ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
культура греч. рабовладельч. общества в период его образования, расцвета и упадка; в своем развитии прошла периоды: 1) крито-микенский (3-2-е тыс. до н. э.); 2) гомеровский (11-9 вв. до н. э.); 3) архаический (8-6 вв. до н. э.); 4) классический (5-4 вв. до н. э.); 5) эллинистический (4-1 вв. до н. э.).

Крито-микенский период - время раннего клас. общества, характеризуется высоким, хотя и непродолжит. расцветом всех видов изобразит. иск-ва (см. Эгейская культура, Крито-микенская культура).

Гомеровский период - период создания великих памятников др.-греч. лит-ры - поэм Гомера "Илиада" и "Одиссея" и связанного с дорийским переселением и возвратом к родовым отношениям снижения уровня изобразит. иск-ва.

Архаический период - время становления антич. рабовладельч. общества. В 8-7 вв. до н. э. в Ионии, наиболее передовой части Греции, в связи с потребностями ремесл. произ-ва, с. х-ва и торговли, получили развитие естеств.-науч. и математич. знания, хотя дифференциация наук произошла лишь в 4 в. до н. э. Виднейший представитель ионийских ученых Фалес Милетский (ок. 624-547 до н. э.) достиг больших успехов в астрономии, что позволило ему правильно предсказать солнечное затмение 585 до н. э., разработал учение о подобных треугольниках, имевшее большое значение для мореходства, а также умел определять высоту пирамид по длине отбрасываемой ими тени. Ученик Фалеса Анаксимандр впервые составил схему светил ночного неба, необходимую для ориентировки по звездам, и первую у греков геогр. карту. К этому же времени относится начало греч. медицины, основанной на практике врачевания.

Попытка обобщения сведений об окружающем мире привела к возникновению философии, характеризующейся на первых порах стихийным материализмом и диалектикой. Наблюдения наталкивали философов на мысль о материальности окружающего мира и о всеобщей связи явлений. Представления первых материалистов были тесно связаны с их естеств.-науч. взглядами. Основателем филос. школы ионийских материалистов был Фалес Милетский, считавший, что в основе многообразия окружающего мира лежит единая материя - вода. Учение Фалеса о единой первооснове мира развивали его преемники (Анаксимандр, Анаксимен). Наивысшее развитие ионийская философия получила в работах эфесского мудреца Гераклита (ок. 544 до н. э., год смерти не уст.), одного из основоположников диалектики. Окружающий мир Гераклит воспринимал как непрерывный процесс движения и становления, причем развитие, по Гераклиту, происходит через борьбу противоположностей. Первоосновой всех вещей Гераклит считал материальное начало - огонь. Материализму и диалектике ионийских ученых противостояли возникшие в "Великой Греции" пифагорейская и элейская школы. Отвергая передовые естеств.-науч. взгляды ионийцев, Пифагор (ок. 580-500 до н. э.) и его ученики утверждали, что истинная сущность вещей - числа. С этим идеалистич. представлением было связано мистич. учение пифагорейцев о переселении душ. Несколько позже, в кон. 6 - нач. 5 вв. до н. э., в греч. колонии Элее была основана филос. школа, представители к-рой также повели борьбу с диалектикой ионийцев. Отвергая опыт как источник знания, Парменид, Зенон и др. элейцы пытались доказать логич. абсурдность всякого движения.

