- розно
-
Розно — врозь, отдельно друг от друга, порознь (1):
Того стараго Владиміра нельзѣ бѣ пригвоздити къ горамъ Кіевьскымъ: сего бо нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи Давидовы; нъ розно ся имъ хоботы пашутъ. 37.
И тако глаголющи си жена, и повелѣ цѣсарь мучити рабы всѣ розно. И бьемы, вси повѣдаху единогласенъ отвѣтъ, якоже и она рече жена. Флав. Полон. Иерус. (Истр.), I, 102 (кон. XV — нач. XVI в. ← нач. XII в.). 1150: Королъ же Володимеру рече, отпущая его: Отьцю моему и своему брату поклонишися Изяславу и се ему явиши: царь на мя грецкыи въставаеть ратью, и сеѣ ми зимы и весны нѣлзѣ на конь к тобѣ всѣсти, но обаче, отьце, твои щитъ и мои не розно еста. Ипат. лет., 407 (XV в.). Тако же и на клюсяте да не ѣздита два, но розно да ходять и яздять, тако же сѣдають и лѣжють. Корм. Варс., 295 об. (XIV в.).
● Нести розно — грабить, разорять.1097: И сняшася (князья) Любячи на устроенье мира, и глаголаша к собѣ, рекуще: Почто губим Русьскую землю, сами на ся котору дѣюще? А половци землю нашю несуть розно, и ради суть, оже межю нами рати. Пов. врем. лет, 170 (1377 г. ← нач. XII в.).
∆Вмѣсте тѣсно, а розно тошно. Кург. Письм., 124.Ср. Даль (ТСЖВЯ): Розный — все, что врозь от чего, порознь. Картотека Псков. обл. слов.: Розно — врозь; по-разному; по отдельности. Гринченко (Сл. укр. мови): Різно — 2) Отдельно. Носович (Сл. белор. нареч.): Розно — 1) Отдельно, врозьПервые издатели читали: „нъ рози нося“. Так же читали: Я. Пожарский, К. Ф. Калайдович, В. В. Капнист, В. А. Жуковский, М. Деларю, И. М. Снегирев, Р. Ф. Тимковский, А. Ф. Вельтман, К. С. Аксаков, М. А. Максимович, Е. В. Барсов, Д. Прозоровский.Н. С. Тихонравов прочитал: „нъ розьно ся“. Так же читают: Ф. И. Буслаев, Вс. Ф. Миллер, А. Майков, Я. Малашев, А. А. Потебня, О. Огоновський, Н. М. Павлов-Бицын, П. В. Владимиров, С. К. Шамбинаго, А. С. Орлов, В. Н. Перетц, Н. К. Гудзий, Г. Шторм, С. В. Шервинский, И. А. Новиков, А. К. Югов, Д. С. Лихачев, В. И. Стеллецкий, И. П. Еремин.Ср. Д. Н. Дубенский („Сл. о п. Иг.“... М., 1844, с. 208): „В древнем наречии русском употреблялось слово розно, разно сокращенно — розь, соответственно нашему нынешнему: врозь, порознь. ...не надобно ли читать здесь: нъ розь (розно) и (вм. я, т. е. стязи) носящимъ“. Л. Мей („Сл. о п. Иг.“... — Москвитянин, 1850, № 22, кн. 2, с. 125): „В подлиннике сказано: «сего бо нынѣ ... нъ рози нося имъ хоботы, пашутъ». Я перевожу эти слова так: знамена его (Владимира) отошли — одни к Рюрику, другие — к Давыду; но у них они развеваются хвостами порознь. «Рози нося им хоботы». Рози — врозь; нося хоботы — нося хвосты“. М. А. Максимович (К объяснению и истории „Сл. о п. Иг.“. — Собр. соч. М. А. Максимовича, т. III. Киев, 1880, с. 654): „Это место в Песни (т. е. в «Сл. о п. Иг.», — В. В.) почитается темным и даже поврежденным перепискою. Но оно становится ясным при взгляде на картинку XIV в.: Борис идет на печенегы (см. в моем Киевлянине, кн. 3, М., 1850). Там изображены Владимировы стяги, украшенные одни копьями, а другие рогами месяца-молодика: это рози на стягах Владимировых. А под копьями и полумесяцами на стягах навешаны челки стяговые: это хоботы (т. е. хвосты) на стягах. Хоботы пашуть — т. е. веют, машут: это у певца укоризненное выражение о стягах Давыдовых, которые бездейственно простояли у Треполя над Днепром, по пленении Игоря, — только повеяли, помахали своими хвостами, — и не двинулись далее на защиту Переяслава, осажденного Кончаком“. См. также: М. А. Максимович. Темное место в Песни о полку Игореве. — Там же, с. 626—630. Н. Тихонравов („Сл. о п. Иг.“. М., 1868, с. 46): „Нъ розно ся имъ хоботы пашутъ; т. е. нет между ними единомыслия: розно развеваются их знамена“. Д. С. Лихачев (Комментарий исторический и географический. — В кн.: „Сл. о п. Иг.“. М. — Л., 1950 (Сер. „Лит. памятники“), с. 460—461): „Слово «розно» не однажды употребляется в летописи для обозначения княжеской розни, но в сочетании со «щитами» — символами защиты, обороны. ... В «Сл. о п. Иг.» мы находим вместо «щитов» — «стязи», очевидно, потому, что речь идет не о совместной защите (где было бы уместнее говорить о «щитах»), а о совместном наступлении на степь, причем образ этот конкретизирован тем, что эти стяги представлены с развевающимися полотнищами («хоботами»), а самое понятие «розно» относится к этому развеванию. Таким образом, обычный термин для обозначения союзных или не союзных отношений («твой щит и мой не розно еста») конкретизирован, превращен в зрительно четкий образ. ... В 1185 г. после поражения Игоря и нападения Кончака Святослав и Рюрик пошли против половцев, но брат Рюрика Давид вернулся от Треполя. Смоленские войска Давида встали вечем и заявили: «Мы пошли до Киева, да же бы была рать, билися быхом (т. е. пошли на защиту Киева и, если бы случилась здесь необходимость биться — бились бы, — Д. Л.); нам ли иное рати искати (следует ли нам отправляться в какой-то иной поход? — Д. Л.), то не можемь, уже ся есмы изнемогле» (Ипатьевская летопись под 1185 г.). Таким образом, «стяги» (полков) Давыда отказались выступить совместно со стягами Рюрика“.