УНИВЕРСИТЕТЫ


УНИВЕРСИТЕТЫ
1
.
(от лат. universitas - совокупность, общность) - высшие учебно-науч. заведения, которые ведут подготовку специалистов по всей совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания.

История У. по существу начинается с эпохи зап.-европ. средневековья, но появление высшей школы относится еще к древности. В антич. мире наибольшую известность и значение приобрели высшие школы: высшая школа в Александрии, расцвет к-рой относится к 3-2 вв. до н. э. (см. Александрийский мусейон), в Афинах, в Риме, а позднее в Константинополе (была открыта в 425 и к 6 в. заняла первое место среди прочих учебных заведений Восточной Римской (Византийской) империи). Большой известностью пользовались на рубеже древности и средневековья сирийские школы, особенно Бейрутская. Высш. школы существовали еще в древности в Индии, Китае. Ср.-век. мусульм. высшие школы, возникшие в эпоху расцвета Араб. халифата (напр., в Фесе, осн. 860, в Каире - при мечети аль-Азхар, осн. 970), были важными очагами высокоразвитой арабской культуры.

Возникновение зап.-европ. ср.-век. У. было связано в первую очередь с бурным ростом (с 11 в.) ср.-век. городов, с потребностями развивавшейся гор. экономики и культуры. Ранее всего (в 11 в.) ср.-век. высшие (светские) школы появились в Италии (Болонская школа права, ставшая гл. центром изучения Рим. права в ср. века (позднее получила статус У.), высшая мед. школа в Салерно). В кон. 12-13 вв. первые У. возникли во Франции (в Париже и Монпелье), Англии (в Оксфорде и Кембридже), Испании (в Саламанке, ок. 1230), Португалии (в Лисабоне, 1290; позднее переведен в Коимбру); в 14 в. - в Центр. Европе (1348 - Пражский У. в Чехии, 1364 - Краковский У. в Польше, 1365 - Венский У. в Австрии, 1386 - Гейдельбергский У. в Германии); в 15 в. - в Сев. Европе (1477 - Упсальский У. в Швеции, 1479 - Копенгагенский У. в Дании).

В ср. века отделения высшего образования от среднего не было. "Школяр" (scolarius) обычно поступал в У. 15-16 лет, после изучения лат. языка в начальной школе. У. состоял из ф-тов: артистического или иск-в (подготовительного, по существу выполнявшего роль средней школы) и трех высших - права, медицинского и богословского (теологического). На артистич. ф-те (позднее получившем назв. философского) преподавали т. н. семь свободных искусств (лат. Septem artes liberales): сначала т. н. тривиум (trivium) - грамматика, риторика, диалектика, затем квадривиум (quadrivium) - арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Процесс обучения состоял из лекций и диспутов. Преподавание велось на интернациональном в ср.-век. Европе лат. языке. После овладения курсом тривиума (и сдачи соответствующего экзамена) присуждалась степень бакалавра иск-в, после овладения курсом квадривиума - степень магистра иск-в. На высших ф-тах, куда можно было поступить только по окончании артистического, присуждались степени магистра или доктора права, медицины, богословия. Ученая степень, полученная в У. одной страны, давала право преподавания в любом У. данной или др. страны. Число студентов, стекавшихся из разных городов и стран, в нек-рых У. было очень велико (напр., в Парижском У. в 16 в. - до 20 т. ч.). Студенты жили в особых общежитиях - коллегиях (коллежах, колледжах); здесь же проживали и преподаватели и проводились занятия.

У., возникшие в условиях ср.-век. корпоративного строя, сами представляли ср.-век. корпорации, включавшие как магистров, так и учащихся (отсюда и их назв. - Universitas magistrorum et scolarium, т.е. корпорации учителей и учеников, или просто У.; первоначально высшие школы носили назв. Studia generale). Они обладали адм. автономией, своей юрисдикцией (степень самоуправления У. была различной), имели свои уставы и т. д. Уставы строго регламентировали всю жизнь У.: предмет и тому лекций, порядок изложения материала (вплоть до традиц. оборотов речи), даже одежду лектора.

Первые У. возникали самостоятельно, без вмешательства церк. и светских властей. Они становились нередко очагами распространения свободомыслия и еретич. идей, связанных с гор. культурой и бюргерской оппозицией феод. строю и католич. церкви. Католич. церковь, стремившаяся утвердить свою монополию на образование в ср.-век. обществе, а также нуждавшаяся для укрепления своего авторитета в филос. обосновании церк. догм (см. Схоластика), повела борьбу за господство над У. В руки католич. "нищенствующих орденов" попали мн. У., в т. ч. Парижский; богословский ф-т Парижского ун-та - Сорбонна - стал одним из гл. проводников и защитников католич. ортодоксии. Сильным средством в руках церкви была раздача (и преподавателям и учащимся) церк. бенефициев. Королев. власть, заинтересованная в подготовке квалифицированного чиновничества, вступившая в борьбу с панством за создание нац., независимых от папства церквей, в свою очередь стремилась усилить свое влияние на У., раздавая им привилегии (освобождение от налогов, от несения сторожевой службы и др.), оказывая У. материальную поддержку и т. д. Мн. У. (в Италии, Испании, Центр. Европе) были основаны королев. властью. Ср.-век. У. сыграли огромную роль в духовной жизни феод. общества. В У. концентрировалась наука того времени. Несмотря на засилье католич. церкви и господство в ср.-век. У. ортодоксально-религ. мировоззрения, в них развивались передовые для своего времени идейные и науч. направления. Через У. Италии, Испании, Юж. Франции в Зап. Европе распространялась более передовая араб. культура и наука. Так, мн. У., несмотря на гонения, были важными центрами распространения в Зап. Европе аверроизма (см. Ибн Рошд). Его влияние было велико даже в цитадели католич. ортодоксии - Сорбонне; однако ортодоксальные схоластики - доминиканцы, захватившие руководство Сорбонной, добились (70-е гг. 13 в.) осуждения аверроизма и придания его главы - магистра ф-та иск-в Сигера Брабантского суду инквизиции. Ряд виднейших противников католич. ортодоксии вышел из более свободного от влияния папства Оксфордского У. (Роджер Бэкон, Дунс Скот, Уильям Оккам, Дж. Уиклиф). Борьба Я. Гуса против нем. засилья в Пражском У. сыграла большую роль в начале гуситского революционного движения 1-й пол. 15 в. в Чехии. Велика была роль У. в развитии гор. культуры, светской по своему характеру; ее носителями часто становились бедные странствующие студенты - голиарды (ваганты); У. способствовали интернац. культурному общению, затрудненному в ср. века всем экономич. и политич. строем жизни. Однако к 15-16 вв. университетская схоластика и вся система ср.-век. университетского образования, строго регламентированная, подчиненная теологии, оторванная от жизни, стала тормозом для дальнейшего культурного и науч. развития. "Письма темных людей" отразили резко отрицат. отношение гуманистов к старому университетскому образованию и быту. Умственное движение эпохи Возрождения оказало известное воздействие на преподавание в У. В нек-рых странах, напр. в Германии, гуманистич. движение было тесно связано с У. Важным центром гуманизма стали также Оксфордский У. в Англии, Краковский в Польше, У. в Алькала-де-Энарес в Испании (в 1836 переведен в Мадрид). К эпохе Возрождения относится введение в нек-рых У. изучения классич. латыни, греч., евр. языков. В Германии основанный в 1502 Виттенбергский У. - гл. центр деятельности Лютера и Меланхтона, стал очагом Реформации. Протестантские У. подверглись реформированию, но и они становились очагами схоластической (теперь уже протестантской, а не католич.) науки. Между тем возникновение и развитие опытной науки, потребности зарождавшегося капиталистич. произ-ва требовали полной ломки ср.-век. системы образования. Однако У., за редким исключением (Падуанский У. в Италии, осн. в 1222; осн. в 1575 в бурж. Голландии Лейденский У.), упорно придерживались старой системы, были враждебны опытной науке; расцвет естествознания в 17-18 вв., вызвавший к жизни многочисленные академии, науч. об-ва, протекал, в основном минуя У. В период контрреформации произошло заметное укрепление позиций католич. церкви в У. Большинство У. в католич. странах оказалось в руках иезуитов. Прежде передовые У. Италии приходили в упадок. Теологич. ф-т Парижского У. - Сорбонна - подверг осуждению учение Декарта, Спинозы, позднее - Вольтера, Дидро и др. передовых мыслителей. Феод.-католич. реакция господствовала в У. Испании и в У., основанных в ее амер. колониях.