Историю греч. литературы обычно начинают с эпич. поэм "Илиады" и "Одиссеи", приписываемых Гомеру, хотя созданию этих произв. предшествовал длит. период устного творчества, памятники к-рого не дошли до нас (см. Гомеровский вопрос). Разложение родовых связей, развитие ремесла и торговли, обострение социальной борьбы привели к появлению новых лит. форм и к изменению содержания произв., в к-рых заметен интерес к индивидуальным чертам характера и внутр. миру человека. Такими были прежде всего наставительные (дидактические) поэмы беотийского крестьянина Гесиода (8-7 вв. до н. э.) "Происхождение богов" и "Труды и дни". Автор обращается в них уже не к "лучшим людям", не к представителям родовой знати, а к рядовым общинникам, из среды к-рых происходил он сам. Интерес к внутр. миру человека особенно присущ лирической поэзии 7-6 вв. до н. э. (назв. происходит от струнного муз. инструмента - лиры, под аккомпанемент к-рой исполнялись стихи). Впоследствии простейшие лирич. стихи (элегия и ямб) исполнялись без муз. сопровождения, но произв. со сложной ритмикой (мелика) обязательно пелись. Ранние элегич. поэмы (Каллина, Тиртея) воспевали воен. подвиги и восхваляли гражд. добродетели, политич. элегии Солона отражали историю социальной борьбы в Афинах, а элегии Феогнида (6 в. до н. э.) - идеологию греч. аристократии. Поэт Архилох (7 в. до н. э.) вступил в противоречие со старой аристократич. моралью; в своем творчестве он широко использовал более живые, легкие стихотворные размеры (ямб, хорей). Политич. мотивы занимали немало места в произв. лесбийских поэтов Алкея и Сапфо (7-6 вв. до н. э.) - представителей аристократич. лагеря. Поражение родовой знати в политич. борьбе и связанное с ним разочарование заставили многих лириков 6 в. до н. э. отойти от обществ. тематики и посвятить свое творчество радостям личной жизни. Любовными и застольными песнями прославился ионийский поэт, переселившийся затем в Афины, Анакреонт (6-5 вв. до н. э.). В нек-рых областях (гл. обр. дорийских, где аристократия удержала господство) развивалась торжеств. хоровая лирика, сочинялись гимны в честь богов, правителей или победителей на общегреч. состязаниях (Стесихор, Арион, Симонид, Пиндар, Вакхилид). В конце периода появились прозаич. произв. - басни, описания путешествий (периплы), а также бытовые или ист. рассказы, от к-рых дошли лишь незначит. отрывки. Авторы соч., посвященных отд. вопросам местной истории, мифологии и географии, т. н. логографы, - Кадм, Гекатей Милетский (6-5 вв. до н. э.), Ксанф Лидийский и Гелланик из Митилены (5 в. до н. э.) стремились ввести мифы и предания в определенные геогр. и хронологич. рамки.

В этот период сложились осн. черты др.-греч. изобразит. иск-ва, появились гл. архит. ордера, развилась скульптура, живопись. Храмы 7 в. до н. э. (периптеры) - прямоугольные приземистые здания, сильно вытянутые в длину, окруженные со всех сторон массивной колоннадой и перекрытые двускатной крышей (храмы Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе и др.). Два осн. архит. ордера этого времени - суровый, неск. тяжеловесный дорийский, и более легкий и нарядный ионийский. Развивается декоративная и статуарная пластика. Фигуры статичны, позы скованы, напряжены; художник не в состоянии передать движения человеч. тела; лица оживлены условной "архаич." улыбкой (т. н. архаич. аполлоны, или куросы-юноши). В статуях подчеркнуты внутр. спокойствие, сила; формируется тип прекрасного и мужеств. человека. О живописи этой эпохи можно судить по лит. источникам и по расписной керамике, где нередко повторялись и варьировались сюжеты известных картин. В 6 в. до н. э. вазы расписывались черным лаком по светлому фону глиняного сосуда (чернофигурная техника); в кон. 6 в. до н. э. фон покрывался черным лаком, а само изображение сохраняло цвет глины (краснофигурная техника).

Классический период - время наивысшего внутр. расцвета греч. полисов и наивысшего подъема Д. к. Иония, пережившая перс. иго, утратила свое ведущее значение. В передовых полисах Балканского п-ова, прежде всего в Афинах, победил демократич. строй, расширивший возможности идейной борьбы и поднявший значение науки и иск-ва в воспитании полноценного гражданина.

