розно

розно
Розно — врозь, отдельно друг от друга, порознь (1):

Того стараго Владиміра нельзѣ бѣ пригвоздити къ горамъ Кіевьскымъ: сего бо нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи Давидовы; нъ розно ся имъ хоботы пашутъ. 37.

И тако глаголющи си жена, и повелѣ цѣсарь мучити рабы всѣ розно. И бьемы, вси повѣдаху единогласенъ отвѣтъ, якоже и она рече жена. Флав. Полон. Иерус. (Истр.), I, 102 (кон. XV — нач. XVI в. ← нач. XII в.). 1150: Королъ же Володимеру рече, отпущая его: Отьцю моему и своему брату поклонишися Изяславу и се ему явиши: царь на мя грецкыи въставаеть ратью, и сеѣ ми зимы и весны нѣлзѣ на конь к тобѣ всѣсти, но обаче, отьце, твои щитъ и мои не розно еста. Ипат. лет., 407 (XV в.). Тако же и на клюсяте да не ѣздита два, но розно да ходять и яздять, тако же сѣдають и лѣжють. Корм. Варс., 295 об. (XIV в.).

Нести розно — грабить, разорять.

1097: И сняшася (князья) Любячи на устроенье мира, и глаголаша к собѣ, рекуще: Почто губим Русьскую землю, сами на ся котору дѣюще? А половци землю нашю несуть розно, и ради суть, оже межю нами рати. Пов. врем. лет, 170 (1377 г. ← нач. XII в.).

∆Вмѣсте тѣсно, а розно тошно. Кург. Письм., 124.
Ср. Даль (ТСЖВЯ): Розный — все, что врозь от чего, порознь. Картотека Псков. обл. слов.: Розно — врозь; по-разному; по отдельности. Гринченко (Сл. укр. мови): Різно — 2) Отдельно. Носович (Сл. белор. нареч.): Розно — 1) Отдельно, врозь
Первые издатели читали: „нъ рози нося“. Так же читали: Я. Пожарский, К. Ф. Калайдович, В. В. Капнист, В. А. Жуковский, М. Деларю, И. М. Снегирев, Р. Ф. Тимковский, А. Ф. Вельтман, К. С. Аксаков, М. А. Максимович, Е. В. Барсов, Д. Прозоровский.
Н. С. Тихонравов прочитал: „нъ розьно ся“. Так же читают: Ф. И. Буслаев, Вс. Ф. Миллер, А. Майков, Я. Малашев, А. А. Потебня, О. Огоновський, Н. М. Павлов-Бицын, П. В. Владимиров, С. К. Шамбинаго, А. С. Орлов, В. Н. Перетц, Н. К. Гудзий, Г. Шторм, С. В. Шервинский, И. А. Новиков, А. К. Югов, Д. С. Лихачев, В. И. Стеллецкий, И. П. Еремин.
Ср. Д. Н. Дубенский (Сл. о п. Иг.“... М., 1844, с. 208): „В древнем наречии русском употреблялось слово розно, разно сокращенно — розь, соответственно нашему нынешнему: врозь, порознь. ...не надобно ли читать здесь: нъ розь (розно) и (вм. я, т. е. стязи) носящимъ“. Л. Мей (Сл. о п. Иг.“... — Москвитянин, 1850, № 22, кн. 2, с. 125): „В подлиннике сказано: «сего бо нынѣ ... нъ рози нося имъ хоботы, пашутъ». Я перевожу эти слова так: знамена его (Владимира) отошли — одни к Рюрику, другие — к Давыду; но у них они развеваются хвостами порознь. «Рози нося им хоботы». Рози — врозь; нося хоботы — нося хвосты“. М. А. Максимович (К объяснению и историиСл. о п. Иг.“. — Собр. соч. М. А. Максимовича, т. III. Киев, 1880, с. 654): „Это место в Песни (т. е. в «Сл. о п. Иг.», — В. В.) почитается темным и даже поврежденным перепискою. Но оно становится ясным при взгляде на картинку XIV в.: Борис идет на печенегы (см. в моем Киевлянине, кн. 3, М., 1850). Там изображены Владимировы стяги, украшенные одни копьями, а другие рогами месяца-молодика: это рози на стягах Владимировых. А под копьями и полумесяцами на стягах навешаны челки стяговые: это хоботы (т. е. хвосты) на стягах. Хоботы пашуть — т. е. веют, машут: это у певца укоризненное выражение о стягах Давыдовых, которые бездейственно простояли у Треполя над Днепром, по пленении Игоря, — только повеяли, помахали своими хвостами, — и не двинулись далее на защиту Переяслава, осажденного Кончаком“. См. также: М. А. Максимович. Темное место в Песни о полку Игореве. — Там же, с. 626—630. Н. Тихонравов (Сл. о п. Иг.“. М., 1868, с. 46): „Нъ розно ся имъ хоботы пашутъ; т. е. нет между ними единомыслия: розно развеваются их знамена“. Д. С. Лихачев (Комментарий исторический и географический. — В кн.:Сл. о п. Иг.“. М. — Л., 1950 (Сер.Лит. памятники), с. 460—461): „Слово «розно» не однажды употребляется в летописи для обозначения княжеской розни, но в сочетании со «щитами» — символами защиты, обороны. ... В «Сл. о п. Иг.» мы находим вместо «щитов» — «стязи», очевидно, потому, что речь идет не о совместной защите (где было бы уместнее говорить о «щитах»), а о совместном наступлении на степь, причем образ этот конкретизирован тем, что эти стяги представлены с развевающимися полотнищами («хоботами»), а самое понятие «розно» относится к этому развеванию. Таким образом, обычный термин для обозначения союзных или не союзных отношений («твой щит и мой не розно еста») конкретизирован, превращен в зрительно четкий образ. ... В 1185 г. после поражения Игоря и нападения Кончака Святослав и Рюрик пошли против половцев, но брат Рюрика Давид вернулся от Треполя. Смоленские войска Давида встали вечем и заявили: «Мы пошли до Киева, да же бы была рать, билися быхом (т. е. пошли на защиту Киева и, если бы случилась здесь необходимость биться — бились бы, — Д. Л.); нам ли иное рати искати (следует ли нам отправляться в какой-то иной поход? — Д. Л.), то не можемь, уже ся есмы изнемогле» (Ипатьевская летопись под 1185 г.). Таким образом, «стяги» (полков) Давыда отказались выступить совместно со стягами Рюрика“.
|| В разные стороны.

