слово


слово
Слово (3)
1. Высказывание; то, что сказано:

Тогда великыи Святъславъ изрони злато слово слезами смѣшено, и рече: О моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! 26.

Отъвѣщашя ему июдеи: „Мы законъ имаамъ и по закону нашему дължънъ есть умрѣти, яко сынъ божии творить ся“. Егда же Пилатъ се слыша слово, паче убояся. Остр. ев., 183 об. (1056—1057 гг.). Богат возглаголет — вси молчат и вознесут слово его до облакъ; а убогии возглаголеть — вси на нь кликнуть. Сл. Дан. Зат., 11 (нач. XVII в. ← XII в.). Онъ же (Глеб) видѣвъ, яко не вънемлють словесъ его, начатъ глаголати сице: Спасися, милыи мои отьче и господине Василие. Ж. Бор. Глеб. (Усп.), 14 б (XII в. ← XI в.). Сыну, аще слово хощеши рещи кому, то напрасно не глаголи, но размысли въ сердци си. Пов. об Акире, 69 (XV в. ← XI—XII вв.). Без луки бесѣдующе, а много разумѣти; не сверѣповати словомь, ни хулити бесѣдою, не обило смѣятися, срамлятися старѣйших. Поуч. Вл. Моном., 155 (1377 г. ← нач. XII в.). Въсплакалися жены коломенскыя, а ркучи таково слово: Москва, Москва, быстраа рѣка, чему еси залѣлѣяла мужеи наших от нас в землю Половетскую Литовьскую. Задон. Ист.-2, 546 (кон. XV — нач. XVI в. ← XIV в.).

∆Говорил Соловеи таково слово: Гои еси вы гости карабелщики и все целовалники любимыя, как буду я в городе Киеве у ласкова князя Владимера. Кирша Д., 1—2. А изволил Добрыня он сказать теперь, / Честное слово воспроговорить: / Ах же ты есть молода жена, / ...Ах же родитель моя матушка, / ...Дай мне Добрынюшки прощеньицо, / Дай-ко Добрыни благословеньицо, / А съездить Добрыни на чисто на полё. Онеж. былины Гильф., I, 488. Розсіяв я пшеныченьку ридко! / — Козаченьку, слово твое пусто, / Зійде наша пшеныченька густо! Метлин. Народ. южнорус. песни, 28. Выйди дѣвонько, выйди серденько, / Промов до мене слово. / — Ой як к тобѣ йти, ой як к тобѣ йти, / С тобою говорити, / Коль лежит нелюб на правой руцѣ, / Бою го ся будити? Головацк. Галицк. нар. песни, II, 580.
Доброе слово — приветствие, благодарность.

И человѣка не минѣте, не привѣчавше, добро слово ему дадите. Поуч. Вл. Моном., 158 (1377 г. ← нач. XII в.). 1474: Князь же Данилеи ... поклонивсе дому святыя Троици и всему Пскову, добро слово давъ за кормъ и за вологу и за все сполу, и поеха изо Пскова. Псков. 3 лет., 198 (XVI в.).

Слово въздати — обратиться к кому-л.

1168: Егда бо отходя житья сего маловременьнаго и мимотекущаго, молвяше Семьюнови и попови, отьцю своему духовному: Тобѣ въздати слово о томъ к богу, занеже възборони ми от пострижения. Ипат. лет, 529 (XV в.).

Слово рѣщи с кем-л. — беседовать.

Прочетъ писания намъ о тебе, съжалихъся зѣло и хотѣхъ слово с тобою рѣщи и съвѣщатися о полезныхъ. Александр., 58 (XV в. ← XII в.).

|| Изречение.

По вьсему и апостольское слово помьнѣти, яко не достоины страсти сего врѣмене противу будущимъ глаголати ся въ насъ. Изб. Св. 1076 г., 108. Прѣмудрыи словесы [прѣдъ]ведеть ся, и человѣкъ мудръ годѣ будеть вельможямъ. Там же, 179. 1172: И сбысться слово еуангельское на немъ глаголющее „еюже мѣрою мѣрите, възмѣрится вамъ“, „имже судомъ судите, судится вамъ“. Ипат. лет., 553 (XV в.). И въспоминаа по вся дьни псаломское оно слово: „Виждь смирение мое и трудъ мой и остави вся грѣхы моя“. Патер. Печ. (Абр.), 29 (XV в. ← XIII в.).

|| Речь, выступление перед народом.