В 5-4 вв. до н. э. греками были разработаны почти все разделы элементарной геометрии. Впервые была выдвинута мысль, что суммы бесконечно малых дают конечные, измеримые величины. Евдокс из Книда (ок. 408 - ок. 355 до н. э.) создал теорию несоизмеримых величин, афинянин Метон (сер. 5 в. до н. э.) на основе астрономич. наблюдений упорядочил календарь и способствовал дальнейшему развитию астрономии. Медицина получила теоретич. обоснование в трудах школы Гиппократа (ок. 460-377 до н. э.), разработавшего систему наблюдений за больными и оставившего описания многих болезней, хирургич. операций и др. методов лечения.

В центре внимания передовых ученых-философов о ставалась проблема материи. Хотя греч. наука по-прежнему носит умозрит. характер и многие теории почти не связаны с опытом, материалистов 5 в. уже не удовлетворяло представление о материи как о чем-то едином и неделимом. Философы ищут пути к анализу окружающего мира, к определению первичных элементов материи. Значит. шаг вперед сделал переселившийся в Афины друг Перикла клазоменец Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.), принимавший за основу всего существующего мельчайшие однородные частицы - "семена" вещей, из соединения к-рых образуется все многообразие мира. Анаксагор первым высказал предположение, что солнце и звезды - раскаленные камни, оторвавшиеся от земли и испускающие свет, а луна дает только отраженный свет. Взгляды Анаксагора, как и др. материалистов древности, подрывали веру в богов. Сицилиец Эмпедокл (ок. 490-430 до н. э.) видел в материи 4 "корня" - воздух, воду, землю и огонь, к-рые приводятся в движение силами любви и ненависти. Заслугой Эмпедокла было создание теории возникновения мира и эволюции живых существ. Эмпедокл считал, что в начальный период земля была населена различными плохо приспособленными к жизни уродами, но благодаря естеств. отбору выжили те существа, организм к-рых случайно оказался устроенным наиболее целесообразно. Вершиной греч. материализма были работы великого естествоиспытателя и философа Демокрита (ок. 460 - ок. 370 до н. э.). Демокрит, введя в науку понятие атома - качественно однородной частицы материи, положил начало атомистике. Движение в мире, по Демокриту, строго обусловлено, и законы, управляющие им, познаваемы. Демокрит разработал теорию человеч. познания, в основе к-рого лежат ощущения, дополняющиеся деятельностью разума. Учение Демокрита, утверждавшее, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты, не оставляло места никакой религии. Он же сформулировал и нормы этики, утверждая, что гос. дела надо считать более важными, чем личные, и что бедность в демократич. гос-ве следует предпочитать богатству в монархическом. Теории Демокрита получили дальнейшее развитие в трудах Эпикура (341-270 до н. э.).

В противовес материалистич. линии, "линии Демокрита", как ее назвал В. И. Ленин (см. Соч., т. 14, с. 117), в Др. Греции развиваются идеалистич. учения. Одни философы, за к-рыми впоследствии закрепилось название "софисты", т. е. мудрецы, отрицали объективный характер истины, утверждая, что "человек есть мера всех вещей" (Протагор). Эти взгляды послужили источником субъективного идеализма. Другим направлением идеализма было учение Сократа (ок. 469-399 до н. э.), развитое и записанное его учеником Платоном (ок. 427- 348 до н. э.). Появление платоновского идеализма было вызвано тяжелым кризисом полиса. Платон считал окружающий мир несовершенной тенью мира вечных и неизменных идей, познать к-рые при помощи ощущений невозможно. Сторонник аристократии, Платон в своей кн. "Государство" стремился нарисовать идеальное обществ. устройство, возглавляемое "лучшими" по рождению и воспитанию людьми. Осн. Платоном ок. 387 до н. э. в Афинах Академия (филос. школа) боролась с материалистами и уничтожала соч. Демокрита и его единомышленников. Учеником Платона, сумевшим вырваться из круга идей Академии, был Аристотель (384-322 до н. э.) - великий систематизатор филос. и науч. знаний и энциклопедист древности. Критикуя Платона, Аристотель в нек-рых вопросах подошел к материализму. Его логика основывается на признании объективности бытия, но, подчиняя материю нематериальной форме, он тем самым становился на путь идеализма. Вместе с учениками основанной им в Афинах перипатетической школы (Ликея) Аристотель систематизировал сведения по истории гос. устройств, экономике и др. гуманитарным наукам. Его трактат "Афинская полития" - надежный источник по истории развития гос. власти в Афинах. Последователи Аристотеля (перипатетики) продолжали начатые им исследования и внесли ценный вклад в науку о природе.