Эпоха поднимавшегося капитализма обусловила необходимость перестройки У., приспособления их к потребностям бурж. общества: придания университетскому образованию светского характера, освобождения от догматизма и схоластики, подготовки через У. интеллигенции на уровне новой, бурж. науки и превращения самих У. в центры новой науки, приближения образования к потребностям капиталистич. произ-ва; лишения У. прав самостоят. корпораций (какими были ср.-век. У.) и т. д. Ведущая роль принадлежала здесь герм. У., реорганизация к-рых началась уже в эпоху Просвещения. Провозглашение в новых герм. У. (У. в Галле (осн. в 1694), Гёттингенский У. (открыт в 1737)) принципа свободы науч. исследования, "свободы преподавания и учения", введение в 18 в. преподавания на нем. яз., упразднение подчиненного положения филос. ф-та по отношению к теологическому и др. содействовали науч. подъему герм. У. в 18 в. Основанный на новых началах (по почину В. Гумбольдта) в 1809-10 Берлинский У. привлек крупнейших ученых своего времени. В Берлинском, а затем в др. германских У. была введена система семинарских занятий, имевшая важное значение для приобщения студентов к навыкам науч. работы. Герм. У. в 19 в. стали превращаться в важные центры развития новой опытной науки (хотя к нач. 19 в. еще ок. половины всех студентов составляли студенты-богословы, а из светских отраслей знания гл. место принадлежало философии, праву, филологии). При крупных У. начали создаваться науч. лаборатории, научно-исследовательские институты. Прео- бразования коснулись и университетского ист. образования. История, к-рая еще в 17-18 вв. существовала в У. только в качестве вспомогат. дисциплины для теологии (церк. история) и государствоведения (история права), заняла в университетском образовании самостоят. место. После реформы нач. 19 в. в прусских У. (Берлинском, Боннском и др.), а затем и в др. герм. У. была введена ординатура (затем профессура) для преподавания всемирной истории, позднее (с 60-х гг. 19 в.) возникли самостоят. кафедры древней истории, а затем и др. ее разделов. Семинарские занятия были введены и в практику университетского ист. образования (впервые - с 30-х гг. 19 в. - семинар Л. Ранке в Берлинском У.). Герм. У. были в значит. мере оплотом офиц. науки, приспособившейся к интересам юнкерско-бурж. гос-ва. Тем не менее по постановке науч.-учебной работы (в т. ч. в области истории) они были наиболее передовыми, что привлекало в них большое количество не только студентов из разных стран, но u молодых ученых, готовившихся к профессуре.

Преобразование У. на новых началах шло и в др. странах (вслед за Германией - в Нидерландах, Скандинавских странах, Швейцарии). Во Франции ср.-век. схоластич. У., превратившиеся в оплот феод.-католич. реакции, были упразднены как ср.-век. привилегированные корпорации в период Великой франц. революции (декрет Конвента от 17 августа 1792). В нач. 19 в., при Наполеоне I, У. были воссозданы, но лишь в качестве разрозненных ф-тов; образование было поставлено под строгий гос. контроль, о "свободе образования", провозглашенной в годы революции, было забыто. Оживление обществ. жизни в 30-40-х гг. 19 в. вызвало широкое развитие публичных лекций профессоров. Но новое направление в организации высшего образования длит. время олицетворяли во Франции не столько У., сколько новые высшие школы (прежде всего осн. в 1794 Политехническая высшая школа, Высшая нормальная школа и др.). Значение У. как центров науки и высшего образования стало возрастать с 70-80-х гг. Это отразилось и на университетском ист. образовании. Г. Моно ввел (в Высшей школе практич. знаний) семинарские занятия по истории; с 80-х гг. возникла ист. специализация - кафедры древней, ср.-век. истории, новой истории (в Сорбонне во главе с Э. Лависсом), совр. истории (в Сорбонне во главе с А. Рамбо), истории Вел. франц. революции (возглавил А. Олар). В 1893-95 на базе разрозненных ф-тов были воссозданы У. как единые учреждения. Франц. У. были подчинены строгому гос. контролю. В Англии старые У. - Оксфордский и Кембриджский - дольше всего сохраняли средневековые традиции. Вплоть до 1871 лицам, не принадлежавшим к англиканской церкви, было запрещено занимать университетские кафедры и получать стипендии и дипломы. Ср.-век. черты сохранялись и в организации этих У., представляющих систему колледжей-интернатов, к-рые являются самоуправляющимися корпорациями. Эти У. были оплотом аристократич. высшего образования со строго гуманитарным уклоном (осн. внимание уделялось лат. и греч. языкам, философии, праву, богословию); лишь в 80-х гг. здесь были учреждены кафедры естеств. наук, новых яз. Тогда же, в 70-80-х гг., произошли сдвиги в университетском ист. образовании: У. Стебс ввел семинарские занятия в Оксфордском У., Дж. Э. Актон - в Кембриджском (оба получили образование в Германии, где посещали ист. семинары Ранке). Значительно ближе к потребностям развивавшейся пром-сти и демократичнее были новые У., основанные в 19 - нач. 20 вв. в пром. центрах, - Лондонский (осн. в 1836 сначала только как экзаменующее учреждение; в уч. заведение превратился с кон. 19 в.), Манчестерский (1851), Бирмингемский (1900), Ливерпульский (1903). Шотл. У. по типу были ближе к германским.

Развитие У. в дореволюц. России проходило в борьбе передовой профессуры, студенчества за превращение У. в центры передовой науч. и обществ. мысли, в центры освободит. движения. Царское пр-во стремилось к полному подчинению системы университетского образования своим идеологич. и политич. интересам (см. ст. Университеты в России и в СССР, а также ст. Студенческое движение в России).

В США развитие У., уровень университетского образования долгое время отставали от европейского. До войны за независимость в североамер. колониях Англии (1775-83) англ. поселенцами было осн. 9 колледжей (Гарвардский в 1636, Уильяма и Мэри в 1693, Йельский в 1701 и др.), представлявших по существу привилегированные средние школы (лишь позднее - в основном в 19 в. - преобразованные в У.). Колледжи основывались преим. различными религ. протестантскими орг-циями, долго сохраняли конфессиональный характер. Первым независимым от влияния церкви У. был Виргинский (учрежден в 1819, открыт в 1825), инициатором создания к-рого и первым ректором был Т. Джефферсон. Главная роль в организации и финансировании У. в США принадлежала не гос-ву, а отдельным орг-циям и частным лицам. Уч. программы амер. У., как и английских, долго отражали аристократич. подход к образованию (классич. образование). В 1802 в Йельском колледже была открыта первая в США кафедра химии, геологии и минералогии, в 1854 там же учреждена Высшая естественнонауч. школа. Однако поворот в сторону изучения естеств. наук, практики совершался в США медленнее, чем во мн. европ. странах; американцы, получавшие образование в европ. У., переносили их опыт в США. Значение университетского образования и университетской науки стало возрастать со времени Гражд. войны в США 1861-65 и особенно с кон. 19 в. Закон 1862 (т. н. Акт Моррила) предоставлял штатам гос. зем. фонды для финансирования организации новых колледжей (т. н. земельные колледжи). Это способствовало повороту университетского образования к практич. потребностям развития пром-сти и с. х-ва. История впервые стала преподаваться в колледжах после Гражд. войны; с 70-х гг. в У. стал вводиться семинарский метод обучения (впервые в 1869-70 Ч. К. Адамсом).

В странах Лат. Америки первые У. были осн. в период исп. колон. господства (У. в Санто-Доминго - 1538, первый У. в Америке; У. в Мехико - 1551, Лиме - 1551, и др.; до кон. 18 в. - всего ок. 20 У.); они представляли копию ср.-век. исп. У. (прежде всего Саламанкского) и находились под полным влиянием католич. церкви. Преобразование старых У. на новых началах и возникновение новых У. связано с образованием независимых лат.-амер. республик в 1-й пол. 19 в. Постепенно в лат.-амер. У. усиливалось влияние университетского образования США; то же характерно для У. Канады (первый колледж был осн. в 1635 иезуитами в Квебеке, в 1852 преобразован в У.; крупнейшие совр. канадские У. - в Торонто, Монреале, Ванкувере).