Въниде Иисус въ Каперънаумъ... И абие събьрашася мънози, яко къ тому не въмѣщаахуся ни прѣдъ двьрьми. И глаголаше имъ слово. Остр. ев., 129 об. — 130 (1056—1057 гг.). Цесарь же Ирод, видя ихъ страшащася, и съвокупи вся, посрѣди же ставъ, глагола имъ тако: Мужи воиньстии, съ мною шествующе и воююще, Иродови помощници! ... И тѣмь и словом убудивъ воя и укрѣпивъ их, и пожре богу. Флав. Полон. Иерус., 201—202 (XVI в. ← нач. XII в.). И тако Иосиф глагола с рыданиемь и со слѣзами. ... Слово же его многы от благородных подвиже. Там же, 405—406.

Вдати слово — позволить выступить, высказаться публично.

Разумяше бо, аще ся явита, токмо и жалость будѣта всѣмъ; аще слово има вдадять, то скоро Александръ будеть разрѣшен от вины. Флав. Полон. Иерус., 223 (XVI в. ← нач. XII в.).

|| Слух, весть.

Промчеся слово то по всеи земли Адорьстѣи и Наливестии, яко Акир книгции убиенъ бысть. Пов. об Акире, 141 (XV в. ← XI—XII вв.).

2. Повествование, рассказ.

Понеже убо мънози начяша чинити повѣсть о извѣстьныхъ въ насъ вещехъ. Якоже прѣдашя намъ бывъшеи искони самовидьци и слугы словеси. Остр. ев., 277—277 об. (1056—1057 гг.). Се уже многыими наказании предъложение слову створихомъ, обаче отъселѣ на предълежащее слово възвратимъся. Ж. Феод. (Усп.), 35 в (XII в. ← ок. 1088 г.). 1106: В се же лѣто преставися Янь, старець добрый, живъ лѣтъ 90, в старости маститѣ... От него же и азъ многа словеса слышах, еже и вписах в лѣтописаньи семь, от него же слышах. Пов. врем. лет, 186 (1377 г. ← нач. XII в.). Еще возвратимся на предняя словеса. Сл. Дан. Зат., 33 (нач. XVII в. ← XII в.).

|| Название литературного произведения или частей его:

Слово о пълку Игоревѣ, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова. 1.

Слово нѣкоего [калу]гера о чь[.....] [к]нигъ. Изб. Св. 1076 г., 1. Иоана чьрьньця презвутера Дамаскиньска слово о исъхъшии смокъвьници и о притъчи винограда въ святыи понедѣльникъ. Сл. Ио. Дамаскина, 175 б (XII—XIII вв.). Слово о мирских притчах и о бытеиских вещех. Сл. Дан. Зат., 39 (XVII в. ← XII в.). Слово Иоанна архиепископа Констянтина града, како Адамъ созъданъ бысть, и како душ[у в]зя и от страсти господни, и о души. Златостр., 1 (XII в.). Сде же азъ въспоминаю всу шесть словесъ, съкрате въ малѣ проиду. Шест. Ио. екз. (пролог), 1 об. (1263 г.). Слово о погибели Рускыя земли. Сл. пог. (Б), 154 (XV в. ← XIII в.). Слово о пришествии мастеръ церковныхъ от Царяграда къ Онтонию и Феодосию. Слово 2. Патер. Печ. (Абр.), 5 (XV в. ← XIII в.). О святѣм Григории Чюдотворци слово 28. Там же, 134. Слово о великом князе Дмитрее Ивановиче и о брате его князе Владимере Андрѣевиче, яко побѣдили супостата своего царя Мамая. Задон. Унд., 535 (XVII в. ← XIV в.). Слово и дивна повѣсть Динары царицы ... како побѣди перскаго царя Адрамелеха. Пов. цар. Дин., 373 (XVII в. ← XV—XVI вв.).