5 в. до н. э. характерен удивительно быстрым, хотя и недолгим, расцветом историч. науки. Переселившийся в Афины уроженец Галикарнаса Геродот (ок. 485 - ок. 425 до н. э.), автор "Истории греко-перс. войн", справедливо считается "отцом истории". В своем соч. он впервые выдвинул идею ист. закономерности, пытаясь проследить ее на примере не только греков, но и народов, вошедших в состав Перс. державы. Однако ист. закономерность представляется Геродоту связанной с вмешательством богов в дела людей, а в его соч. наряду с ист. сведениями имеются еще лит. и геогр. экскурсы. След. поколение историков сделало огромный шаг вперед. Фукидид (ок. 460 - ок. 400 до н. э.), автор "Истории Пелопоннесской войны", причину ист. событий видел в самих людях, а не в чудесах или вмешательстве сверхъестеств. сил. Историк тщательно отбирал сообщаемые факты, руководствуясь строгой системой; Фукидида считают основоположником ист. критики и метода восстановления прошлого по сохранившимся в обществ. устройстве пережиткам. Продолжатель Фукидида Ксенофонт (ок. 430-354 до н. э.), отличавшийся аристократич. симпатиями, и составители всеобщей истории греч. гос-в Теопомп и Эфор не сумели подняться до уровня Фукидида в точности передачи фактов, в правильности и глубине обобщений.