В странах Азии и Африки У. совр. типа почти не было вплоть до 20 в. (существовавшие со времен средневековья традиц. высшие школы сохраняли религ. характер). Небольшая часть местной интеллигенции, имевшая возможность получать высшее образование, училась в европ. У. Британскими колон. властями в целях создания кадров чиновников из числа местного населения были осн. первые У. в Индии (У. в Калькутте, Мадрасе, Бомбее, 1857; Пенджабский У. в Лахоре, 1882; У. в Аллахабаде, 1887); моделью служил англ. (Лондонский) У. Ряд высших школ типа колледжей был открыт европ. и амер. миссионерскими орг-циями (Амер. У. в Бейруте, 1866, иезуитский У. Св. Иосифа в Бейруте, 1881; У. Алжира, 1879, и др.); обучение в них имело соответствующую направленность. В странах Востока, сохранивших гос. независимость, создание первых У. (обычно по зап. образцам) было связано с потребностями бурж. развития, со стремлением преодолеть экономич. и культурную отсталость, с политикой "европеизации". Так, в Японии после т. н. революции Мэйдзи 1867-68 и в соответствии с принятой в 1872 новой бурж. системой образования были осн. первые У.: Императорский в Токио, 1877, У. в Киото, 1897. Учреждение в 1898 первого У. в Китае (столичный У. в Пекине) было связано с движением "Ста дней реформ" и реформаторской деятельностью Кан Ю-вэя (У. был открыт в 1902, в 1910 открылись его филиалы в каждой из 18 провинций). В Турции на протяжении 19 в. предпринимались неоднократные попытки учредить светский У., но это окончат. удалось только в 1900 (У. в Стамбуле). В обстановке общего подъема нац.-освободит. движения, пробуждения нац. самосознания народов Востока возникли первый егип. светский У. - Каирский (1908), Сирийский в Дамаске (1923), первый У. в Иране - Тегеранский (1934).

Создание новой системы высшего образования и подготовка кадров нар. интеллигенции (в т. ч. через У.) явились одной из важнейших сторон культурной революции в СССР, а затем и в др. социалистич. странах, использовавших опыт строительства высшей школы в СССР. Нек-рые зарубежные социалистич. страны (Чехословакия, Польша, ГДР, Югославия) имели старые У., появившиеся еще в эпоху средневековья, в других У. возникли в 19 в., с обретением этими странами гос. независимости (Болгария, Румыния), в МНР, Албании первые У. были созданы только после нар. революций. Во всех странах шел сложный процесс преобразования У. на новых, социалистич. началах, поиски новых форм обучения. В соответствии с задачей формирования новой нар. интеллигенции преимущество при поступлении в У. отдавалось в определенный период рабочим и крестьянам. При У. организовывались рабфаки, перестраивались уч. планы, усиленное внимание было обращено на изучение естеств. и точных наук, были созданы новые факультеты, на базе нек-рых из них - отраслевые ин-ты, иногда создавались технич. У. (напр., в Дрездене, в ГДР, в 60-х гг. на базе Высшей тех. школы - Технич. У.). Осн. принципами университетского образования (как и социалистич. системы образования в целом) стали: демократизация (были устранены антидемократич. ограничения, существовавшие в большинстве стран до революции, и в У. получили доступ широкие массы трудящихся; были устранены ограничения приема женщин, существовавшие в нек-рых странах; созданы У. на нац. окраинах и т. д.), гос. характер (У. - гос. уч. заведения, гос-во их финансирует, оплачивает из обществ. фондов потребления стипендии студентам и т. д.; науч. работа У. органически входит в общегос. планы развития науки и техники социалистич. стран и является их важной составной частью), тесная связь университетского образования с практикой социалистич. и коммунистич. строительства, приближение подготовки специалистов к потребностям нар. х-ва.

Совр. состояние У. в капиталистич. странах отличается большой противоречивостью. Перестройка У., сопутствовавшая развитию бурж. общества, проведена непоследовательно, система университетского образования сохранила мн. архаич. черты, отстает от требований времени. Во мн. странах имеется большое число частных У. (особенно в США, в Японии, где ок. 60% всех У. - частные). Бюджетные ассигнования капиталистич. гос-в на нужды У. не обеспечивают необходимой материальной базы развития У. (недостаточный размер и число стипендий, нехватка помещений, совр. оборудования, высокая, как правило, плата за обучение и т. д.). Лишь с 50-60-х гг. 20 в. усиливается внимание гос-ва к У., растут ассигнования на развитие науч. исследований в У. Это повышение интереса гос-ва (а также отд. капиталистич. корпораций) к У. связано с резким возрастанием роли науки в жизни совр. общества, с требованиями, к-рые предъявляет к подготовке кадров совр. науч.-технич. революция. В США, где традиционно федеральные (общегос.) ассигнования ун-там были весьма незначительны, к 1960 они покрывали уже большую часть расходов на науч.-исследовательские работы У. в важнейших областях науки (напр., в области физич. наук - св. 90%); федеральные ассигнования на науч. нужды обычно получают У., уже располагающие хорошо оборудованными лабораториями и достаточным числом высококвалифицированных науч. работников (такие, как Калифорнийский, Колумбийский, Чикагский, Гарвардский, Йельский, Нью-Йоркский, Корнеллский, Принстонский и др.). Все возрастающее вмешательство монополий и гос-ва в подготовку науч. кадров, направление науч. исследований на осуществление воен. программ и т. д. характерны для совр. капиталистич. стран.

Происходит сужение университетской автономии (хотя в положении У. разных стран имеются существенные различия: напр., в Англии во многом сохраняются традиции У. как самоуправляющихся орг-ций, Франция представляет тип страны, где У. находятся под строжайшим гос.-адм. контролем; самые крайние формы подчинения У. реакц. гос-ву существовали в фаш. Германии). В условиях реакц. политич. режимов университетская автономия позволяет У. отстаивать нек-рую независимость в решении уч. и орг. вопросов, и борьба за ее сохранение поддерживается прогрессивными силами. В целом бурж. гос-ву в 19 - 1-й пол. 20 вв. удается подчинить У. своим целям. Из У. (особенно в периоды политич. реакции) изгоняются оппозиционные (не только демократич., но и умеренно-либеральные) элементы, ведущие кафедры (особенно на гуманитарных ф-тах) не доверяются даже крупнейшим ученым левого направления, среди проф. У. почти нет ученых-марксистов, университетская наука приобретает "официальный" характер ("казенная наука"), проф. У, превращаются в своего рода привилегированную касту. Тенденция к максимальному подчинению У. бурж. гос-вом (особенно усилившаяся в условиях гос.-монополистич. капитализма), резкий рост числа студентов вообще и студентов У. в частности, являющийся следствием роста потребностей капиталистич. произ-ва и общества в высококвалифицированных кадрах в условиях совр. науч.-технич. революции; связанные с этим ростом сдвиги в социальном составе студенчества в сторону его демократизации; противоречия между потребностями совр. общества в квалифицированных кадрах, системой бурж. высшего образования и положением студенчества и молодых специалистов, оканчивающих У., - все это сделало совр. У. (особенно с 60-х гг.) очагами серьезных оппозиционных выступлений. Борьба за демократизацию У., за модернизацию образования, за увеличение бюджетных ассигнований на образование, против подчинения образования непосредств. потребностям бурж. гос-ва, монополий является важной составной частью совр. студенческого движения как части общедемократич., антимонополистич. движения современности.

Значит. усилия для преодоления отставания в области высшего образования предпринимают молодые развивающиеся страны Азии и Африки. Поле 2-й мировой войны, с распадом колониальной системы империализма, первые нац. У. возникли во мн. странах, добившихся гос. независимости: в Индонезии У. им. Гаджа Мада в Джокьякарте (1949), Индонезийский в Джакарте (1950), в Ливане (в Бейруте, 1953), Ливии (в Бенгази, 1956), Марокко (в Рабате, 1957), Судане (создан в 1956 на базе университетского колледжа, существовавшего с 1951), Ираке (Багдадский У., 1958), Тунисе (создан в 1960 на базе ин-та высшего образования). В Тропич. Африке первыми высш. уч. заведениями были университетские колледжи в Легоне (Гана) и Ибадане (Нигерия), осн. в 1948 как филиалы Лондонского У., после провозглашения независимости Ганы и Нигерии они были преобразованы (в 1961 и 1962) в самостоят. У. Создание собственных квалифицированных кадров с высшим образованием в целях преодоления технико-экономич. и культурной отсталости как наследия колон. прошлого - острейшая проблема для стран, освободившихся от колон. зависимости. Разрешение ее требует больших средств, преподавательских кадров, значит. расширения (а в ряде стран создания) системы высшего образования и его полной модернизации и преобразования. Это предполагает резкое расширение подготовки специалистов с высшим технич. и естественнонауч. образованием, нехватка к-рых в этих странах особенно велика (в колон. период обучения в У. носило преим. гуманитарный уклон и имело соответствующую идеологич. направленность), пересмотр программ гуманитарного образования в сторону изучения игнорировавшейся в колон. период нац. истории, культуры и т. д. В СССР для оказания помощи развивающимся странам Азии, Африки, Лат. Америки в подготовке высококвалифицированных кадров учрежден У. дружбы народов им. Патриса Лумумбы.

