КАН Ю-ВЭЙ

КАН Ю-ВЭЙ
(Кан Чан-су, Кан Нань-хай) (19.III.1858 - 31.III.1927) - кит. ученый и педагог, руководитель движения за реформы в Китае в кон. 19 в. Род. в семье мелкопоместного шэньши уезда Наньхай пров. Гуандун. Получил классич. конфуцианское образование. В 1888, прибыв на экзамены в Пекин, К. Ю-в. направил письмо троим влиятельным сановникам при маньчжурском дворе, а затем послал меморандум вдовствующей императрице Цыси и молодому императору Гуансюю (Цзай Тяню); в письме и меморандуме он обличал порядки в империи, обращал внимание двора на рост агрессии капиталистич. держав в Китае и призывал к срочному проведению преобразований в управлении страной. Выступая с критикой двора, К. Ю-в., выходец из кит. помещичьей среды, в то же время проявлял и свойственную его классу боязнь возникновения новой крест. войны, повторения тайпинского восстания и призывал двор к проведению реформ во имя недопущения революц. выступлений крестьян. К. Ю-в. выпустил неск. книг, в к-рых обличал офиц. феод. идеологию - догматич. неоконфуцианство. Эти книги ставили под сомнение подлинность классич. канонов, на к-рых основывалось офиц. конфуцианство, и ссылками на авторитет самого Конфуция обосновывали необходимость проведения реформ в стране. Одновременно К. Ю-в. вел педагогич. работу в Гуанчжоу, руководя школой "Чансин", в к-рой ввел преподавание совр. зап. естеств. и обществ. наук, бросив вызов офиц. схоластич. феод. системе образования.

В 1887 К. Ю-в. была написана книга "Да тун шу" ("Книга о Великом Единении"), излагавшая его утопич. социальную теорию и содержавшая обличит. критику как совр. кит. феод. общества, так и бурж. строя Запада. К. Ю-в. выдвигал идею о необходимости ликвидации старого общества, об упразднении частной собственности и создании нового общества, осн. на всеобщем равенстве.

Весной 1895 К. Ю-в. стал во главе возникшего в Китае организованного бурж.-помещичьего движения за реформы. Он написал меморандум императору, направленный против ратификации кабального Симоносекского договора 1895 с Японией; меморандум содержал обширную программу политич., экономич. и культурных преобразований, преследовавших цель усиления Китая и по существу расчищавших пути для капиталистич. развития страны. В авг. 1895 в Пекине К. Ю-в. и его сторонниками был создан "клуб реформ" - Цянсюэхой (Ассоциация усиления государства), вскоре открывший свои филиалы в осн. провинциальных центрах и выпускавший свой печатный орган "Цянсюэбао ("Усиление государства"). В апр. 1898 под рук. К. Ю-в. была создана новая партия реформ - Баогохой (Союз защиты государства). Сторонникам реформ удалось организовать в июне 1898 аудиенцию К. Ю-в. у молодого императора и заручиться его согласием на привлечение группы реформаторов к гос. управлению. В период "Ста дней реформ" (11 июня - 21 сент. 1808) реформаторы от имени императора издали ок. 60 указов о реформах. После дворцового переворота, проведенного 21 сент. 1898 ультраконсервативной группировкой Цыси и положившего конец организованному движению за реформы, К. Ю-в. эмигрировал из страны. В эмиграции К. Ю-в. создал в 1899 Баохуанхой (Союз защиты императора) - монархич. орг-цию, ставившую целью реставрацию на престоле императора Цзай Тяня, отстраненного от власти Цыси. Деятельность К. Ю-в. после 1898 объективно носила реакц. характер, ибо она препятствовала сплочению прогрессивных сил страны в борьбе за революц. свержение Цинской монархии. В 1908 после смерти Цзай Тяня и Цыси К. Ю-в. принял участие в умеренном бурж.-помещичьем конституц.-монархич. движении. После революции 1911 заметной роли в политич. жизни страны не играл, хотя в 1917 участвовал в монархич. путче ген. Чжан Сюня, пытавшегося восстановить правление Цинской династии; Последние годы жизни К. Ю-в. были посвящены тщетным попыткам возрождения конфуцианства, к-рое он стремился превратить в общенац. религию.