Ср. И. П. Еремин (Сл. о п. Иг.как памятник политич. красноречия Киевской Руси. — В кн.:Сл. о п. Иг.“. Сб. исслед. и статей. М. — Л., 1950, с. 93—94, 99): „Обращает на себя внимание тот факт, что в литературе Киевской Руси эта тройная терминология («слово», «песнь», «повесть») для обозначения одного и того же произведения нигде не употреблялась. Единственное известное нам исключение — ораторская проза. ... Только произведение этого последнего типа автор мог назвать «словом» и, одновременно, «песнью», «повестью», как бы отождествляя все три понятия. «Слово» — термин, получивший широкое употребление в древнерусской литературе и применявшийся иногда даже для обозначения произведений, не имеющих прямого отношения к красноречию (см. славяно-русский перевод «Истории» Флавия Иосифа). Но в ораторской прозе, где термин этот в особенности прочно утвердился, он уже в XI в. приобрел значение специального номенклатурного термина, обозначавшего принадлежность произведения к определенному роду красноречия, именно к торжественному, в отличие от дидактического, «учительного». Отсюда термин «слово», характеризуя литературную принадлежность произведения в целом, в произведениях торжественного красноречия всегда, как правило, стал в обязательном порядке писаться в заглавии, и древнерусские книжники редко нарушали это правило, редко путали «слово» с «поучением», обычно строго различая эти два понятия. ... Автор «Слова» задуманное им произведение облек в форму «слова» вполне закономерно: «слово» — форма, единственная в литературе Киевской Руси, где неотложные задачи текущей современности обсуждались обычно непосредственно, в прямом контакте с читателем“. Н. А. Мещерский (К толкованию лексикиСл. о п. Иг.“. — Учен. зап. Ленингр. гос. ун-та, 1956, № 198. Сер. филол. наук, вып. 24, Очерки по лексикологии, фразеологии и стилистике, с. 4—5): „Уже Е. В. Барсов (Е. В. Барсов. «Слово о полку Игореве» как художественный памятник киевской дружинной Руси, т. 1. 1888, — примеч. Н. А. Мещерского) и В. Н. Перетц («Слово о полку Игореве». Киев, 1926, — примеч. Н. А. Мещерского) обратили внимание на то, что в древнерусской письменности таким термином обозначались не только творения ораторского искусства, в первую очередь церковного красноречия, но и произведения повествовательного содержания. Указывалось на заглавие отдельных книг «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия, которые в древнерусском переводе XI в. обозначались: «О полонении Иерусалима слово первое, второе, третье, четвертое, пятое» и т. д.
В дополнение следует привести отрывок из текста этого же произведения (IV кн., гл. 3), в котором данный термин соответствует нашему: «устное предание», «легенда». ... «В Ерихо ж есть кладязь многовъденъ ... о том же кладези слово есть, яко и древа земные и плоды древныя губя...». В греческом тексте Иосифа Флавия разбираемому термину соответствует слово λογος.
И в более позднюю эпоху, даже в XV в., древнерусские переводчики термином «слово» передавали греческое το επος“. В. П. Адрианова-Перетц (Сл. о п. Иг.и памятники русской литературы XI—XIII веков. Л., 1968, с. 45): „Термин слово в течение всего средневековья применялся к произведениям разных жанров. В XI—XII вв. «словом» называл свои поучения Феодосий Печерский, торжественные речи на праздники — Кирилл Туровский, русский переводчик «словом» иногда называет повесть Иосифа Флавия о взятии Иерусалима римлянами. В XIII в. «словом» определяется рассказ о бедствиях Русской земли, разоренной татаро-монголами, — «Слово о погибели Русской земли». В XVII в. «словом» писец назвал «Задонщину» — повесть о Куликовской битве (рук. ГБЛ, собр. Ундольского № 632). Тем же термином нередко именуются повести легендарные, сказочные в списках XV—XVII вв. — о Басарге, об Акире, о посаднике Щиле и др. ...термин слово несомненно восходит к самой рукописи и воспроизведен по ней в издании 1800 г., хотя сами издатели предпочли назвать памятник так, как он не раз именуется в тексте. Однако нельзя с уверенностью утверждать, что и в заглавии авторского текста произведение именовалось «словом»: этот термин могли ввести и поздние переписчики, поскольку и в XIII—XVI вв. наблюдается применение его к произведениям разных жанров, в том числе и историко-повествовательных“.
Гусленая словеса— речь, песни, сопровождаемые игрой на гуслях (?).

Тои бо вѣщии Боянъ воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыимь княземь ... восхваляя ихъ пѣсми и гуслеными буиными словесы. Задон. К-Б, 548 (XV в. ← XIV в.). Аз же помяну резанца Софония и восхвалю пѣснеми гусленными словесы сего великаго князя Дмитрея Ивановича. Задон. Унд., 536 (XVII в. ← XIV в.).

Книжное (божие) слово — Священное писание.

