- снопъ
-
Сноп — снопъ — связанный пучок какого-л. злака (1)
Възберѣте древле плѣвелы и съвяжате я въ снопы. Остр. ев., 241 (1056—1057 гг.). Во время же настоащеи жатвѣ посреде нощи таи всѣхъ въставъ съ отрокомъ, уже реченым, бос и пѣшь к нивам своим идяше и рукама своима пшеницу жняше и во снопы извязав сам особе на раме свои воскладаше. Легенда о Вячесл. Чеш., 26 (XVI в. ← XI в.). Аще нѣции въ время жатвы входя въ чюжии нивы и крадуть снопы. ...одежь своихъ лишатся, а сами биени будуть. Кн. законн., 55 (XV в. ← XII—XIII вв.). Подобно ти сѣянью жатва: [горсть] еси сѣялъ, жни си снопы такыя. Пчела, 300 (XIV в. ← XIII в.). Зри же и ратая, како землю копаетъ, сѣяи, тоже сожиная вяже в снопы. Измар., 307 (XVI в. ← XIV—XV вв.). Жните жатву, и принесете верхъ жатвы вашея к жерцю пред господь ... и да съчтется вам от наутриа перваго субота до дьне, вънже аще принесете снопъ вложениа, седмь нед[е]ль цѣлъ. Библ. Генн. Лев., XXIII, 10, 15 (1499 г.).
Образно:На Немизѣ снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоцѣ животъ кладутъ, вѣютъ душу отъ тѣла. 36.
Яко серпомъ вѣры сынове пермьстии жнут радостныя рукояти, вяжуще снопы душеполезныя. Ж. Стеф. Перм., 90 (кон. XV — нач. XVI в. ← нач. XV в.). Языки бо своими убиваху люди, яко мечи, слюблениемъ тѣхъ послушателей возношаху бо ся зѣло надъ правдою въ неявственныхъ своихъ похвалахъ державнии же; и никакоже тѣхъ отшутиша, дондеже плодъ горести тоя пожаша и въ снопы связаша. Временник дьяка Ивана Тимофеева. Пам. Смут. вр., 263 (XVII в.).
|| В сравнениях.И бысть видѣти падающа жиды, акы снопы, со забрал. Флав. Полон. Иерус., 304 (XVI в. ← нач. XII в.). Падаху бо трупиа обоихъ странъ яко снопы. Пов. о Царьгр., 14 (нач. XVI в. ← XV в.). И Лукопер заправил копие на двухъ королеи глухимъ концемъ, и двухъ королеи сшипъ, что сноповъ. Бова, 17—18 (XVII в.).
∆В то время упалъ Соловей з девети дубовъ, что овсяной снопъ. Былины Тихонр., 5. С золотым серпом я рожь жала, / Где пясть пажну, / Там сноп свяжу. Копаневич. Нар. песни 1, 6. Ой не вспів же та козак Перебійніс та на коня спасти, / Як узяв ляхів, вражих синів, у снопи класти. Ант. и Драг. Истор. пес. малор. нар., II, 45. Ой впав же я на сам ток, / Прикрыв мене житный сноп. / Прійшов до мня песѣй вот, / Здоймив з мене житный сноп. Головацк. Галицк. нар. песни, I, 143. Слонце зашло, ще мы жнемы; / За месяцом снопы носимо, / При зорях ў копы кладземо. Шейн. Белор. сб., I, 1, 254.|| Пучок чего-л.Рече авава (так!) Пуминъ о аввѣ Сидорѣ прозвутерѣ, яко плетяше снопъ прутья об нощь, и моляхуть его братья, глаголяще: Отьче, упочини прочее мало, яко старѣся. Панд. Ник. (Чуд.), 143 (XIV в.).
◊ Снопы — вин. пад. мн. ч.----- Дополнения -----Ср. Адрианова-Перетц («Сл. о п. Иг.» и памятники, с. 162—163): «Сопоставление битвы и убийства с жатвой, хотя и в ином, чем в „Слове“ стилистическом выражении, известно воинскому стилю с XI в. в русских и переводных памятниках разных жанров. В переводной литературе изображение смерти как жатвы или как сбора винограда связано с библейской традицией. ...Таким образом, при создании метафорической картины битвы на Немиге автор мог опираться на прочную традицию воинского стиля XI—XII вв. Лексика этой картины „Слова“ также издавна известна в памятниках. С XI в. встречаем слово „сноп“ в описании жатвы в прямом значении, но и переносное его употребление в воинских эпизодах нередко... В Александрии есть другой образ жатвы на поле битвы: „Дарий пожинаше многы народы пръскыя, яко же на ниве класы“... В „Сказании“ о Борисе и Глебе с жатвой сопоставлено убийство: „...не пожьнете мене от жития несъзрела, не пожьнете класа не уже съзревъша“».
Б. Л. Богородского, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; В. Л. Виноградова. Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984