Важнейшим достижением Д. к. было создание древнейшего в мире театра. Демократич. организация афинского гос-ва обеспечила театр. иск-ву, как наиболее массовому, важную роль в обществ. жизни. Возникновение греч. театра связано с культом земледельч. бога Диониса и празднествами в честь него - дионисиями. Дионисии издревле сопровождались пением дифирамба - хвалебной песни, исполняемой хором ряженых, одетых в маски и костюмы козлоногих сатиров ("трагедия" по-греч. означает "песнь козлов"). Во 2-й пол. 6 в. до н. э. из хора выделяется корифей (запевала), а также актер, отвечающий хору. Наряду с мифами о Дионисе начали представлять и др. мифы, а с нач. 5 в. до н. э. появляются трагедии и на совр. темы (Фриних). К этому времени театр в Греции был поистине массовым зрелищем: афинский театр Диониса вмещал более 17 тыс. зрителей, а театры, оборудованные позже, - до 50 тыс. (Мегалополь в Аркадии). Большие размеры театров не давали зрителям возможности наблюдать за мимикой актеров. Это делало неизбежным применение актерских масок, а также использование котурнов (обуви на высокой подошве для увеличения роста). Театру придавали большое воспитат. значение, и поэтому в 5 в. до н. э. в Афинах гражданам стали выдавать деньги для приобретения театр. билетов (феорикон). Были введены соревнования драматич. поэтов, призы на к-рых присуждались судьями, выбранными по жребию из зрителей. Демократич. организация афинского театра способствовала привлечению самых талантливых поэтов. В 5 в. до н. э. драматургия в Афинах стала ведущим жанром лит-ры. Самые острые вопросы обществ. и частной жизни (вопросы воспитания, внеш. и внутр. политики, религии) ставились в театрах перед многотысячной аудиторией. "Отцом трагедии" считался афинянин Эсхил (ок. 525-456 до н. э.), в творчестве к-рого греческая трагедия обрела законченную форму. Эсхилу принадлежит ок. 90 произв.; из них до нас дошло только 7, написанных (за исключением трагедии "Персы", посв. переломному моменту в ходе греко-перс. войн, участником к-рых он был) на мифологич. сюжеты, но затрагивавших острые вопросы современности. Эсхил прославлял умеренную афинскую демократию, справедливость принципов, лежащих в основе обществ. устройства его времени (напр., трилогия "Орестея" и др.). Младшим современником Эсхила был Софокл (ок. 496-406 до н. э.), утверждавший в своих трагедиях (до нас дошло только 7) нравств. идеалы афинской демократии. Софокл пытался дать образы совершенных героев, изображал, по словам Аристотеля, людей такими, какими они должны быть. Источник трагич. конфликта в драмах Софокла - бессилие человека в борьбе с неизбежной судьбой - роком (напр., "Царь Эдип"). Идея неотвратимости судьбы, столь характерная для греческой трагедии, связана с начавшимся кризисом полиса. Большое влияние на последующее развитие драматургии оказал Еврипид (ок. 480-406 до н. э.), из произв. которого сохранилось больше трагедий, чем от обоих его предшественников (18 из 92, ему приписываемых). Трагич. конфликт у Еврипида развивается в результате противоречий, заложенных в характере героев, поэтому Еврипида справедливо считают родоначальником психологич. драмы. В отличие от предшественников, он не идеализировал героев, а изображал людей со всеми их слабостями и недостатками. Мировоззрение Еврипида отразило углубление противоречий, раздиравших общество. Еврипид резко критиковал обществ. организацию, филос., моральные и религ. представления своих современников. В "Медее" он говорил о бесправии женщин, в "Финикиянках" - о несправедливой власти богатства, в "Ифигении в Авлиде" - о тщеславии и властолюбии вождей.

Непременным условием зарождения и развития греч. комедии также был демократич. строй. Подобно трагедии, комедия возникла на основе культа Диониса; во время праздников ватага пирующих ("комос"), одетых в маскарадные костюмы, обходила селения, распевая насмешливые песни (ср. украинские колядки). В 5 в. до н. э. комич. хоры переносят свои выступления в театр Диониса, лучшие поэты пишут для них пьесы. Сюжет древнеаттич. комедий, всегда современный, живо затрагивал зрителей. Маски актеров часто изображали всем известных политич. и культурных деятелей афинского гос-ва. Осн. методом осмеяния была карикатура; автор часто переносил действие в мир животных, широко используя гиперболы, игру слов, овеществление метафор, фантастич. ситуации. Обличит. характер и острая политич. направленность комедии делали ее любимым зрелищем афинского демоса. Наиболее крупным представителем древнеаттич. комедии был Аристофан (ок. 445 - ок. 385 до н. э.), из соч. к-рого до нас дошло только 11 пьес. Творчество Аристофана отражало политич. взгляды аттич. крестьянства, ненавидевшего войну и отрицательно относившегося к авантюрной внеш. политике стоявших у власти демагогов. В своих комедиях Аристофан рисовал преимущества мирной жизни ("Ахарняне", "Мир", "Лисистрата"), критиковал отрицат. стороны афинской демократии ("Всадники", "Осы"), высмеивал возникавшие в период кризиса полиса утопич. проекты уравнения имущества граждан ("Женщины в народном собрании").

Со 2-й пол. 5 в. до н. э. быстро развивается греч. проза, к-рая стала вскоре ведущим лит. жанром; особое значение приобрела новая, худож.-филос., форма - диалог. Большое место в лит-ре занимают также речи, художеств. оформление к-рых породило новую науку - риторику. Как ораторы больше всего прославились Демосфен (ок. 384 - ок. 322 до н. э.), Исократ (ок. 436-338 до н. э.), а также Лисий (459-380 до н. э.), известный своими суд. речами. Начиная с макед. завоеваний греч. лит-ра была вынуждена отказаться от тем большого обществ. звучания: писатели восхваляли новых правителей, уходили в мифологич. изыскания или ограничивались бытоописаниями.

