- ФОТИЙ
-
1.(Potios) (ок. 810 или ок. 820 - между 891 и 897) - визант. гос. и церк. деятель. Из знатной семьи. Занимал видные посты при дворе имп. Михаила III (842-67), участвовал в посольстве к арабам (838 или 855). В 858-67 (в 867 низложен имп. Василием I) и 877-86 Ф. - патриарх Константинопольский. Выражал интересы высш. церк. кругов, тесно связанных со светской провинц. аристократией. Выступал с критикой столичного чиновничества и императорского деспотизма, настаивал на равнозначимости патриаршей и императорской власти, требовал консолидации церк. иерархии. Возможно, был причастен к заговору провинц. знати против имп. Василия I (867-86). Отрицательно относившийся к нар. массам, Ф. выступал с полемикой против ереси павликиан. Способствовал распространению влияния визант. церкви на слав. земли (гл. обр. в Болгарии), что привело его к конфликту с папством (см. в ст. Разделение церквей). В последние годы правления Василий I приблизил к себе Ф. В 886 Ф. был низложен Львом VI (886-912) и умер в ссылке.Ф. - образованнейший человек, знаток антич. лит-ры, содействовал возрождению интереса к античным наукам. Автор "Мириобиблиона"; принимал также участие в составлении Эпанагоги (краткого сборника правовых норм). Проповеди (гомилии) и письма Ф. содержат важные сведения по внутр. и внешнеполитической истории Византии (напр., в двух гомилиях имеются сведения о походе Руси в 860 на Константинополь).Соч.: P. G., t. 102-104; Omiliai, Tessalonikn,1959; Epistolai, L., 1864.Лит.: Россейкин Ф. М., Первое правление Фотия, патриарха константинопольского, Сергиев-Посад, 1915; Каждан А. П., Социальные и политич. взгляды Фотия, в сб.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, М.-Л., (Сб.) 2, 1958, с. 107-36; Hergenröther J., Photius, Patriarch von Constantinopel, Bd 1-3, Regensburg, 1867-69; Dvornik F., The Photian schism, Camb., 1948; Ahrweiler H., Sur la carriere de Photius avant son patriarcat, "BZ", 1965, Bd 58, S. 348-363.A. П. Каждан. Москва.2.(до монашества - Спасский Петр Никитич) (4.VI.1792 - 26.II.1838) - рус. церк. деятель. В 1814 окончил духовную семинарию. В 1817 принял монашество. Преподавал в Петербурге в Александро-Невском духовном училище, затем в кадетском корпусе. Выступал против господствовавшего в высшем обществе увлечения мистицизмом, за что был удален из Петербурга и назначен настоятелем Деревяницкого монастыря около Новгорода. Благодаря поддержке графини А. А. Орловой-Чесменской вошел в высшие круги петерб. общества. В 1822 был переведен в Сковородский монастырь и возведен в сан архимандрита, затем вызван в Петербург, был представлен Александру I и назначен настоятелем Юрьевского монастыря. Тесно связанный с А. А. Аракчеевым и др. реакционерами, фанатик и изувер, Ф. играл большую роль в политич. интригах, оказывал сильное влияние на Александра I и проводимую им политику. В царствование Николая I Ф. оставался постоянным корреспондентом императора, однако оказывал на последнего значительно меньшее влияние. Широкую известность получила эпиграмма на Ф., написанная А. С. Пушкиным. Сохранился архив Ф., частично опубл. в "Рус. старине" за 1894-96.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.