|| В разные стороны.980: И посла (Владимир) пред ними послы, глаголя сице царю: Се идут к тобе варязи, не мози их держати въ граде, оли то створять ти зло, яко и здѣ, порасточи я розно. Радз. лет., 44 об. (XV в.). 1148: Изяславъ же съ братомъ Ростиславомъ сдумавша, оже юже рѣкы ся рушають, и угодаша поити розно: и тако Ростиславъ поиде полкы своими Смоленьску, а Изяславъ, братъ его, иде к Новугороду Великому. Ипат. лет., 371—372 (XV в.). Достоино уподобимъся пифагорьскымъ философомъ: ти бо, егда раскотораються или съ своими сродьникы, или с чюжими, преже даже не заидет солнце, подаваютъ десницю другъ къ другу, [и] умиривъшеся и облобызавъшеся разидуться розно. Пчела, 383 (XIV в. ← XIII в.). Туто ся погании разлучишася боръзо, розно побѣгши неуготованными дорогами в лукоморье. Задон. Ист.-1, 545 (кон. XVI — нач. XVII в. ← XIV в.).
∆И простясъ, поехали розно — всякъ своимъ путемъ. Былины Тихонр., 32. Шла она на широкий двор, / Начала с борцами да боротися. / Брала во праву руку да три борца / И во леву руку три борца, / В место их столнула (столконула, — примеч. изд.), / На розно раскинула. Рыбн. Песни (изд. 1-е), II, 98. Старшая дружечко, / Одчыны да оконечко, / Погляды да на сонечко: / Да колы же рано, / То ще й погуляймо; / Колы же пизно, / Розійдимося ризно! Метлин. Народ. южнорус. песни, 218.Ср. Гринченко (Сл. укр. мови): Різно. — 3) Врозь, в разные стороны. Ей да оце ж тобі, да молодий козаче, аж три доріженьки різно: ей, що одна на Дін, а другая у Крим по сіль, а третя да на те Запорожжа.Ср. Разно.1. Врозь, отдельно, порознь.Съвѣщаша, да вси трие сътворять единого фриамва. Съвѣтници же веляхуть имъ разно сътворити кождо собѣ. Флав. Полон. Иерус., 444 (XVI в. ← нач. XII в.). 1100: И сташа вся братья на коних; и ста Святополкъ с своею дружиною, а Давыдъ и Олегъ с своею разно, кромѣ собе. Пов. врем. лет, 181 (1377 г. ← нач. XII в.). Тъ бо есть глава, а мы тѣло, то можеть ли чьто разно быти межю главою и тѣлъмь. Златостр., 98—99 (XII в.). 1195: И рекоша ему (Роману) Казимеричи: Мы быхомъ тобѣ радѣ помоглѣ, но обидить насъ стрыи свои Межька, ищеть под нами волости; а переже оправи насъ, а быхомъ былѣ вси ляхове не раздно (в др. списках: разно), но за одинемь быхомъ щитомъ былѣ с тобою и мьстили быхомъ обиды твоя. Ипат. лет., 686—687 (XV в.).
|| В разные стороны.968: Яко бысть заутра, всѣдъше в лодьи противу свѣту и въструбиша вельми, и людье въ градѣ кликнуша. Печенѣзи же мнѣша князя пришедша, побѣгоша разно от града. Пов. врем. лет, 48 (1377 г. ← нач. XII в.). 1097: И рѣша мужи Володимери, и Давыдови и Олгови: Извѣта о семь не имѣй, яко Давыдъ есть слѣпилъ и́ (Василька). ... И се имъ глаголющимъ разидошася разно. Там же, 174.
2. Различно, неодинаково, несходно.Вьсе наше есть разно съ ангелы бытие, житие и прѣмудрость, молитва [же един]о дѣло есть аньг[елом]ъ и человѣкомъ. Изб. Св. 1076 г., 230—230 об. Яко же кротъкыи и тихыи вельми есть болии гнѣвьливааго и буяго, разно же дѣлы: сь богу есть угодьникъ, а онъ дияволу. Златостр., 95 (XII в.).3. На расстоянии.Иулиянъ тъ же платъ воды вълиявъ и донесе ю, разно же бѣста отъ себе яко 20 попьрищь. Патер. Син., 16 об. (XI в.). Глагола имъ старьць, яко нынѣ Сумеонъ братъ иже въ святыхъ от млъния низьложенъ умьре, и се прѣходить душа его съ радостию, бѣста же разно от себе 20 и 4 попьрища. Там же, 39.
----- Дополнения -----Ср. Адрианова-Перетц («Сл. о п. Иг.» и памятники, с. 169): «Бунчуки у стягов, развевающихся врозь, — символ враждебных действий, или действий, направленных в разные стороны, которые и в летописном языке выражаются словами „розно“, „разно“: „Твои щит и мои не разно еста“ (Ипат. лет., 1150 г.); печенеги „побегоша разно от града“ (Ипат. лет., 968)».
Б. Л. Богородского, Д. С. Лихачева, О. В. Творогова; В. Л. Виноградова. Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984