Лит.: Суворов Н., Средневековые университеты, М., 1898; Rashdall H., The universities of Europe in the middle ages, new ed., v. 1-3, Oxf., 1936; Denifle H., Die Universitäten des Mittelalters bis 1400, В., 1885; Kaufmann G., Die Geschichte der deutschen Universitäten, Bd 1-2, Stuttg., 1888-96; Flexner A., Universities, American, English, German, N. Y.-Oxf., 1930; Irsay S. d', Histoire des universités françaises et étrangeres des origines а nos jours, t. 1-2, P., 1933-35; Stelling-Michaud S., L'histoire des universités au moyen âge et а la Renaissance au cours des vingt-cinq dernieres années, в кн.: XI Congrès International des Sciences Historiques, Stockholm, Rapports, v. 1, Göteborg - Stockh. -Uppsala, 1960 (см.: Сидоров Н. A., Осн. проблемы истории У. в ср. века в освещении совр. бурж. историографии, в сб.: Ср. века, в. 23, М., 1963); Les universités européennes du XIV au XVIII siècle, Genève, 1967 (Commission internationale pour l'histoire des universités. Etudes et traveaux, 1); Liard L., L'enseignement supérieur en France, 1789-1889 (1893), v. 1-2, P., 1888-1894 (рус. пер. части этого труда - Лиар Л., Франц. университеты накануне Великой революции, СПБ, 1905); Ajo G. у Sáinz de Zúñiga С. M., Historia de las universidades hispánicas, t. 1-6, Madrid, 1957-67; American universities and colleges, ed. A. J. Brumbaugh, Wash., 1948. Университетское образование в СССР и за рубежом, в. 1 - Библиографический указатель русской и иностранной литературы за 1950-1960 гг., М., 1966.

Г. Н. Новицкий. Москва

(часть статьи).
2
.
в России и СССР. История университетского образования в России восходит к 1725, когда был учрежден "Академический У." при Академии наук; в 1765 он фактически закрылся "за отсутствием слушателей". В 1755 по инициативе и по плану М. В. Ломоносова открылся Моск. У. с отделениями (ф-тами) наук - нравственных и политич., физич. и математич., врачебных (или медицинских) и словесных. Подобные ф-ты образовывались затем во всех создаваемых росс. У. В отличие от западных, в росс. У., за исключением Дерптского и Варшавского, не было богословских ф-тов. В 1802-05 учреждены Дерптский (ныне Тартуский), Харьковский и Казанский У. Виленским У. стала называться Гл. школа Великого княжества Литовского, существовавшая как высш. уч. заведение еще с 16 в. Потребности страны в образованных чиновниках, врачах, педагогах заставили пр-во Александра I приступить к созданию системы уч. заведений. С 1803 вводились приходские, уездные и губ. училища. Страна делилась на 6 уч. округов с центрами в университетских городах. У. руководствовались Университетскими уставами и обладали определенной автономией. Финансировались за счет казны и частных пожертвований. Являлись уч., науч. и адм. (в 1804-35) центрами уч. округов и осуществляли научно-методич. руководство всеми уч. заведениями округа. До реформы цензуры 1826 (см. Цензура) при У. находились и цензурные к-ты. Однако до 1861 У. сохраняли право цензуры своих изданий, а их представители входили в цензурные к-ты при попечителях уч. округов. В 1809 к росс. У. причислен был основанный в 1640 в Финляндии Абоский, к-рый в 1828 был переведен в Гельсингфорс и стал называться Гельсингфорсским. Попытки русифицировать его оказались безрезультатными - он оставался автономным до 1918. В 1816 возник Варшавский У., готовивший польск. нац. кадры учителей, врачей, католич. священников. В 1819 создан Санкт-Петерб. У. на основе Главного педагогич. ин-та.

Ввиду нехватки отечеств. преподавателей большинство профессоров приглашалось из-за границы. Стипендиаты рус. У. командировались за рубеж, а также в Дерптский У. для приготовления к профессорскому званию. В 1831 во всех У. России числилось 462 профессора и др. служащих, студентов было 2201 чел. Самым крупным являлся Моск. У. (1831 - 814 студентов). Большинство дворянских детей получало образование вне У., в закрытых пансионах и лицеях. Дворян отпугивала перспектива медицинской и педагогич. деятельности. Пр-во, опасаясь слишком разночинного состава студенчества, стремилось изменить его социальный состав и увеличить число студентов из дворян. Указ 6 авг. 1809 об экзаменах на чин ставил гражд. карьеру дворянина в зависимость от наличия университетского образования (предпочтительно юридического). Однако эти мероприятия не дали ощутимых результатов, и нек-рое увеличение числа студентов шло по-прежнему за счет разночинцев.

Политич. реакция 20-х гг. 19 в. сказалась в первую очередь на просвещении и, в частности, на У. Усилилось "политическое воспитание" студентов в духе теории официальной народности. Укрепление охранительных мистико-религ. начал в уч. заведениях, в т. ч. и У., было поручено Мин-ву духовных дел и нар. просвещения во главе с А. Н. Голицыным. В У. ограничивалось преподавание филос. наук, естеств. права, создавались межфакультетские кафедры богословия; сокращались зарубежные контакты. Значительный урон был нанесен Казанскому, Петерб. и Харьковскому У. Нек-рые их профессора были преданы суду "за пагубные лжемудрствования". Строжайший контроль устанавливается над учебой и жизнью студентов. Их науч. кружки и об-ва всячески ущемлялись, а поддержку получали "библейские сотоварищества" для изучения Священного писания. Лишь в Дерптском У. были сохранены традиц. студенч. корпорации, существовавшие с одобрения пр-ва как средство укрепления "порядка". Наступление реакции вызвало и в университетской среде увлечение масонством. Усилилась русификаторская политика царизма в У. западных губ. России. В 1823 пр-во раскрыло тайные орг-ции (см. "Филоматы", "Филареты") в Виленском У. и учинило расправу над их участниками.

Новый устав, принятый в 1835, юридически упразднил университетскую автономию. В У. были созданы факультеты: философский (отделения - историко-филологич. и физико-математич.), юридический и медицинский. Юридич. ф-ты начали готовить не ученых-юристов, а чиновников - специалистов по действующему праву. На историко-филологич. отделениях впервые были созданы самостоят. кафедры рус. истории, в нек-рых У. образованы кафедры славистики. На всех ф-тах в обязательном порядке изучались богословие, церк. история, действующее право. Вопреки офиц. правительств. курсу, в 30-е гг. усиливается интерес молодежи к науке, обществ. проблемам. В Моск. ун-те возникают студенч. кружки (кружок А. И. Полежаева, Критских кружок, В. Г. Белинского - "Литературное общество 11 нумера", А. И. Герцена и Н. П. Огарева, Н. В. Станкевича и др.). Подобные кружки действовали в Киеве, Харькове, Дерпте (Тарту).

После подавления польского восстания 1830-31 царское пр-во закрыло Варшавский и Виленский У. Учрежденный вместо них Киевский У. (1834) должен был стать центром утверждения рус. влияния на Правобережной Украине. Однако в первые годы в нем преобладали студенты польск. происхождения, гл. обр. из дворян. В Дерптском У. усилилось изучение рус. истории, богословия, интенсивнее насаждался рус. язык.

Напуганное революциями 1848-49 в Зап. Европе царское пр-во усиливает контроль над У. Воспрещаются внеучебные контакты профессоров со студентами, официально регламентируются науч. воззрения профессуры, сокращаются юридич. и политич. дисциплины. Преподавание логики и психологии поручается профессорам богословия, прекращаются заграничные командировки, усугубляются трудности приемных экзаменов. Усложняется порядок защиты диссертаций, в их науч. оценке первое слово предоставляется духовенству. По существу запрещаются науч. диспуты. Упраздняются студенч. об-ва во всех У., кроме корпораций в Дерптском. У. военизируются: вводится студенч. форма со шпагой, обязательной становится шагистика. Университетское образование объявляется излишним для дворянской молодежи. Ей рекомендуются воен. образование и карьера. В 1851 в У. России работало 597 профессоров и др. должностных лиц и обучалось 3220 студентов.

