Пирогощая


Пирогощая
Пирогощая (1)
1. О церкви или монастыре богородицы в Киеве на Подоле:

Игорь ѣдетъ по Боричеву къ святѣи Богородици Пирогощеи. 45.

1131: В то же лѣто заложи церковь Мстиславъ святыя богородица Пирогощюю. Лавр. лет., 301 (1377 г.). 1136: Томь лѣтѣ церкви Пирогоща свѣршена бысть. Ипат. лет., 300 (XV в.).

2. Об иконе богородицы.

1155: Том же лѣтѣ иде Андрѣи от отьца своего из Вышегорода в Суждаль безъ отнѣ волѣ, и взя из Вышегорода икону святоѣ богородици, юже принесоша с Пирогощею исъ Царяграда въ одиномъ корабли, и въскова на ню боле 30 гривенъ золота, проче серебра, проче камени дорогого и великого жемчюга, украсивъ, постави ю въ церкви своеи святоѣ богородица Володимири. Ипат. лет., 482 (XV в.).

Ср. Первые издатели (Ироическая песнь о походе на половцев ... Игоря Святославича ... М., 1800, стр. 45, прим.): „Образ Владимирской богородицы, который ныне в Успенском соборе в Москве возле царских врат на левой стороне в киоте. Его в древности Богородицею Пирогощею называли потому, что из Царя-града привезен был в Киев гостем, прозывавшимся Пирогощею. Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский в 1160 г. взял сию святую икону от отца своего великого князя Юрья Владимировича и перенес оную в новопостроенный тогда на Клязме город Владимир: в Москву же оная принесена в 1395 г., и с тех пор уже именуется Владимирскою. Татищ. Том III, стр. 97 и 127 и в примечаниях стр. 487“. Е. Болховитинов (см.: С. И. Маслов. Киевские экземплярыСл. о п. Иг. в издании А. И. Мусина-Пушкина. — ТОДРЛ, т. X, М. — Л., 1954, стр. 253): „Но в Кенигсбергском списке под 1154 г. в рукописном дополнении говорится совсем противное тому (примечанию первых издателей, — В. В.), а именно: «Том же лете иде Андрей от отца своего к Суждалю ...» (текст сходен с текстом Ипатьевской летописи; см. выше, — В. В.). ...Из сего видно, что сия икона была не Пирогощею, но только вместе привезенной с Пирогощею. Притом, каким образом мог ее поставить князь Андрей Боголюбский во Владимире 1154 г., когда она стояла в Киеве еще при Игоре Святославиче 1186 г.?“. Н. М. Карамзин (История государства Российского, т. II. СПб., 1816, стр. 497): „Сия чудотворная икона находится ныне в Москве в Успенском соборе (сейчас — в Третьяковской галерее, — В. В.) и называется Владимирскою. Об ней сказано ... в Степенной: «принесен бысть к нему (Георгию) от Царяграда Пирогощею купцем богоматере образ, его же написа богогласный Лука евангелист». Сей мнимый гость есть, кажется, недоразумение, ибо Пирогощею назывался также образ Богоматери, привезенный в Россию вместе с иконою Владимирскою. Еще Мстислав в 1131 году заложил в Киеве церковь св. Богородицы Пирогощюю, как сказано в летописях“. Н. Малышевский (О церкви и иконе св. богородицы под назв.Пирогощи, упоминаем. в летоп. и вСл. о п. Іг.. — Чтен. Истор. общ. Нестора летописца, кн. V, отд. II. Киев, 1891, стр. 113—125) предполагает, что церковь Богородицы Пирогощей, заложенная Мстиславом, была завершена его братом Ярополком в 1136 г. Икона „Пирогоща“ была, по мнению Н. Малышевского, копией с какой-то почитаемой патрональной иконы. „Может быть предположение, что икона ... была копией с греческой иконы, носившей название πυργιτης, πυργοτης, πυργοτισσα, происходящее от πυργος — башня. В различных местностях Царьграда существовали сооружения под названием пиргов или башен. Название некоторых пиргов соединяли с названием церквей, часовен, икон, находящихся поблизости или внутри пиргов“. А. И. Соболевский (Матер. и исслед. в области славянской филологии и археологии. — Сб. ОРЯС, т. 88, № 3, СПб., 1910, стр. 256): „По нашему мнению, Пирогощая — такое же прилагательное, как и Всеволожая — жена Всеволода, Ростиславляя, Полюжаяя — жена Полюда... и происходит от личного имени Пирогость. Наши памятники этого имени в себе не заключают, но по своему составу оно не представляет ничего странного, ввиду летописных имен Воигость, Орогость и т. п. ...Первоначальное значение названия иконы: принадлежащая Пирогостю, принесенная Пирогостем. Всего скорее этот Пирогость был видным боярином в Киеве в XI—XII в.“. Д. Н. Альшиц (Что означаетПирогощая русских летописей иСл. о п. Иг.. В кн.: Исследования по отеч. источниковедению. М. — Л., 1964, стр. 480): „О принесении из Царьграда Вышеградской (Владимирской) иконы Богородицы там (в повести о Владимирской иконе божьей матери — в Сборнике 1642 г., лл. 324—326 об., ГПБ, собр. ОЛДП, CIX (3119), — В. В.) говорится: «... и сей целбоносный образ владычицы Богородицы некогда от Палестин принесен бысть в царствующий град и ту пребысть неколико время и от царствующего Константина града, во едином корабли с Пирогорящею купцем в нашу Русскую землю во град Киев принесен бысть...». ...Интересующее нас слово ... состоит из двух слов: греческого слова «пир» (πυρ) — «огонь» и русского слова «горящая», с соединительным звуком «о» посредине. «Пирогорящая», таким образом, означает «огнемгорящая». ...В более поздних источниках она (икона Богородицы, — В. В.) называется «неопалимая купина»... «Пирогорящая» — это начальное, еще не очищенное от греческой скорлупы название привезенной из Греции на Русь иконы. «... с Пирогорящею купцем» есть не что иное, как испорченное ... с Пирогорящею купиной“.
◊ Пирогощеи — дат. пад. ед. ч.

Словарь-справочник "Слова о полку Игореве": в 6 выпусках / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Ин-т рус. яз; — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1965—1984

Смотреть что такое "Пирогощая" в других словарях:

  • "Пирогощая" — – икона Божией Матери, принесена из Константинополя в Киев, где в честь иконы построена и церковь этого же наименования …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Сказание о чудесах Владимирской иконы... — богоматери – цикл рассказов, основная часть которых посвящена описанию чудес, совершенных в XII в. Владимирской иконой богоматери (необходимо отличать «Сказание о чудесах Владимирской иконы богоматери» XII в. от одноименного «Сказания о… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • ЗАВИТНЕВИЧ Владимир Зенонович — Владимир Зенонович (2.04.1853, с. Литвяны Минского у. и губ. (ныне Узденского р на Минской обл.) март 1927, Киев), проф. Из семьи потомственного священника. Окончил Узденское волостное приходское уч ще, Минское ДУ, Минскую ДС (1875), СПбДА (1879) …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.