Слѣпии прозьрять, глусии услышать слово книжьное, и вьси възглаголють различьны языкы величия божия. Похв. слово Кир. и Меф. (Усп.), 110 а (XII в.). Онъ же божие слово стрѣжааше, глаголя: Аще въстануть на мя плъци, не убоиться сердце мое. Ж. Афан. Алекс. (Усп.), 6 а (XII в.).

3. Склад речи, манера выражения:

Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе, начяти старыми словесы трудныхъ повѣстіи о пълку Игоревѣ, Игоря Святъславлича! 1.

Кротъко ступание, кротъко сѣдение, кротъкъ възоръ, кротъко слово — вься си въ тебѣ да будуть, отъ сихъ бо истиньныи хрьстьянъ явиши ся. Изб. Св. 1076 г., 32 об. — 33. Небесныихъ круговъ превъшьдъ, отьче, премирьныихъ чиновъ и воиньства свѣтьлости высокъмь словъмь и премудрыими словѣсы вьсѣхъ изьяснова. Мин. окт., 19 (1096 г.). 1096: Олег же въсприимъ смыслъ буй и словеса величава, рече сице: Нѣсть мене лѣпо судити епископу, ли игуменом, ли смердом. Пов. врем. лет, 150 (1377 г. ← нач. XII в.). Аще бо и постоить кто въскраи тиха мужа, то велику пользу прииметь и свѣтьлость от него; егда бо не гнѣвьна рѣчь изидеть от такого ума, нъ тиха словеса и кротъка, то поистинѣ зефура вѣтра подражаеть. Златостр., 94 (XII в.). Аще которыи муж смотрить на красоту жены своея и на я и ласковая словеса и льстива, а дѣлъ ея не испытаеть, то даи богъ ему трясцею болѣти. Сл. Дан. Зат., 29 (нач. XVII в. ← XII в.). Лудчи бо намъ, брате, начати повѣдати иными словесы от похвальных сихъ и о нынешных повѣстех похвалу великого князя Дмитрея Ивановича. Задон. Унд., 535 (XVII в. ← XIV в.).

∆А видят из hорода из Киева: / Да ездит-гулят доброй молодець, / Ище ездит-гулят дак потешаицьсе, / Небылыма словесами сам похваляицьсэ. Григор. Арх. был., III, 492. Говорил он матушки таковы слова: / Свет-государыни матушка! Благодарю на тех словах на умильныих, / На речах на разумныих. Рыбн. Песни (изд. 1-е), 2, 21—22.
4. Послание, грамота, письмо.

Слово Данила Заточеника, еже написа своему князю Ярославу Володимеровичю. Сл. Дан. Зат., 4 (нач. XVII в. ← XII в.). Пишу вамъ се слово того дѣля, чтобы не перестала память родителии нашихъ и наша. Грам. вел. князя Симеона 1353 г. СГГД, 1, 38. Яко послалъ ми бе таково слово, глаголя, яко беси нудят мя мысльми, да любви ради и Христовы заповеди отпиши ми слово и главизну утешну или две. Посл. Ив. Гроз. в Кир.-Бел. мон., 164 (XVII в. ← 1573 г.).

5. Совет, повеление.

1283: И присла к нему отьць его Левъ, река ему тако: „Сыну мои Юрьи, не ходи самъ с литвою: убилъ я князя ихъ Воишелка, любо восхотять мьсть створити“. Юрьи же не поиде по отнѣ словѣ, но посла рать свою. Ипат. лет., 891 (XV в.). И отвѣщаша епископи: От тебе, владыко, присланыи пришедше глаголаше намъ, яко 14 августа освящается церкви Печерьская, готови вси будете съ мною въ врѣмя литургиа. Мы же не смѣвше преслушати твоего словеси, и се есмы. Патер. Печ. (Абр.), 14 (XV в. ← XIII в.). 1325: И привезоша ... князя великого Юрья изъ Орды, сына Данилова, внука Александрова ... убилъ бо и бяше въ Ордѣ князь Дмитрии Михаилович безъ цесарева слова. Новг. 1 лет., 97 (XIV в.). Тако же и сиротамъ, кто иметъ сѣдѣти на земле Святое Богородици Отрочья монастыря ... по единому слову со отци своими съ владыкою Федоромъ и со владыкою съ Васильемь, пожаловали есмы тѣхъ сиротъ. Грам. 1361—1365 гг. ААЭ, 2—3.

6. Обещание.

1151: Се же Изяславъ, аче и двоича ступилъ слова своего, се же нынѣ, добывъ Киева и поклонилъ ми ся, и чьсть на мнѣ положилъ и в Киевѣ мя посадилъ. Ипат. лет., 430 (XV в.).