Во 2-й пол. 50-х гг. университетская политика пр-ва стала несколько либеральней. Снимается запрет с публичных диспутов, восстанавливаются связи с зарубежными У., формально отменяются ограничения в приеме в У. (разрешается поступать лицам с домашним образованием и из низших сословий). В 60-х гг. усиливается приток разночинцев в У., в к-рых стали распространяться идеи революц. демократов. Студенч. волнения кон. 50 - нач. 60-х гг. ускорили проведение университетской реформы. В период бурж. реформ 60-х гг. новыми уставами рус. У. (1863) и Дерптского У. (1865) восстановлена университетская автономия. У. становятся более самостоятельными в адм. и хоз. отношении. Увеличиваются ассигнования на У. Начали создаваться студенч. науч. кружки. В У. впервые были допущены женщины- вольнослушательницы. Профессора и преподаватели получили большие возможности для науч. работы. Значительное внимание стало уделяться подготовке отечественных преподавателей для всей высшей шкоды в России. Устав 1863 предусматривал в У. по 4 ф-та: историко-филологич., физико-математич., юридич. и медицинский. Петерб. У. имел ф-т вост. яз., но не имел медицинского. В Дерптском У. был открыт богословский ф-т для подготовки пасторов евангелическо-лютеранской церкви. В 1865 статут У. и назв. "Новороссийский" получил Ришельевский лицей (Одесса) с ф-тами историко-филологич., физико-математич. и юридич. (мед. ф-т возник в 1900). В 1869 Варшавская гл. школа, созданная в 1862, преобразуется в рус. У. с назв. "Варшавский". Он предназначался для детей рус. администрации, а также и для польск. молодежи, чтобы отвлечь ее от поступления в Краковский и Львовский У., находившиеся на терр. Австро-Венгрии.

"Контрреформы" в 80-е гг. начались по существу с нового устава У. 1884, к-рый был введен, несмотря на протесты большинства профессоров и студентов, и юридически покончил с университетской автономией. У. были отданы под всеобъемлющий контроль Мин-ва нар. просвещения. В конце 19 в. устав Дерптского У. (в 1893 переименован в Юрьевский) был фактически приравнен к общему уставу 1884. В 80-х гг. этим уставом начал фактически руководствоваться и Варшавский У. 1 июля 1887 с разрешения Комитета министров был опубликован циркуляр Мин. нар. просвещения, установивший процентные нормы приема евреев в высш. уч. заведения. Этот порядок сохранялся до падения царизма. В 1880 в результате настойчивых ходатайств торг.-пром. кругов Сибири был основан (открылся в 1888) Томский У., первоначально с одним мед. ф-том, в 1898 здесь появился юридический ф-т.

Во 2-й пол. 19 в. начинается борьба студенчества за демократизацию университетской и общегос. жизни. Во всех У. образуются землячества, к-рые к концу 19 в. из товариществ взаимопомощи превращаются в центры революц. агитации (см. Студенческое движение в России). Выступления передовой профессуры за автономию У. становятся одной из форм либерализма. Либеральные профессора были идеологами и активными участниками земского движения.

Кон. 19 - нач. 20 вв. отмечены революц. выступлениями студенчества, недовольством либеральной профессуры, дальнейшими ограничениями университетской автономии. Это определило двойственность политики царизма в области высшего образования. С одной стороны, продолжаются репрессии против студентов и свободомыслящих преподавателей (временные правила об отдаче студентов в солдаты, массовые исключения студентов из У., изменения правил приема в У., увеличение платы за обучение и пр.). С другой - пр-во делало мелкие уступки и обещало провести реформы (обсуждение проектов новых уставов, разрешение студенческих собраний по уч. вопросам и признание студенческих академических организаций, временное возвращение У. автономии, упразднение должности инспектора, молчаливое согласие с самостоят. решением советов ряда У. допустить женщин вольнослушательницами и уравнять их в правах со студентами-мужчинами и др.). Совершенствовался уч. процесс в У. К кон. 19 в. были введены семинарские и практически-лабораторные занятия. В 1901 в росс. У. обучалось 16849 студентов (дети дворян - 50,3%, духовенства - 10,3%, др. сословий - 39,4%) и 832 вольнослушателя, работало 563 профессора и 451 приват-доцент.

В нач. 20 в. активизации обществ. роли У. способствовала русско-япон. война 1904-05. Большинство студентов и преподавателей к концу 1904 стояли на антивоен. позициях. У. оказались в центре революции 1905-07. Она была встречена всеобщей студенч. забастовкой. Стремясь изолировать У. от обществ. движения и уступая требованиям профессуры и студентов, пр-во дает У. "временную" автономию (27 авг. 1905). У. становятся местом массовых митингов. В сент. 1905 пр-во закрыло все У. Революция ускорила политич. дифференциацию студентов. Они делятся на партийные группировки, большей частью мелкобуржуазные. Профессура и преподаватели активно включаются в политич. борьбу, теперь уже не разграничивая резко понятия "автономия" и "демократич. свободы". В апреле-мае 1905 они объединяются в полуполитич.-полупрофессион. Академич. союз, вошедший затем в "Союз союзов". Многие профессора стали чл. кадетской партии. С поражением революции У. лишаются завоеванных уступок.

Кризис У. углубился после третьеиюньского переворота 1907, когда в У. был восстановлен реакц. устав 1884, ликвидированы академич. свободы. В последующие годы шла ожесточенная борьба царского пр-ва со студенч. выступлениями, с передовой профессурой. В 1911 мин. нар. просвещения Л. А. Кассо изгнал из Моск. У. 1000 студентов, были вынуждены уйти в отставку и 130 профессоров. Репрессии обрушились и на др. У.

10 июня 1909 был учрежден Саратовский У. с мед. ф-том. В 1914 в России было 10 У. (без Гельсингфорсского). В них обучалось ок. 37,5 тыс. студентов (дети дворян и чиновников - 36%; духовенства - 10,3%, др. сословий - 53,7%). Наиболее крупными У. были Московский (9892 студента) и Петербургский (7442 студента).

С начала 1-й мировой войны 1914-18 в У. вновь началась кампания за возвращение автономии. Пр-во пошло на нек-рые уступки. В 1915 разрешило допустить женщин для обучения на физико-математич. и мед. ф-ты Казанского и Саратовского У. Война вызвала уменьшение числа студентов. Помимо тех, кто в угаре шовинизма добровольно ушел на фронт или досрочно был выпущен с мед. ф-тов, царизм избавлялся и от "радикальных" элементов, введя замещение офицерских должностей студентами (окт. 1914). Бывшие студенты составили наиболее демократически настроенную часть офицерства.

Война внесла изменения в географию росс. У. В 1915 Варшавский У. был эвакуирован в Москву, а затем в Ростов-на-Дону, где стал основой для создания в 1915 Ростовского У. Юрьевский (Дерптский) У. был переведен в Воронеж и послужил базой для открытия в 1918 Воронежского У. В Саратов временно переехал Киевский У. В 1916 в Перми открылось отделение Петрогр. (Петерб.) У., получившее в мае 1917 статут У. В 1916 в У. России обучалось 38853 студента и работало 1877 чел. профессоров и преподавателей. Реакц. политика самодержавия, обострение клас. и политич. противоречий в России в нач. 20 в. привели У. к окончат. кризису. В период между февр. и окт. 1917 прекратилось гос. субсидирование высшей школы, что привело У. к финанс. краху и массовому уходу студентов и преподавателей.

У. в России сыграли большую роль в развитии освободит. движения. В них воспитывались мн. революционеры всех поколений. В У. учились декабристы А. М. и Н. М. Муравьевы, И. Д. Якушкин, С. П. Трубецкой, П. Г. Каховский. Студентами Моск. и Петерб. У. были В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. В. Станкевич, М. В. Буташевич-Петрашевский, П. Н. Ткачев, П. А. Кропоткин, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский, Н. И. Утин, Г. А. Лопатин, А. И. Ульянов, Д. Н. Благоев. У. стояли у истоков распространения марксизма в России. В 1891 диплом Петерб. У. получил В. И. Ленин, начавший свою революц. деятельность еще студентом Казанского У. Мн. видные деятели КПСС - воспитанники росс. У. (М. И. Ольминский, Н. А. Семашко, И. И. Скворцов-Степанов, П. Н. Лепешинский, II. И. Стучка, С. С. Спандарьян, В. Р. Менжинский, Г. В. Чичерин, В. Э. Кингисепп, Н. В. Крыленко, Д. З. Мануильский, М. Т. Елизаров, П. А. Красиков, Г. А. Усиевич и мн. др.).