980: И посла (Владимир) пред ними послы, глаголя сице царю: Се идут к тобе варязи, не мози их держати въ граде, оли то створять ти зло, яко и здѣ, порасточи я розно. Радз. лет., 44 об. (XV в.). 1148: Изяславъ же съ братомъ Ростиславомъ сдумавша, оже юже рѣкы ся рушають, и угодаша поити розно: и тако Ростиславъ поиде полкы своими Смоленьску, а Изяславъ, братъ его, иде к Новугороду Великому. Ипат. лет., 371—372 (XV в.). Достоино уподобимъся пифагорьскымъ философомъ: ти бо, егда раскотораються или съ своими сродьникы, или с чюжими, преже даже не заидет солнце, подаваютъ десницю другъ къ другу, [и] умиривъшеся и облобызавъшеся разидуться розно. Пчела, 383 (XIV в. ← XIII в.). Туто ся погании разлучишася боръзо, розно побѣгши неуготованными дорогами в лукоморье. Задон. Ист.-1, 545 (кон. XVI — нач. XVII в. ← XIV в.).

∆И простясъ, поехали розно — всякъ своимъ путемъ. Былины Тихонр., 32. Шла она на широкий двор, / Начала с борцами да боротися. / Брала во праву руку да три борца / И во леву руку три борца, / В место их столнула (столконула, — примеч. изд.), / На розно раскинула. Рыбн. Песни (изд. 1-е), II, 98. Старшая дружечко, / Одчыны да оконечко, / Погляды да на сонечко: / Да колы же рано, / То ще й погуляймо; / Колы же пизно, / Розійдимося ризно! Метлин. Народ. южнорус. песни, 218.
Ср. Гринченко (Сл. укр. мови): Різно. — 3) Врозь, в разные стороны. Ей да оце ж тобі, да молодий козаче, аж три доріженьки різно: ей, що одна на Дін, а другая у Крим по сіль, а третя да на те Запорожжа.
Ср. Разно.
1. Врозь, отдельно, порознь.