Слово дати — обещать.

Дажь же ми слово, яко сьде живеши, и азъ ти съдравие подамь. Старьць же въсласть приимъ, обѣщася словомь. Патер. Син., 3 об. — 4 (XI в.).

7. Спор.

1395: Аже будеть промежи вами слово или какова пря, и вы на менѣ шлитеся, яко же на третии, и язъ васъ право судю. Новг. 4 лет., 379 (XV в.). О чемъ ни будетъ слово, о земли или о водѣ, или объ иномъ о чемъ, и намъ отослати своихъ бояръ, ини съехався учинять исправу. Дог. грам. Ивана Федор. Рязанского 1443 г. СГГД, 1, 97.

8. Свидетельство, показание.

Оже придеть кръвавъ муже на дворъ или синь, то видока ему не искати ... или не будеть на немь знамения, то привести ему видокъ слово противу слова, а кто будеть началъ, тому платити 60 кунъ. Пр. Рус., 124 (1282 г. ← XII в.). О коемждо послусѣ достоить изысковати первѣе, честенъ ли? ... А яже о сихъ расужають судиа, аще со вниманиемъ словеса простирають. Кн. законн., 87—88 (XV в. ← XII—XIII вв.).

9. Дар речи, способность говорить.

Даяи слово благовѣстующиимъ и силою мъногою на съврьшение благовѣствованию. Гр. Назиан., 173 (XI в.).

10. Смысл, содержание.

Единословие умъ събираеть, сълажая слово молитвы, и молящааго ся подвизая. Изб. Св. 1076 г., 235. Дъва убо познавастася нама пути: единъ прьвъи и чьстьнѣи, а другъи въторъи и не тогожде слова. Гр. Назиан., 31 (XI в.).

11. Причина, повод.

Глаголю же вамъ, яко аще иже пустить жену свою, развѣ словесе любодѣаньнааго, творить ю прѣлюбы творити. Остр. ев., 74 об. (1056—1057 гг.). А кыимь словомь или коею виною пророкъ ся пророкъ наречеть, развѣ яко духомь прозьряаше будущая? Сл. Иппол. об антихр., 5—6 (XII в.).

12. Закон, заповедь; учение.

Рече господь: Вьсякъ, иже слышить словеса Моиси и сътворить я, уподоблю и мужу мудру, иже създа свою храмину на камене. Остр. ев., 60 об. — 61 (1056—1057 гг.). Слава ти, господи, о вьсемь, яко съподобилъ мя еси зависти ради прияти сию горькую съмьрть, и все престрадати любъве ради словесе твоего. Ж. Бор. Глеб. (Усп.), 11 в (XII в. ← XI в.). Аще же кто от законна словесе отступаше и обличьно бысть от законоучитьлемъ, то, мучаще, прогнаху или къ цесареви посылаху. Флав. Полон. Иерус., 264 (XVI в. ← нач. XII в.).

13. «Логос» — Сын божий.

Искони бѣ Слово, и Слово бѣ отъ бога, и богъ бѣ Слово. Остр. ев., 2 (1056—1057 гг.). Кому бо глаголе, яко створимъ, не Слову ли и единочадому Сыну, имъ же все бысть...? Изб. Св. 1073 г. (Бод.), 4. Превѣчьное Слово, отьче, въ образѣ божии сыи, и съставивъ вьсе съзьдание отъ небытия въ бытие, времена и лѣта своею властию полагая. Стихир. XII в., 2.

14. Единица речи, выражающая отдельное понятие.

Отъ сльзъ не можааху ни словесе рещи. Ж. Бор. Глеб. (Усп.), 12 б-в (XII в. ← XI в.). Егда же къ епископомъ хожааше Александръ, на старость избирааше послѣдовати ему и носити священую одежю, еже нарицаашеся «ефусъ» евреискымь словъмь. Ж. Афан. Алекс. (Усп.), 5 г (XII в.). Слово аки благы жител одѣваеть душю образомъ. Пчела, 154 (XIV в. ← XIII в.).

15. Грамматический термин.

Суть же убо слова чястеи осмь, елика глаголемь и пишемъ, внѣ сихъ ничтоже есть. Суть же сиа: имя, рѣчь, причястие, различие, мѣстоимене, предлогъ, нарѣчие, съузъ. Ио. екз. болг., 167 (XII в.).

16. Буква.