Росс. У. являлись центрами развития отечеств. науки. До конца 19 в. им принадлежала монополия в науч. исследованиях. Немногочисл. тогда самостоятельные науч. учреждения были тесно связаны с У. АН (см. Академия наук СССР) в значит. степени состояла из профессоров У. Пулковская обсерватория основана проф. Дерптского У. В. Я. Струве. Создание Главной палаты мер и весов связано с именем проф. Петерб. У., творца периодич. системы элементов Д. И. Менделеева. Прочные науч. связи существовали между У. и Географич. об-вом, Ин-том экспериментальной медицины, Рус. технич. об-вом. Мировую известность получили университетские науч. школы. Так, Казанская математич. школа была основана Н. И. Лобачевским, создателем неэвклидовой геометрии. В Петерб. У. преподавал П. Л. Чебышев, известный трудами по математич. анализу, теории чисел и теории вероятностей. В Моск. У. работал создатель "кометной астрономии" Ф. А. Бредихин. Профессора Моск. У. H. E. Жуковский и С. А. Чаплыгин стали основоположниками науч. школ в области теоретич. механики, аэродинамики, авиации. Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. сложились университетские физич. школы. Московская стала знаменита работами А. Г. Столетова по явлению фотоэффекта, П. Н. Лебедева по измерению давления света. Основанная Э. X. Ленцем петерб. школа известна трудами P. P. Петрушевского и И. И. Боргмана в области электрич. и магнитных исследований, работами Д. С. Рождественского, первого рус. оптика. В1896 на заседании физико-химич. об-ва Петерб. У. А. С. Попов передал первую радиограмму. В Дерптском У. начал свою деятельность Б. С. Якоби - изобретатель гальванопластики, электро- магнитного телеграфа и электродвигателя. В сер. 19 в. в Казанском и Петерб. У. получила начало отечественная школа органической химии, представленная именами Н. Н. Зинина и А. М. Бутлерова. В Московском У. с 1873 под руководством В. В. Марковникова велись исследования по химии нефти. В Дерптском У. работал один из творцов физической химии В. Оствальд. Профессором Моск. и Петерб. У. был основоположник рус. физиологич. школы И. М. Сеченов, автор трудов о рефлексах головного мозга. Один из создателей эмбриологии - К. М. Бэр преподавал в Дерптском У. В Новороссийском У. работал родоначальник экспериментальной медицины И. И. Мечников. Отечеств. медицина связана с именем великого хирурга Н. И. Пирогова (Дерптский У.). Клиниками Моск. У. руководили терапевт Г. А. Захарьин, невропатолог А. Я. Кожевников, педиатр Н. Ф. Филатов, хирург Н. В. Склифосовский, психиатр С. С. Корсаков. В Моск. У. преподавал создатель науч. физиологии растений К. А. Тимирязев, зоологи А. Н. Северцов, М. А. Мензбир, в Новороссийском - основоположник эволюц. палеонтологии В. О. Ковалевский. В росс. У. работали родоначальники отечеств. геологии В. В. Докучаев, А. П. Павлов; минералогии - В. И. Вернадский; географии, этнографии, антропологии - Д. Н. Анучин. Все крупнейшие ученые России 19 в. в той или иной степени были связаны с У.

Широкую известность приобрели моск. и петерб. историч. школы, представленные именами Т. Н. Грановского, Н. И. Кареева, М. П. Погодина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского и др. В У. работали крупнейшие филологи А. А. Потебня, В. И. Даль, Д. Н. Ушаков, И. И. Срезневский, И. В. Ягич, А. А. Шахматов и др. При У. действовали науч. об-ва, музеи, выставки, издавались науч. журналы. Так, при Моск. У. имелись об-ва Испытателей природы, Математическое, Педагогическое; при Петерб. У. - Физико-химическое; при Казанском У. - Юридическое, Об-во врачей и т. д. Существовал ряд историч. об-в, в частности Московское общество истории и древностей российских при Моск. У., Историческое общество при Петербургском университете, Историческое общество Нестора-летописца при Киевском ун-те и др. (см. Исторические общества). Профессора и студенты проводили многочисленные археол., этнографич., географич., фольклорные и т. п. экспедиции.

Росс. У. были центрами пропаганды науч. знаний и образования в широких слоях общества. Долгое время они являлись по существу единственными в стране педагогич. высш. уч. заведениями. Профессора У. были инициаторами создания Высших женских курсов в Москве (В. И. Герье) и Петербурге (см. Бестужевские курсы), Народного У. А. Л. Шанявского, Вольной высшей школы П. Ф. Лесгафта, Педагогич. академии, Об-ва распространения технич. знаний, Моск. об-ва народных У. При Моск. У. были созданы музеи - Политехнический, Исторический, Этнографический, Изобразит. иск-в, к-рые затем стали самостоят. учреждениями.

Громадную роль играли У. в развитии рус. лит-ры и иск-ва. В них шло формирование и становление таланта Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, С. Т. Аксакова, И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. Н. Островского, А. И. Гончарова, А. П. Чехова, В. Я. Брюсова, А. А. Блока и др. Воспитанниками У. были художники - А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, М. А. Врубель, Н. Н. Ге, В. Д. Поленов, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь и др.; композиторы - М. И. Глинка, Н. Г. Рубинштейн, А. А. Спендиаров, С. Н. Василенко, А. К. Глазунов и др.; актеры - В. И. Немирович-Данченко, Б. В. Вахтангов, В. И. Качалов, А. И. Сумбатов, певец Л. В. Собинов и др.

История сов. У. началась с победой Окт. социалистич. революции 1917. В основу создания сов. университетского образования легли постановление СНК РСФСР "О приеме в высшие учебные заведения РСФСР" и декрет СНК РСФСР "О правилах приема в высшие учебные заведения", подписанные В. И. Лениным 2 августа 1918. Эти гос. акты отвечали гл. задаче сов. пр-ва - не ломать, а преобразовать на социалистич. основе, пролетаризировать старые вузы. Высшее образование стало доступным для всех желающих и в первую очередь для трудящихся и их детей. Были отменены юридич. и фактич. привилегии для бывших имущих классов, полностью сняты все нац. ограничения. Женщины получили равное с мужчинами право на высшее образование. Приемные экзамены были упразднены (позднее с укреплением сов. высшей школы они были восстановлены). Преимущества при поступлении отдавались рабочим и крестьянам, к-рым предоставлялись стипендии. Все У. передавались в ведение Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос).

Перестройка университетского образования проходила в условиях острой клас. борьбы, саботажа со стороны значит. части профессуры. Однако лучшие ее представители, в первую очередь ученые-естественники, сразу же пришли на помощь Сов. власти. Среди них были К. А. Тимирязев, Н. Д. Зелинский, В. И. Вернадский, Д. С. Рождественский, А. П. Павлов, А. Н. Северцов, Д. Н. Анучин, С. А. Чаплыгин, Н. E. Жуковский и др. Чтобы демократизировать состав преподавателей в У., Наркомпрос постановлением от 1 окт. 1918 отменил ученые степени (доктор, магистр, адъюнкт) и ввел единое звание "профессор" для всех лиц, ведущих самостоят. преподавание. Задаче пролетаризации вузов подчинено было и постановление Наркомпроса от 11 сент. 1919 "Об организации рабочих ф-тов при У.". 17 сент. 1920 Ленин подписал декрет о рабфаках, к-рые становились равноправными ф-тами У.

2 сент. 1921 СНК РСФСР принял "Положение о высших учебных заведениях РСФСР", подписанное Лениным. Руководящим органом в У. становится правление, избираемое профессорами, сотрудниками, студентами при участии обществ. организаций и утверждаемое Наркомпросом. На ф-тах избирались президиумы во главе с деканами. Это способствовало демократизации управления и установлению сов. контроля над их деятельностью. В 20-х гг. в целях борьбы со схоластикой и формализмом в обучении и воспитании студентов развернулись дискуссии о совершенствовании методов преподавания. Однако практич. работа в этой области сопровождалась нек-рыми ошибками и перегибами. Так, лекции в У. заменялись "бригадно-лабораторным методом" и "групповыми проработками", что привело к снижению эффективности обучения. В 1919 - нач. 20-х гг. перестраиваются учебные планы всех ф-тов У. Усиливается преподавание естеств. наук. Появляются новые ф-ты: биологич., физико-химич., механико-электротехнич. и др. Радикально реорганизуется преподавание обществ. дисциплин.