Съвѣщаша, да вси трие сътворять единого фриамва. Съвѣтници же веляхуть имъ разно сътворити кождо собѣ. Флав. Полон. Иерус., 444 (XVI в. ← нач. XII в.). 1100: И сташа вся братья на коних; и ста Святополкъ с своею дружиною, а Давыдъ и Олегъ с своею разно, кромѣ собе. Пов. врем. лет, 181 (1377 г. ← нач. XII в.). Тъ бо есть глава, а мы тѣло, то можеть ли чьто разно быти межю главою и тѣлъмь. Златостр., 98—99 (XII в.). 1195: И рекоша ему (Роману) Казимеричи: Мы быхомъ тобѣ радѣ помоглѣ, но обидить насъ стрыи свои Межька, ищеть под нами волости; а переже оправи насъ, а быхомъ былѣ вси ляхове не раздно (в др. списках: разно), но за одинемь быхомъ щитомъ былѣ с тобою и мьстили быхомъ обиды твоя. Ипат. лет., 686—687 (XV в.).

|| В разные стороны.

968: Яко бысть заутра, всѣдъше в лодьи противу свѣту и въструбиша вельми, и людье въ градѣ кликнуша. Печенѣзи же мнѣша князя пришедша, побѣгоша разно от града. Пов. врем. лет, 48 (1377 г. ← нач. XII в.). 1097: И рѣша мужи Володимери, и Давыдови и Олгови: Извѣта о семь не имѣй, яко Давыдъ есть слѣпилъ и́ (Василька). ... И се имъ глаголющимъ разидошася разно. Там же, 174.

2. Различно, неодинаково, несходно.
Вьсе наше есть разно съ ангелы бытие, житие и прѣмудрость, молитва [же един]о дѣло есть аньг[елом]ъ и человѣкомъ. Изб. Св. 1076 г., 230—230 об. Яко же кротъкыи и тихыи вельми есть болии гнѣвьливааго и буяго, разно же дѣлы: сь богу есть угодьникъ, а онъ дияволу. Златостр., 95 (XII в.).
3. На расстоянии.

Иулиянъ тъ же платъ воды вълиявъ и донесе ю, разно же бѣста отъ себе яко 20 попьрищь. Патер. Син., 16 об. (XI в.). Глагола имъ старьць, яко нынѣ Сумеонъ братъ иже въ святыхъ от млъния низьложенъ умьре, и се прѣходить душа его съ радостию, бѣста же разно от себе 20 и 4 попьрища. Там же, 39.

----- Дополнения -----
Ср. Адрианова-ПеретцСл. о п. Иг.» и памятники, с. 169): «Бунчуки у стягов, развевающихся врозь, — символ враждебных действий, или действий, направленных в разные стороны, которые и в летописном языке выражаются словами „розно“, „разно“: „Твои щит и мои не разно еста“ (Ипат. лет., 1150 г.); печенеги „побегоша разно от града“ (Ипат. лет., 968)».

Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "розно" в других словарях:

  • розно — См …   Словарь синонимов

  • РОЗНО — РОЗНО, нареч. (обл.). Отдельно, врозь. «С тобою розно зачем в ночи скитаюсь я.» Пушкин. «Мы в жизни розно шли.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • РОЗНО — РОЗНО, нареч. (прост.). Врозь, отдельно. Сыновья живут р. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • розно — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • Розно тошно, а вместе тесно. — Вместе скучно, а розно тошно. Розно тошно, а вместе тесно. См. ЛЮБОВЬ НЕЛЮБОВЬ …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Розно — нареч. качеств. обстоят. разг. сниж. 1. Врозь, отдельно. 2. перен. По разному, различно. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • РОЗНО — (некр.) несогласно, в раздоре …   Казачий словарь-справочник

  • розно — р озно, нареч …   Русский орфографический словарь

  • розно — нареч …   Орфографический словарь русского языка

  • розно — отдельно …   Cловарь архаизмов русского языка


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»