Аще же ли кто восхощетъ сия книгы преписывати, смотряи не приложити или отложити едино нѣкое слово или тычку едину, или крючькы, иже сут подъ строками в рядѣхъ. Запись в служ. XIV в. И тако по многа лѣта мнози философи събрали сут азбуку греческую словъ числомъ 38. Ж. Стеф. Перм., 71 (кон. XV — нач. XVI в. ← нач. XV в.).

◊ Слово — им. пад. ед. ч.; слово — вин. пад. ед. ч.; словесы — твор. пад. мн. ч.
----- Дополнения -----
Ср. В. В. Кусков (Связь поэтич. образности «Сл. о п. Иг.» с памятниками церк. и дидактич. письменности XI—XII вв. — В кн.: «Сл. о п. Иг.». Пам-ки литературы и искусства XI—XVII веков. М., 1978, с. 70): «...заглавие памятника „Слово о полку Игореве“ отнюдь еще не дает основания для отнесения его к жанру „слова“. Здесь лексема „слово“ не является жанровым определением, оно лишь указывает, что произведение предназначалось для произнесения, для прочтения перед определенной аудиторией».

Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984

Синонимы:

Смотреть что такое "слово" в других словарях:

  • СЛОВО — ср. исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь. Человеку слово дано, скоту немота. Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово… …   Толковый словарь Даля

  • СЛОВО — 1. СЛОВО1, слова, мн. слова, слов и (устар., ритор.), словеса, словес, ср. 1. Единица речи, представляющая сою звуковое выражение отдельного предмета мысли. Произнести слово. Написать слово. Порядок слов в речи. Словарь иностранных слов. Русское… …   Толковый словарь Ушакова

  • СЛОВО — 1. СЛОВО1, слова, мн. слова, слов и (устар., ритор.), словеса, словес, ср. 1. Единица речи, представляющая сою звуковое выражение отдельного предмета мысли. Произнести слово. Написать слово. Порядок слов в речи. Словарь иностранных слов. Русское… …   Толковый словарь Ушакова

  • Слово —     СЛОВО одно из труднейших общих понятий языковедения, к сожалению еще мало разработанное. Несмотря на то, что сам человеческий язык определяется обычно, как «язык слов» в отличие от языка нерасчлененных представлений у животных, языка жестов у …   Словарь литературных терминов

  • Слово — Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • слово — 1. СЛОВО, а; мн. слова, слов, ам и (устар.). словеса, словес, ам; ср. 1. Единица языка, служащая для называния отдельного понятия. Повторить с. Запомнить с. Написать с. Употребить с. Перевести с. Подчеркнуть с. Искать подходящее с. Незнакомое с.… …   Энциклопедический словарь

  • Слово — 1. СЛОВО, а; мн. слова, слов, ам и (устар.). словеса, словес, ам; ср. 1. Единица языка, служащая для называния отдельного понятия. Повторить с. Запомнить с. Написать с. Употребить с. Перевести с. Подчеркнуть с. Искать подходящее с. Незнакомое с.… …   Энциклопедический словарь

  • слово — Речение, выражение, название, термин, вокабула. Ср …   Словарь синонимов

  • СЛОВО — СЛОВО, а, мн. слова, слов, словам, ср. 1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. Знаменательные и служебные слова. Происхождение слов. С. в с. (о переводе,… …   Толковый словарь Ожегова

  • Слово — или Логос это священный звук, первый элемент в процессе материального проявления. Слово имеет созидательную силу. Кетцалькоатль и Хуракан создали мир произнесением слова Земля. Спаситель это воплощенное Слово. В индуизме и буддизме Слово как… …   Словарь символов

Книги

  • Слово, архимандрит Евгений. Слово на день святого Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, и на торжественный день Тезоименитства его императорского высочества благоверного государя ивеликого князя Михаила… Подробнее  Купить за 3322 грн (только Украина)
  • Слово, Сергей Алексеев. В книгу С. Алексеева вошли остросюжетный роман "Слово" и повесть "Хозяин болота" . Герой романа Никита Гудошников, собиратель памятников древнерусской письменности, всю свою жизнь посвящает… Подробнее  Купить за 360 руб
  • Слово, Георг Эберс. Действие романа "Слово" известного немецкого писателя Георга Эберса происходит в XVI веке, во времена испанского короля Филиппа II. В Германии и Испании, Италии и Нидерландах, в кузнице и за… Подробнее  Купить за 300 руб
Другие книги по запросу «слово» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.