В 1919 для подготовки марксистских кадров юристов, дипломатов, историков, экономистов и др. при У. создаются ф-ты обществ. наук (ФОН), куда вливаются ист. отделения историко- филологич. ф-тов. ФОН состоял из отделений: экономич., историч., политико-юридич. На этих ф-тах вели преподавательскую деятельность видные марксисты. Так, на ФОНе Моск. У. работали по направлению ЦК РКП(б) А. В. Луначарский, Д. И. Курский, В. В. Адоратский, В. И. Невский, И. И. Скворцов-Степанов, Н. В. Крыленко, B. П. Волгин, H. M. Лукин, M. H. Покровский, C. И. Мицкевич и др. 3 дек. 1920 был издан декрет СНК РСФСР "О реорганизации преподавания общественных наук в высших учебных заведениях РСФСР", 4 марта 1921 - декрет "Об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех высших школах РСФСР". Наркомпросу предписывалось заменить на ФОНах устаревшие программы, пересмотреть уч. планы. В преподавание включались дисциплины: развитие обществ. формации, ист. материализм, пролетарская революция, политич. строй, организация произ-ва и распределения в РСФСР, план электрификации. 4 марта 1921 СНК РСФСР принимает декрет "О плане организации факультетов общественных наук Российских университетов". На ФОНах были открыты отделения: внеш. сношений, статистическое, правовое, общественно-педагогич. (готовило учителей истории), археологическое. Постановлением СНК СССР от 17 мая 1925 ФОНы ликвидировались. Вместо них создавались ф-ты обществ. права и этнологические.

В первые годы Сов. власти шло создание новых У. В 1918-19 было образовано 15 У. Мн. из них в нац. республиках - Ташкентский, Тифлисский, Азербайджанский, Ереванский, Всеобщий У. труда в Вильно, Рижский. В 1918 был создан Белорусский У. в Смоленске, существовавший до 1930. В 1925 в 26 сов. У. обучалось ок. 59 тыс. студентов и работало св. 6 тыс. преподавателей. Развернувшаяся в СССР индустриализация потребовала ускоренной подготовки многочисл. технич. интеллигенции.

В кон. 20 - нач. 30-х гг. началось разукрупнение У. На базе нек-рых ф-тов создавались самостоят. отраслевые вузы, что объективно содействовало развитию сов. высшей школы, укрепляло ее связи с жизнью, с производством. Однако при этом ряд У. был закрыт. Постепенно нек-рые из них открывались вновь - Горьковский (1931), Уральский (1931), Днепропетровский (1933), Одесский (1933), Азербайджанский (1934), В нач. 20-х гг. появляются первые науч.-исследовательские ин-ты при У. В янв. 1930 упраздняются коллегиальные органы управления У. Ф-ты были преобразованы в отделения. Укреплению У., упрочению их места в системе высшей школы способствовали постановления ЦК ВКП(б) "О целевых установках университетов" (апр. 1931), СНК РСФСР "Об университетах в Росс. Федерации" (13 июня 1931), ЦИК и СНК СССР "Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах" (19 сент. 1932). Все это стабилизировало положение У., определило их как уч. заведения, готовящие высоко- квалифицированных специалистов по общенауч. дисциплинам и педагогов. В У. вводились твердые уч. планы, совершенствовались методы преподавания, восстанавливались ф-ты естеств.-математич. цикла.

Постановлением СНК СССР "О преподавании гражд. истории в школах СССР" от 16 мая 1934 в У. восстанавливались историч. ф-ты. Повышению науч. и педагогич. уровня профессорско- преподават. состава У. содействовали постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) "Об ученых степенях и званиях" (20 марта 1937) и "О введении штатных должностей и должностных окладов для профессорско-преподават. состава в вузах" (11 нояб. 1937). Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 23 июня 1936 "О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой" установило режим работы У., повысило роль преподавателей в уч. процессе, к-рый складывался теперь из лекций, практич. занятий и производств. практики.

К сер. 30-х гг. большинство рабфаков было закрыто. Постановлением СНК СССР от 29 авг. 1938 "О высшем заочном обучении" при У. открываются заочные ф-ты. 5 сент. 1938 постановлением СНК СССР вводится "Типовой устав высшего учебного заведения", определивший права и обязанности преподавателей, адм. состава и студентов. На его основе разрабатывались индивидуальные уставы У. В 1938 в СССР в 16 У. обучалось 47,7 тыс. студентов.

Создавались новые У. в союзных республиках. В 1927 открывается Самаркандский (до 1960 - Узбекский), в 1934 - Казахский, в 1940 - Петрозаводский У. С воссоединением Зап. Украины с УССР (1939), образованием Молд. ССР (1940), с восстановлением Сов. власти в прибалт. республиках (1940) в число сов. У. вошли Львовский, Черновицкий, Латвийский, Тартуский (б. Юрьевский) и Вильнюсский У. В 1940/41 уч. году в СССР было 29 У., в к-рых обучалось 75,7 тыс. студентов. В 1940 У. выпустили ок. 8 тыс. специалистов.

С нач. Вел. Отечеств. войны 1941-45 Наркомпрос РСФСР (1 июля 1941) ввел 3-летний срок обучения в У. и отменил прием в аспирантуру. С 1942/43 уч. года решением СНК СССР срок обучения в У. удлинился до 4, а на нек-рых ф-тах до 5 лет. Постановлением СНК СССР от 8 апр. 1944 пятилетний срок обучения восстанавливался полностью. К концу войны возрождается довоен. сеть У. В 1945 открываются Кишиневский и Ужгородский, в 1948 - Таджикский, в 1950 - Туркменский, в 1951 - Киргизский У. 30 авг. 1954 Сов. Мин. СССР и ЦК КПСС приняли постановление "Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием", предусматривающее подготовку специалистов более широкого профиля. Принятое 12 апр. 1956 постановление Сов. Мин. СССР "О мерах улучшения научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях" еще теснее связало деятельность У. с нар. х-вом. В 1955 в 33 У. обучалось более 166 тыс. студентов (из них 35 тыс. заочников) и работало 11 тыс. преподавателей (1300 профессоров, 3500 доцентов); было выпущено ок. 23 тыс. специалистов.

24 дек. 1958 Верх. Совет СССР принял закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы нар. образования в СССР" (отменен 19 июля 1973). 21 марта 1961 Сов. Мин. СССР утвердил "Положение о высших учебных заведениях СССР", уточнившее структуру, принципы организации уч. и научно-исследовательской работы У. Постановление ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 20 февр. 1964 "О дальнейшем развитии научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях" предусматривало усиление роли научно-педагогич. кадров в решении важнейших науч. проблем. 3 сент. 1966 ЦК КПСС и Сов. пр-во приняли постановление "О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране". 19 июля 1973 Верх. Совет СССР утвердил "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании", в к-рых закреплены наиболее важные положения и о высшем образовании.

В 1956-69 были созданы 12 новых У., главным образом в авт. республиках. В 1960 открыт в Москве У. дружбы народов им. Патриса Лумумбы, в к-ром готовятся кадры специалистов для стран Азии, Африки и Лат. Америки. Совместно с иностранцами здесь обучаются и сов. студенты.

Сов. У. развивались и развиваются в тесной связи с задачами социалистич. и коммунистич. строительства. Они готовят специалистов по всем отраслям знаний и имеют от 4 до 12 ф-тов. Наиболее типичные ф-ты: историч., филологич., юридич., экономич., механико-математич., химич., биолого-почвенный, биологич., физич., географич., геологич. В Вильнюсском, Тартуском, Петрозаводском и Якутском У., а также в У. дружбы народов имеются мед. ф-ты. В У. авт. республик есть ф-ты, отвечающие местным экономич. и культурным потребностям: инженерно-технич., сельскохозяйств., физич. воспитания, механизации с. х-ва, лесоинженерные и др.

В крупнейших У. имеются ин-ты и ф-ты повышения квалификации преподавателей вузов и средних спец. уч. заведений.

Хотя в СССР имеется значит. число академич. и отраслевых научно-исследовательских ин-тов, У. остаются крупными науч. и культурными центрами. Их науч. деятельность является важной составной частью общегос. планов развития науки и техники.

В У. работали крупнейшие сов. историки С. В. Бахрушин, Б. Д. Греков, А. А. Губер, Е. А. Косминский, Н. А. Машкин, А. М. Панкратова, В. И. Пичета, В. С. Сергеев, Е. В. Тарле, M. H. Тихомиров, В. М. Хвостов. С У. связана деятельность мн. виднейших сов. ученых. Среди них лауреаты Ленинской премии - биологи В. А. Догель и А. В. Иванов; физики Л. А. Арцимович, В. И. Векслер, В. А. Фок, Е. Ф. Гросс; химики А. Н. Несмеянов и Б. П. Никольский; математик Л. Е. Понтрягин; филолог В. Ф. Шишмарев и др.; лауреаты Нобелевской премии - академики Л. Д. Ландау, А. М. Прохоров, Н. Г. Басов, Н. Н. Семенов, И. М. Франк. При У. имеются научно-исследовательские ин-ты, проблемные лаборатории, музеи, издательства. Все У. имеют науч. библиотеки. У. издают свои "Труды", "Ученые записки", "Вестники" и т. и., в т. ч. и по ист. наукам ("Вестник Московского ун-та, Серия IX, история", "Вестник Ленинградского ун-та. История, язык, литература"). Почти все У. находятся в системе мин-в высшего и среднего спец. образования союзных республик. Московский, Казанский и Днепропетровский У. непосредственно подчиняются Мин-ву высшего и среднего спец. образования СССР, к-рое издает журнал "Вестник высшей школы" (с 1940), освещающий жизнь и деятельность сов. вузов, в т. ч. и У. В 1972 при этом мин-ве образован Совет У., в к-рый входят ректоры всех У. СССР.

