ЛЕВИ-БРЮЛЬ

ЛЕВИ-БРЮЛЬ
Леви-Брюль (Levy-Bruhl) Люсьен (1857-1939) - французский философ, социолог и социальный психолог, член Французской Академии наук, прославившийся открытием качественных изменений мышления в процессе его социально-исторического развития. В 1879 окончил Высшую нормальную школу, преподавал философию. В 1904 возглавил кафедру истории современной философии в Сорбонне, позднее здесь же - Институт этнологии.
В первый период своей творческой деятельности занимался историей философии, написал ряд работ ("Германия со времени Лейбница, опыт о формировании нац. сознания", 1890: "Философия Якоби", 1894; "Неизданные письма Д.С. Милля к О. Конту", 1899; "Философия Огюста Конта", 1900; "Мораль и наука о нравах", 1903). Уже в этих работах прослеживается его интерес к историческим изменениям и социальной обусловленности сознания и поведения человека и намечается сближение с социологической школой Дюркгейма, который, разделяя основополагающую идею автора, высоко оценил книгу Леви-Брюля "Мораль и наука о нравах".
Второй период творчества, принесший Леви-Брюль всемирную известность и не умолкающие по сей день научные споры вокруг его исследований первобытного мышления, был отмечен появлением классических трудов: "Мыслительные функции в низших обществах" (1910), "Первобытное мышление" (1922), "Примитивная душа" (1927), "Примитивная мифология" (1935). Поводом для крутого поворота в научных исследованиях послужило знакомство с "Историческими записками" китайского историка Сыма Цяня и "Золотой ветвью" Фрэзера. Под их впечатлением Леви-Брюль погрузился в изучение этнографических материалов и на протяжении последующих лет жизни обстоятельно обосновывал свою главную идею - качественные отличия первобытного мышления от логического мышления современного цивилизованного человека.
Леви-Брюль противопоставил свои воззрения "постулату" Тайлора, согласно которому "мышление в низших обществах повинуется тем же логическим законам, что и наше". В действительности, полагал Леви-Брюль, первобытное мышление отличают четыре особенности: оно носит мистический и пралогический характер и подчиняется закону партиципации (сопричастности), который управляет коллективными представлениями. Содержание первобытного мышления мистично, поскольку не отражает объективных свойств вещей и явлений, а выражает сакрально-фетишистские и мифол. смыслы и значения, к-рые им приписываются человеч. коллективом. Называя первобытное мышление пралогичным, Леви-Брюль не считает его дологичным, алогичным или антилогичным, а только указывает на то, что оно "не стремится, подобно нашему мышлению, избегать противоречия", т.е. не следует диктату законов формальной логики. Подчиняясь вместо этого закону сопричастности, первобытное мышление "всюду видит самые разнообр. формы передачи свойств путем переноса, соприкосновения, трансляции на расстоянии, путем заражения, осквернения, овладения". Его смысловыми единицами являются не понятия, а коллективные представления (ключевой термин в школе Дюркгейма, который у Л.-Б. имеет во многом иное значение).
По существу речь идет о мифологемах и идеологемах - специфич. стереотипах сознания (историк В.К.Никольский считал, что "первобытное мышление" у Леви-Брюль - характеристика идеологической формы сознания). Эти структуры чрезвычайно устойчивы и, как отмечал Леви-Брюль, "непроницаемы для опыта", а человек, находящийся во власти коллективных представлений этого рода, глух к доводам здравого смысла и чужд объективного критерия. Леви-Брюль подчеркивал, что все эти особенности первобытного мышления свойственны только коллективным представлениям, а не вообще мышлению отсталых народов.
Свою концепцию качественного изменения мышления в процессе его исторического развития Леви-Брюль раскрывает с помощью трех принципиальных положений:
1) мышление и психика изменчивы в соответствии с культурно-историческими изменениями человеческого общества;
2) первобытное мышление качественно отличается от научного по четырем вышеназванным параметрам (первоначально Леви-Брюль первобытному мышлению противопоставлял мышление цивилизованного общества, но впоследствии уточнил, что открытое им различие не характеризует в целом мышление двух сопоставляемых этапов обществ, развития, поскольку
3) мышление неоднородно, гетерогенно в любой культуре, у любого человека: "Не существует двух форм мышления у человечества, одной пралогической, другой логической, отделенных друг от друга глухой стеной, а есть разл. мыслит, структуры, которые существуют в одном и том же обществе и часто, может быть всегда, в одном и том же сознании". Он полагал, что специфика "первобытного мышления" сохраняется в моральном и религиозном сознании современного человека. Леви-Брюль не удалось удовлетворительно объяснить открытые им реалии (о чем свидетельствуют его постоянные поиски нового их понимания).
По существу он исследовал две разные структуры (и функции) сознания - гносеологическую и аксиологическую, ориентированные на постижение объективного и субъективного значения окружающей человека действительности. Эти структуры сознания предполагают использование разных семиотических и операциональных средств овладения существующей реальностью: познавательных и утилитарных (ценностно значимых). Последние выступают в "первобытном мышлении" в мистифицированной и мифологизированной форме, в причудливом символическом и метафорическом обрамлении, эмоционально насыщены и скорее следуют ассоциативной логике, чем формальной. Тем не менее, основатель структурной антропологии Леви-Стросс показал, что Леви-Брюль был не прав, отрицая наличие логики в мифологическом сознании: последнее способно к обобщениям, классификации, анализу и постоянно оперирует т.н. бинарными оппозициями.
В заметках, написанных в последние годы жизни и опубликованных посмертно, Леви-Брюль отказался от гипотезы пралогического мышления, но сохранил убеждение в существовании открытых им качественных различий в мышлении людей различных культурно-исторических эпох и попытался найти новые, более точные и адекватные способы их описания. Концепция Леви-Брюль оказала значительное влияние на генетическую эпистемологию Ж. Пиаже, аналитич. психологию Юнга, социологию Шелера. В России теоретичекие положения Леви-Брюль вызвали интерес у А.А. Богданова и Бухарина, с другой стороны их использовал Марр для обоснования разработанной им "яфетической теории языка". Работы Леви-Брюль привлекли к себе внимание ученых разл. школ и направлений и послужили плодотворным стимулом развития культурно-исторического подхода к анализу человеческой психики.
Соч.: La mentalite primitive. P., 1925; L`ame primitive. P., 1927; Le surnaturel et la nature dans la mentalite primitive. P., 1931; La mythologie primitive. P., 1935; L`xperience mystique et les symboles chez les primitifs. P., 1938; Les carnets de Lucien Levy-Bruhl. P., 1949; Les fonctions mentales dans les societes inferieures. P., 1951; Первобытное мышление. М., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. Лит.: Cazeneuve J. Lucien Levy-Bruhl; sa vie, son oeuvre avec expose de sa philosophie. P., 1963.Е.Г. Балагушкин. Культурология XX век. Энциклопедия. Том первый А-Л. С-П., Университетская книга. 1998