В 5 в. до н. э. большое место в обществ. жизни древних греков стала занимать музыка. Обучение музыке вошло в систему обязательного воспитания детей. Пение и игра на муз. инструментах были составной частью гимнастич. и худож. состязаний - олимпийских, пифийских и др. игр. Большую роль играла музыка в греч. театре. Греч. поэты и драматурги были и композиторами (Эсхил, Софокл и др.). Теоретич. и эстетич. обобщения древних греков в области музыки (в работах муз. теоретиков и математиков, в соч. Платона, Аристотеля и др.) сохранили свое значение для последующих веков. Терминология древних греков - "музыка", "мелодия", "ритм", "гармония" - до сих пор применяется в муз. практике. К 5 в. до н. э. относится расцвет изобразит. иск-ва, замечательного жизненной правдой и художеств. гармонией. В нач. 5 в. частично сохранились характерные для архаики условность и неподвижность. Однако во 2-й четв. 5 в. пластика освобождалась от скованности, исчезла условная "архаич." улыбка ("Дельфийский возничий", "Раненая Ниобида"). О мощном подъеме иск-ва в сер. 5 в. свидетельствует скульптурное убранство храма Зевса в Олимпии. Гармонич. фигуры юношей на фронтоне храма, противопоставленные страшным кентаврам, показывают превосходство одухотворенной красоты над дикой силой. Наиболее ярким представителем периода ранней классики был скульптор Мирон (сер. 5 в.), автор знаменитого "Дискобола", группы "Афина и Марсий" и др. бронз. статуй. В бронзе работал младший современник Мирона аргосский скульптор Поликлет, теоретически обосновавший в своем "Каноне" систему пропорций человеч. тела в скульптурном изображении. Согласно Поликлету, правильные пропорции тела должны быть подчинены математич. расчету, подобно построению архитектурного сооружения. Размер головы нормальной мужской фигуры, по "Канону" Поликлета, должен равняться 1/7 величины его роста, профиль идеально правильной головы - приближаться к квадрату, а линия лба и носа - составлять прямую линию. Его Дорифор-копьеносец и Диадумен-атлет, надевающий повязку, были попыткой дать обобщенный образ идеального человека. Самым выдающимся художеств. произв. классики был ансамбль афинского Акрополя, построенный во 2-й пол. 5 в. по замыслу Фидия. Фидием и его помощниками было создано скульптурное убранство центр. здания ансамбля Парфенона (арх. Иктин и Калликрат), общей темой к-рого была победа человека над темными силами Вселенной. Фидий был ярким выразителем основанного на принципах гармонии художеств. идеала демократич. Афин. Его не дошедшие до нас гигантские статуи Зевса в Олимпии и Афины-девы создали канонически совершенные образы этих богов. Классич. иск-во продолжало жить и после поражения Афин в Пелопоннесской войне, но позднюю классику 4 в. до н. э. отличает ряд особенностей: появляются не только гос., но и частные заказы, строятся богатые жилые дома, огромные памятники в честь отдельных людей (Галикарнасский мавзолей, сер. 4 в. до н. э.). В скульптуре и живописи наметилось стремление к драматизации, раскрытию индивидуального характера и внутр. мира человека (Скопас, 1-я пол. 4 в.). Величайший ваятель поздней классики Пракситель (2-я пол. 4 в.) сумел передать в фигурах богов обаяние живого человеч. тела (известны рим. подражания его статуе обнаженной Афродиты из Книдского храма и статуя Гермеса с младенцем Дионисом из храма Геры в Олимпии - образцы одухотворенной красоты). Другим выдающимся скульптором кон. 4 в. до н. э. был придворный мастер Александра Македонского Лисипп, в творчестве к-рого традиц. образы получили новое истолкование. Лисипп изображал богов и героев усталыми, стремился передать их настроение. Отличный портретист, Лисипп оставил неск. портретов Александра. С кон. 4 в. в изобразит. иск-ве, как и в др. областях культуры, наблюдается тяга к внеш. эффектам и повторению уже найденных приемов.

