелисом, Э. Метнером, Б. Яковенко и Гессеном издавал международный философский журнал "Логос", выступал в русской провинции с лекциями на историко-культурные, культурфилософский и эстетические темы.После высылки из России в 1922 живет преимущественно в Германии, преподает в Русском инитутете в Берлине, выступает с публичными лекциями в разных городах Германии, Швейцарии и Франции.Сотрудничает с "Современными записками", пытается возобновить русское издание "Логоса" (единственный номер вышел в 1925 в Праге в изд-ве "Пламя").С 1926 - внештатный профессор Социологического отделения Института народного хозяйства при Высшем политехническом училище в Дрездене, затем - профессор Социологического семинара Института социальных и экономических наук при том же училище (преобразовано в Дрезден. университет).Возглавлял Общество им. Вл. Соловьева в Дрездене, ставшее одним из центров духовной жизни русской эмиграции. В 1937 отстранен от преподавания нацистами.В 1946-59 профессор философского факультета Мюнхен. университета (ведет уникальный предмет - историю русской мысли). До самой кончины Степун чрезвычайно деятелен как лектор; его публичные выступления неизменно собирают сотни слушателей. Творческий темперамент Степуна принципиально антисистематичен, что нашло отражение не только в содержании и стиле его работ, но и в составе его наследия. Книги Степуна, за немногими исключениями, представляют собой сборники статей и докладов, вызванных определенным внутренним или внешним поводом. Его первые философские выступления - "Трагедия творчества" ("Логос". Кн. 1. М., 1910) и "Трагедия мистического сознания" (Там же. Кн. 2-3. М., 1911-12) суть опыты интерпретации, в первом случае - Ф. Шлегеля, во втором - P.M. Рильке и Мейстера Экхарта. Работа, задуманная как программная, "Жизнь и творчество" (Там же. Кн. 3-4, М., 1913), - не столько философский трактат, сколько упражнение в жанре философского трактата.В основе статьи "Освальд Шпенглер и закат Европы", давшей название коллективному сборнику 1922, лежит текст доклада, дважды прочитанного зимой 1918-19 (все эти сочинения составили сборник "Жизнь и творчество", вышедший в Берлине в 1923). Характер полухудожественного эссе носят и многочисленные обзоры и рецензии, которые Степун писал сначала для "Логоса", а затем для "Современных записок", "Мостов", "Нового журнала", "Возрождения", "Вестника РСХД" и других периодических изданий русской эмиграции. Невыделенность философии из других форм сознания, продиктованная убеждением Степуна в неавтономности этого вида "творчества", придает его письму, представляющему собой синкретическое единство различных способов описания реальности, особые свойства. Размывая жанровые и дисциплинарные границы, Степун сам оказывается на границе философии и лит-ры, философии и социологии, философии и теории культуры.Книга "Большевизм и христианская экзистенция" (1959) - сборник статей, тематически объединенных как размышления о природе русского коммунизма, по характеру выполнения может быть отнесен то к истории и социологии культуры, то к "философии литературы", то к философско-художественной публицистике.Сборник "Христианство и социальная революция" ("Christentum und soziale Revolution", 1961), в который вошли два эссе о Достоевском и одно о Толстом, может быть отнесен к литературной и философской герменевтике: спекуляции об экзистенциальном и религиозном измерении человеческого бытия здесь соседствуют с размышлениями о специфике эстетического опыта, обеспечивающего в каждом отдельном случае акт понимания.Опыт Степуна как теоретика и практика театра кристаллизуется в сборнике "Основные проблемы театра" (Берлин, 1923, 2-е изд.).
Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009