Энциклопедия социологии, 2009

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ЛЕВИ-БРЮЛЬ" в других словарях:

  • ЛЕВИ-БРЮЛЬ — (Levy Bruhl) Люсьен (1857 1939) фр. философ и психолог. С 1904 проф. Сорбонны. Филос. взгляды и психологическая концепция Л. Б. сформировались под влиянием позитивистских идей О. Конта и фр. социологической школы. Его ранние работы касались… …   Философская энциклопедия

  • Леви-Брюль — Леви Брюль, Люсьен Люсьен Леви Брюль Lucien Lévy Bruhl Дата рождения: 10 апреля 1857(1857 04 10) Место рождения: Париж Дата смерти: 13 марта …   Википедия

  • Леви-Брюль — Люсьен (Lévy Bruhl, Lucien) (1857–1939), французский философ и антрополог, оказал влияние на Юнга, Шелера, Гурвича. Родился в Париже 10 апреля 1857. Получил образование в Парижском университете, профессор философии Сорбонны в 1899–1927. Был… …   Географическая энциклопедия

  • ЛЕВИ-БРЮЛЬ —         (Levy Bruhl) Люсьен (1857 1939) – франц. философ, социолог и социальный психолог. член Франц. Академии наук, прославившийся открытием качественных изменений мышления в процессе его социально истор. развития. В 1879 окончил Высшую… …   Энциклопедия культурологии

  • ЛЕВИ-БРЮЛЬ — (Levy Bruhl) Люсьен (1857 1939) французский философ, антрополог и социолог. Профессор Сорбонны (с 1904). Был близок к школе Э. Дюркгейма. Один из создателей Института этнологии в Парижском университете (1926). Наибольшую известность Л. Б.… …   Новейший философский словарь

  • Леви-Брюль Л. — ЛЕВИ́ БРЮЛЬ (Lévy Bruhl) Люсьен (1857–1939), франц. этнограф и психолог, близкий к социологич. школе Э. Дюркгейма. Наиб. известен своей теорией господства дологич. мышления в сознании первобытного человека …   Биографический словарь

  • Леви-Брюль Люсьен — (Lévy Bruhl) (1857 1939), французский этнограф и психолог, близкий к социологической школе Э. Дюркгейма. Наиболее известен своей теорией господства «дологического мышления» в сознании первобытного человека. * * * ЛЕВИ БРЮЛЬ Люсьен ЛЕВИ БРЮЛЬ… …   Энциклопедический словарь

  • Леви-брюль Люсьен — (1857–1939) французский философ, социолог, психолог, этнограф. Используя богатый этнографический материал о жизни народов Африки, Австралии, Океании, находящихся на ранних этапах социокультурного развития, опроверг теорию анимизма английской… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Леви-Брюль (Levy-Bruhl) Люсьен — (10.04.1857, Париж 13.03.1939, Париж) французский философ и психолог, представитель французской социологической школы. Биография. В 1879 г. получил образование в Эколь Нормаль. С 1885 г. преподавал в лицее Людовика Великого, с 1889 г. в Парижском …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Levy-Bruhl) Люсьен — (1857 1939) французский этнограф и психолог. Создал теорию господства дологического мышления в общественном сознании первобытной эпохи …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»