Последний период Д. к. - эллинистический, был временем распространения и дальнейшего развития Д. к. на терр. монархий, возникших после распада державы Александра Македонского. Этот период характерен отходом от тем большого обществ. звучания (см. Эллинистическая культура).

Д. к. сыграла огромную роль в культурном развитии человечества, и это определило ее непреходящую ценность и значение. Истоком высокого развития Д. к. была ее народность, связанная с демократич. характером передовых греч. полисов. В Др. Греции зародилось большинство совр. наук, филос. направлений, лит. форм и стилей изобразит. иск-ва. Эти достижения обеспечили грекам "...в истории развития человечества место, на какое не может претендовать ни один другой народ" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 369).

Начало историографии Д. к. восходит к эпохе Возрождения, когда нарождавшаяся буржуазия искала в античности оружие для борьбы с феод. идеологией (Л. Валла, Эразм Роттердамский и др.). Публикации антич. рукописей познакомили европ. гуманистов с достижениями Д. к., "...перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья" (там же. с. 346). В 16-18 вв. продолжалось интенсивное изучение и комментирование лит. памятников Д. к. (Ж. Скалигер, Г. Стефанус, И. Казаубон - во Франции, Р. Бентли - в Англии). Накопление мат-ла в кон. 18 - нач. 19 вв. привело к созданию обобщающих работ как по греч. науке и лит-ре, так и по изобразит. иск-ву (нем. ученые Ф. А. Вольф, Ф. Велькер, И. Винкельман и др.). несмотря на успехи археологии в 19 - нач. 20 вв. (нем. ученые Э. Курциус, Г. Шлиман, англ. А. Эванс), в бурж. науке по-прежнему духовная культура греков исследовалась в отрыве от экономич. основы. Переворот в историографии Д. к., начало изучения ее в связи с социально-экономич. историей было положено работами Маркса и Энгельса, отмечавшими большое значение Д. к. в истории человечества, вскрывшими закономерности развития Д. к., показавшими борьбу прогрес. и реакц. направлений в греч. науке и иск-ве. Совр. бурж. историография Д. к. характеризуется усилением интереса к религ., психологич. проблемам и мистицизму, характерным для периода упадка Д. к. (зап.-герм. ученый В. Отто, англ. ученый Э. Додс и др.). Наряду с этим в зап. науке создано немало ценных обобщающих работ, значительно продвинувших изучение Д. к. (нем. ученые У. Виламовиц-Мёллендорф, В. Егер, швейц. ученый А. Боннар и др.). В рус. дореволюц. историографии не было обобщающих работ, посвящ. Д. к. Большой вклад в изучение др.-греч. лит-ры внесли рус. историки и филологи Ф. Г. Мищенко, В. В. Латышев, P. P. Зелинский, широко известны труды искусствоведов Б. В. Фармаковского, О. Ф. Вальдгауэра и др. Сов. историография и историография зарубежных социалистич. стран развиваются в борьбе с идеалистич. направлением бурж. науки и изучают Д. к. в тесной связи с социально-экономич. и политич. развитием Др. Греции (см. работы С. И. Соболевского, С. Я. Лурье, И. И. Толстого, А. Ф. Лосева, С. И. Радцига, И. М. Тронского, В. Д. Блаватского, венг. ученого И. Тренченьи-Вальдапфеля, польск. ученого Т. Синко и др.).

Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об иск-ве, т. 1, М., 1957; Маркс К., Тетради по истории эпикурейской, стоич. и скептич. философии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956; Ленин В. И., Филос. тетради, Соч., 4 изд., т. 38; История греч. лит-ры, т. 1-3, М., 1946-60; Лурье С. Я., Очерки по истории антич. науки. Греция эпохи расцвета, М.-Л., 1947; История философии, т. 1, М., 1957; Радциг С. И., История др.-греч. лит-ры, 2 изд., М., 1959; Борухович В. Г., История др.-греч. лит-ры. Классич. период, М., 1962; Всеобщая история архитектуры, т. 2, кн. 1. Архитектура Др. Греции, М., 1949; Всеобщая история иск-в, т. 1. Искусство Древнего мира, М., 1956; Блаватский В. Д., История антич. расписной керамики, М., 1953; Колпинский Ю. Д., Искусство Эллады, М., 1963; Транчени-Вальдапфель И., Гомер и Гесиод, пер. с венг., М., 1956; Вощинина А. И., Антич. иск-во. Ист. очерк, М., 1962; Боннар А., Греч. цивилизация, пер. с франц., т. 1-3, М., 1958-62; Jaeger W., Paideia. Die Formung des griechischen Menschen, 2 Aufl., Bd 1-3, В.-Lpz., 1936-44; Capelle W., Die Vorsokratiker, 2 Aufl., В., 1961; Nestle W., Griechische Geistesgeschichte von Homer bis Lukian, Stuttg., 1944; Farrington B., Greek science, v. 1-2, Middlesex, 1944-49; Schmid W., Geschichte der griechischen Literatur, Bd 1-5, Münch., 1929-48; Sinko T., Literatura grecka, t. 1-3, Kr., 1931-54; Kranz W., Geschichte der griechischen Literatur, 3 Aufl., Lpz., 1958; Lübke W. und Pernice E., Die Kunst der Griechen, 17 Aufl., W., 1948; Wegner M., L'art grec, P., 1955. См. также лит. при ст. Древнегреческая мифология и религия.

M. Н. Ботвинник. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . . 1973—1982.

Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" в других словарях:

  • Культура Древней Греции — Культура Древней Греции  это совокупность достижений в области материальной культуры греческого рабовладельческого общества в период его образования, расцвета и упадка. Содержание 1 Мифология 2 Философия 3 Искусство …   Википедия

  • Древнегреческая вазопись — Амфора билингва вазописца Андокида. Геракл и Афина. ок. 520 г. до н. э. Государственное античное собрание. Мюнхен Древнегреческая вазопись понятие, применяемое для нанесённой с помощью обжигаемых красок росписи на древнегреческой керамике.… …   Википедия

  • Древнегреческая мифология — Традиционные религии Ключевые понятия Бог · Богиня мать …   Википедия

  • Культура Греции — Благодарная Греция (в окружении героев Освободительной войны художник …   Википедия

  • Древнегреческая религия — Жертвоприношение. Краснофигурный кратер. Лувр. Древнегреческая религия (Ελληνική θρησκεία)  …   Википедия

  • Древнегреческая литература — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Древнегреческая колонизация — Греческие полисы (красным цветом) к VI в. до н. э. Великая Греческая Колонизация  расселение греков в VII веке до н. э. Дорийцы и ионийцы распространяются по северному побережью …   Википедия

  • ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ — Древнегреч. мифология как совокупность сказаний древних греков о богах, демонах и героях представляла попытку первобытного человека осмыслить окружающую действительность и являлась обобщенным перенесением родовых отношений на природу и общество.… …   Советская историческая энциклопедия

  • ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ — Мифология Древней Греции представляет собой совокупность сказаний о стихийных силах природы, демонах, богах и героях, возникших в результате перенесения общинно родовых отношений на весь окружающий мир и фантастически обобщенного отражения этого… …   Философская энциклопедия

  • Древнегреческая кухня — Персефона и Гадес Древнегреческая кухня не отличается особыми изысками ввиду достаточно ограниченного числа выращиваемых сельскохозяйственных культур. В …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»