Серьезное науч. изучение деятельности К. Ю-в. и его теоретич. наследства в Китае началось лишь после учреждения КНР. После дворцового переворота Цыси были изданы императорские указы, требовавшие сожжения книг К. Ю-в. Пока существовала Цинская династия, ни о каком изучении движения за реформы в Китае не могло быть и речи. Гоминьдановские историки также отказывались от исследования движения за реформы и наследства, оставленного К. К. Ю-в. мотивируя это тем, что К. Ю-в. после 1898 вел активную борьбу с Сун Ят-сеном и был тесно связан с антиресп. монархич. движением. За годы существования КНР кит. учеными выпущен ряд книг и статей о К. Ю-в. и руководимом им движении за реформы. Осн. масса статей вышла в 1958 в связи с широко отмечавшимся 60-летием движения за реформы и 100-летием со дня рождения К. Ю-в.

Лит.: Тихвинский С. Л., Движение за реформы в Китае в конце XIX в. и Кан Ю-вэй, М., 1959 (библ.).

С. Л. Тихвинский. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "КАН Ю-ВЭЙ" в других словарях:

  • КАН Ю-ВЭЙ — (1858–1927) – кит. политич. деятель и реформатор. Получил хорошее домашнее образование по кит. классич. философии, знакомился с естественными науками Запада по переводным книгам. В конце 19 в. выступил с требованиями социальных реформ бурж.… …   Философская энциклопедия

  • Кан Ю-вэй — (19.3.1858, уезд Наньхай провинции Гуандун, 31.3.1927, Циндао)         китайский учёный, лидер движения за реформы в Китае в конце 19 в. Происходил из семьи Шэньши. В 1887 написал книгу «Да тун шу» («Книга о Великом Единении»), излагавшую его… …   Большая советская энциклопедия

  • КАН ЮВЭЙ — Кан Наньхай, Кан Гуанся, Кан Цзуи, Кан Чансу, Кан Гэншэн, Кан Минъи. Китайский мыслитель, философ, ученый, государственный и общественный деятель, лидер реформаторского движения за в Китае на рубеже 19 20 вв. Родился 19 марта 1858 в уезде Наньхай …   Энциклопедия Кольера

  • Кан Ювэй — 康有為 Кан Ю вэй …   Википедия

  • ВЭЙ ЮАНЬ — Вэй Ханьши, Вэй Мошэнь (1794 1856(7)), китайский философ неоконфуцианец, ученый энциклопедист, литератор и политический деятель, представитель школы новых текстов ( школы текстов новых письмен ), воссозданной в 18 в. Родился 23 апреля 1794 в… …   Энциклопедия Кольера

  • КАН ЮВЭЙ —         Кан Цзуй, Кан Гуанся, Кан H а н ь х а й (19.3.1858, с. Интань, ок. Кантона, 31.3.1927, Циндао, пров. Шаньдун), кит. учёный, философ, политич. деятель. В 1898 был гл. вдохновителем реформаторского движения и «реформ ста дней» (11.6.… …   Философская энциклопедия

  • Кан (печь) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кан …   Википедия

  • Кан-си — Айсиньгёро Сюанье (девиз правления кит. 康熙, пиньинь Kangxi, собственное имя Сюанье, кит. 玄燁, 4 мая 1654 20 декабря 1722), император Китая из династии Цин (с 7 февраля 1661, эра Канси с 18 февраля 1662 по 4 февраля 1723, см. Китайский календарь).… …   Википедия

  • Кан Си — Айсиньгёро Сюанье (девиз правления кит. 康熙, пиньинь Kangxi, собственное имя Сюанье, кит. 玄燁, 4 мая 1654 20 декабря 1722), император Китая из династии Цин (с 7 февраля 1661, эра Канси с 18 февраля 1662 по 4 февраля 1723, см. Китайский календарь).… …   Википедия

  • цзи кан — Си Кан, Цзи Шуе 223, Хуэйцзи обл. Цзуцзе (совр. Шаосин пров. Чжэцзян), 262 Философ, литератор из гос ва Вэй, один из т.н. семи мудрецов из бамбуковой рощи (см. Жуань Цзи). Дослужился до чина чжунсань дафу (советник ср. ранга); отсюда прозе. Цзи… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»