КАН Ю-ВЭЙ

КАН Ю-ВЭЙ
КАН Ю-ВЭЙ
(1858–1927) – кит. политич. деятель и реформатор. Получил хорошее домашнее образование по кит. классич. философии, знакомился с естественными науками Запада по переводным книгам. В конце 19 в. выступил с требованиями социальных реформ бурж.-демократич. характера. В условиях подъема патриотич. движения в Китае К. Ю-в. стал лидером сторонников реформ. Он неоднократно посылал доклады императору Гуан Сюю с предложениями отмены рутинной экзаменац. системы, поощрения науч. открытий, осуществления свободы слова и созыва парламента для осуществления конcтитуц. правления. Император поддержал требования К. Ю-в. и последний получил возможность руководить их практич. осуществлением. Период, когда К. Ю-в. пытался осуществить свои реформы, называют периодом "ста дней реформ". Ожесточенное сопротивление консерваторов привело к поражению реформаторов, а сам К. Ю-в. был вынужден бежать в Гонконг.
Несмотря на поражение, движение за реформы сыграло в истории Китая прогрессивную роль, т.к. оно соответствовало интересам нарождающихся бурж. отношений.
В основе общественно-политич. воззрений К. Ю-в. лежала философия, представлявшая собой соединение традиц. положений др.-кит. философии, гл. обр. конфуцианства, с данными естеств. наук нового времени. Восприняв традиции древней кит. материалистич. философии, К. Ю-в. признавал объективное существование внешнего мира. Вместе с тем, он часто допускал соединение представлений совр. науки и идей, заимствованных из др.-кит. философии, напр. буддизма. Так, по его мнению, сознание – это электричество, понятие ци – это химич. элемент (юаньсу). Тем не менее для того времени мировоззрение К. Ю-в. было прогрессивным, т.к. в основе его взглядов на развитие природы лежало признание эволюции. Будучи материалистом в отношении к природе, К. Ю-в. не смог порвать с идеализмом в отношении к человеку. Отождествляя сознание с электричеством, он приходил к выводу о том, что сознание может существовать самостоятельно так же, как и электричество. К. Ю-в. верил в то, что только сознание может освободить тело от страданий. Проповедуя всеобщую любовь и братство, он в то же время отрицал революц. борьбу, считая, что прогресса можно достичь путем постепенных реформ.
К. Ю-в. написал много произведений, важнейшими из к-рых являются "Исследования поддельных классических книг Синьской школы" ("Синь сюэ вэй цзин као"), "Исследование учения Конфуция о реформе государственного строя" ("Кун-цзы гай чжи као") и "Книга о великом соединении" ("Да тун шу"). В произв. "Синь сюэ вэй цзин као" К. Ю-в. доказывает истинность учения Конфуция и резко критикует более поздние произведения: "Чжоу-ли", "И ли", "Цзо чжуань" и др., называя их подделками под Конфуция. В работе "Кун цзы гай чжи као" доказывается необходимость проведения реформ с указанием на то, что это путь, завещанный Конфуцием. Гл. произведение К. Ю-в. – "Да тун шу".
Оно представляет собой важную веху в развитии в Китае идей утопич. социализма. К. Ю-в. описывает общество "Великого единения" (датун), в основе к-рого лежат осн. политич., экономич. и моральные принципы: всеобщая любовь и всеобщее братство, никаких классовых и имуществ. различий, обществ. управление гос-вом, пром-стью и с. х-вом, все принадлежит всем.
Пропагандируя социальные реформы, К. Ю-в. использовал древнее учение о трех стадиях обществ. развития, согласно к-рому общество в своем развитии неизбежно проходит три эры: хаоса, становления мира и всеобщего спокойствия. В интерпретации К. Ю-в., это–переход от смут и междоусобиц к абс. монархии, от абс. монархии к конституционной и далее к обществу "датун". Задача реформаторов, по К. Ю-в., заключалась в установлении конституц. монархии, т.е. в том, чтобы добиться перехода Китая в стадию становления мира. Считая обязательным прохождение стадий развития в строгой последовательности, признавая только реформы, К. Ю-в. стал противником демократич. революц. движения за создание республики, лидером к-рого был Сун Ят-сен, выступил в защиту императора, а после его свержения возглавил движение за реставрацию императорской власти.
Соч.: Чан син сюэ цзи (Зап. ученого), Шанхай, 1898; У-сюй цзоу чао (Доклады 1898 г.), Пекин, 1911; Ли-Юнь-чжу (Комментарий к "Ли-юнь"), Шанхай, 1912.
Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 456–83; Тихвинский С. Л., Китайский утопист Кан Ю-вэй. "Вопр. философии", 1953, No 6; его же, Движение за реформы в Китае в конце XIX в. и Кан Ю-вэй, М., 1959; Сенин Н. Г., Прогрессивные мыслители Китая конца 19 века, М., 1958; Избр. произв. прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840–98). [Сост. и общ. ред. Н. Г. Сенина и Ян Хин шуна ], пер. с кит., М., 1961; У Цзэ Кан Ю-вэй юй Лян Ци-чао (Кан Ю-вэй и Лян Ци-чао), Шанхай, 1949; Ли Цзэ-хоу, Кан Ю-вэй Тань Сы-тун сы-сян яньцзю (Взгляды Кан Ю-вэя и Тань Сы-туна), Шанхай, 1958; Τsur M., Kang Ju-wei. The great reformer, "Natural rev.", 1915; Cameron M., The reform movement in China 1898–1912, L., 1931; Franke О., Die staatspolitischen Reformversuche K'ang Ju-wei's und seiner Schule, Hamb., 1935; Bland J. O. P. and Backhouse E., China under the Empress Dowager, Peking, 1939; Thompson L. (transl.). Ta T'ung Shu. The one world philosophy of K'ang Ju-wei, L., 1958.
Ши Цзюнь. КНР.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "КАН Ю-ВЭЙ" в других словарях:

  • КАН Ю-ВЭЙ — (Кан Чан су, Кан Нань хай) (19.III.1858 31.III.1927) кит. ученый и педагог, руководитель движения за реформы в Китае в кон. 19 в. Род. в семье мелкопоместного шэньши уезда Наньхай пров. Гуандун. Получил классич. конфуцианское образование. В 1888 …   Советская историческая энциклопедия

  • Кан Ю-вэй — (19.3.1858, уезд Наньхай провинции Гуандун, 31.3.1927, Циндао)         китайский учёный, лидер движения за реформы в Китае в конце 19 в. Происходил из семьи Шэньши. В 1887 написал книгу «Да тун шу» («Книга о Великом Единении»), излагавшую его… …   Большая советская энциклопедия

  • КАН ЮВЭЙ — Кан Наньхай, Кан Гуанся, Кан Цзуи, Кан Чансу, Кан Гэншэн, Кан Минъи. Китайский мыслитель, философ, ученый, государственный и общественный деятель, лидер реформаторского движения за в Китае на рубеже 19 20 вв. Родился 19 марта 1858 в уезде Наньхай …   Энциклопедия Кольера

  • Кан Ювэй — 康有為 Кан Ю вэй …   Википедия

  • ВЭЙ ЮАНЬ — Вэй Ханьши, Вэй Мошэнь (1794 1856(7)), китайский философ неоконфуцианец, ученый энциклопедист, литератор и политический деятель, представитель школы новых текстов ( школы текстов новых письмен ), воссозданной в 18 в. Родился 23 апреля 1794 в… …   Энциклопедия Кольера

  • КАН ЮВЭЙ —         Кан Цзуй, Кан Гуанся, Кан H а н ь х а й (19.3.1858, с. Интань, ок. Кантона, 31.3.1927, Циндао, пров. Шаньдун), кит. учёный, философ, политич. деятель. В 1898 был гл. вдохновителем реформаторского движения и «реформ ста дней» (11.6.… …   Философская энциклопедия

  • Кан (печь) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кан …   Википедия

  • Кан-си — Айсиньгёро Сюанье (девиз правления кит. 康熙, пиньинь Kangxi, собственное имя Сюанье, кит. 玄燁, 4 мая 1654 20 декабря 1722), император Китая из династии Цин (с 7 февраля 1661, эра Канси с 18 февраля 1662 по 4 февраля 1723, см. Китайский календарь).… …   Википедия

  • Кан Си — Айсиньгёро Сюанье (девиз правления кит. 康熙, пиньинь Kangxi, собственное имя Сюанье, кит. 玄燁, 4 мая 1654 20 декабря 1722), император Китая из династии Цин (с 7 февраля 1661, эра Канси с 18 февраля 1662 по 4 февраля 1723, см. Китайский календарь).… …   Википедия

  • цзи кан — Си Кан, Цзи Шуе 223, Хуэйцзи обл. Цзуцзе (совр. Шаосин пров. Чжэцзян), 262 Философ, литератор из гос ва Вэй, один из т.н. семи мудрецов из бамбуковой рощи (см. Жуань Цзи). Дослужился до чина чжунсань дафу (советник ср. ранга); отсюда прозе. Цзи… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»