В 1969/70 уч. году в СССР было 48 У., в к-рых обучалось более 500 тыс. студентов (89 тыс. на вечерних отделениях, 165 тыс. заочников). В 1970 У. выпустили более 69 тыс. специалистов. В У. работало более 40,5 тыс. преподавателей и науч. сотрудников (2,2 тыс. докторов наук и профессоров, 14,4 тыс. канд. наук и доцентов). В 1972/73 уч. году в СССР действовали 58 У.

Университеты СССР (на 1 сент. 1973) и даты их основания: Азербайджанский (1919), Башкирский (1957), Белорусский (1921), Вильнюсский (1579), Воронежский (1918), Гомельский (1969), Горьковский (1918), Дагестанский (1957), Дальневосточный (1920), Днепропетровский (1918), Донецкий (1965), Ереванский (1920), Иркутский (1918), Кабардино-Балкарский (1957), Казанский (1804), Казахский (1934), Калининградский (1967), Калининский (1971), Калмыцкий (1970), Карагандинский (1972), Киевский (1834), Киргизский (1951), Кишиневский (1945), Красноярский (1969), Кубанский (1970), Куйбышевский (1969), Латвийский (1919), Ленинградский (1819), Львовский (1661), Марийский (1972), Мордовский (1957), Московский (1755), Новосибирский (1959), Одесский (1865), Пермский (1916), Петрозаводский (1940), Ростовский (1915), Самаркандский (1927), Саратовский (1909), Северо-Осетинский (1969), Симферопольский (1973), Сыктывкарский (1972), Таджикский (1948), Тартуский (1802), Ташкентский (1920), Тбилисский (1918), Томский (1880), Туркменский (1950), Тюменский (1973), Удмуртский (1972), Ужгородский (1945), Уральский (1920). Харьковский (1805), Черновицкий (1875), Чечено-Ингушский (1972), Чувашский (1967), Якутский (1956), Ярославский (1971), Дружбы народов им. Патриса Лумумбы (1960).

Лит.: Маркс и Энгельс, О воспитании и образовании, М., 1957; Ленин В. И., О науке и высшем образовании, М., 1967; Ферлюдин П., Историч. обзор мер по высшему образованию в России, в. 1, Академия наук и университеты, Саратов, 1894; Бороздин И. Н., Университеты в России в пер. пол. XIX в., в кн.: История России в XIX в., т. 2, (СПБ, б. г.); Сватинов С. Г., Русские университеты и их историч. библиография, П., 1915; Орлов В. И., Студенческое движение Московского университета в XIX ст., М.. 1934; Цетлин Л. С, Из истории научной мысли в России, М., 1958; Егоров Ю. Н., Реакционная политика царизма в вопросах университетского образования в 30-50-е гг. XIX в., "НДВШ ИН", 1960, No 3; Штранге M. M., Демократическая интеллигенция России в XVIII в., М., 1965; Кравец Т. П., Роль университетов и других высших школ в развитии отечественной науки, в его кн.: От Ньютона до Вавилова, Л., 1967; Щетинина Г. И., Университеты и общественное движение в России в пореформенный период, ИЗ, т. 84, М., 1969; Мошкович Г. Г., Университетский устав 1884 года и либеральная профессура 70-80-х годов XIX в., "Науч. труды Краснодарского педагогич. ин-та", 1969, в. 103; Яковлев В. П., Политика царского правительства в университетском вопросе (1905-1910 гг.), "ВЛГУ", История, язык, литература, в. 1, 1969, No 2; его же, Ленин о политике царского пр-ва в университетском вопросе, там же, в. 3, 1970, No 14; Эймонтова Р. Г., Университетский вопрос и русская общественность в 50-60-х гг. XIX в., "ИСССР", 1971, No 6; Лейкина-Свирская В. Р., Интеллигенция в России во второй пол. XIX в., М., 1971; Гусятников П. С, Революционное студенческое движение в России 1899-1907 гг., М., 1971; Иванов А. Е., Университеты в 1905 году, ИЗ, т. 88, М., 1971; его же, За право быть студенткой, "ВИ", 1973, No 1; Бутягин А. С., Салтанов Ю. A., Университетское образование в СССР, М., 1957; Зиновьев С. И. и Ременников Б. М., Высшие учебные заведения СССР. Ун-ты, экономич. и юридич. вузы, М., 1962; Украинцев В. В., КПСС - организатор революционного преобразования высшей школы (1917-1921), М., 1963; Вопросы воспитания и преподавания в ун-те, Сб. ст., Л., 1964, то же, в. 2, Л., 1967; Егоров Н. С., Советский университет, "Вестник высшей школы", 1968, No3; его же, Научно-технич. прогресс и университеты, там же, 1972, No 3; Высшая школа СССР за 50 лет, М., 1987; Зииовьев С. И., Учебный процесс в сов. высшей школе, М., 1968; Иванова Л. В., У истоков советской историч. науки (Подготовка кадров историков-марксистов в 1917-1929 гг.), М., 1968; Нар. х-во СССР 1922-1972 гг. Юбилейный статистич. ежегодник, М., 1972; Корбут М. К., Казанский гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина за 125 лет 1804/5-1929/30, т. 1-2, (Каз.), 1930; Очерки по истории Ленинградского ун-та, т. 1-2, (Л.), 1962-68; История Ленинградского ун-та, 1819-1969, (Л.), 1969; История Моск. ун-та, т. 1-2, м., 1955; Моск. ун-т за 50 лет Сов. власти, М., 1967; Насонкина Л. И., Моск. ун-т после восстания декабристов, М., 1972; Саратовский ун-т 1909-1959, Саратов, 1959; Любарский A., Свет рус. науки. Очерки, Тал., 1952; Зайченко П. A., Томский гос. ун-т им. В. В. Куйбышева... (1880-1955), Томск, 1960; Харьковский гос. ун-т им. А. М. Горького за 150 лет, (X.), 1955; Педагогическая энциклопедия, т. 1-4, М., 1964-68; Iсторiя Кипвського унiверситету. 1834-1959, (К.), 1959; Университетское образование в СССР и за рубежом, в. 1. Библиографич. указатель рус. и иностр. лит-ры за 1950-1960, М., 196С; Милкова В. И., Высшее образование в СССР и за рубежом. Библиография, указатель книг и журнальных статей 1959-1969, М., 1972. См. также лит. к статьям Студенческое движение, Университетские уставы.

А. Е. Иванов. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . . 1973—1982.

Смотреть что такое "УНИВЕРСИТЕТЫ" в других словарях:

  • УНИВЕРСИТЕТЫ — высшие учебные заведения, в которых преподается совокупность наук (universitas litterarum), причем учащийся ознакомляется не только с содержанием их, но и с приемами и методами исследования. У ы разделяются на факультеты: историко филологический …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Университеты — Университет (от нем. Universität, которое, в свою очередь, произошло от лат. universitas  совокупность, общность)  высшее учебное заведение, где обучаются специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и… …   Википедия

  • Университеты — (от лат. universitas – совокупность, общность)         высшие учебно научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. История У. начинается с эпохи западно европейского… …   Большая советская энциклопедия

  • Университеты —     здесь: университеты и институты Российской Федерации, осуществляющие подготовку по психолого педагогическим специальностям:     Адыгейский государственный университет,     Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации,… …   Педагогический терминологический словарь

  • УНИВЕРСИТЕТЫ — (от лат. universitas целость, совокупность, общность), высшие учебно научные учреждения, готовящие специалистов, а также ведущие науч. исследования по разл. областям знания; университетское образование сочетает обучение и науч. деятельность… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Университеты Японии — Университеты Японии: Университет Аояма Университет Васэда Университет Гакусюин Киотский университет Университет Кэйо Университет Китодзато Университет Мэйдзи Университет Нагои Осакский университет Университет Тиба Университет Хоккайдо Токай… …   Википедия

  • Университеты Казахстана — Содержание 1 Актау 2 Актюбинск 3 Алма Ата …   Википедия

  • Университеты и Академии Баку — Баку является крупным центром национального просвещения. Начиная с советского времени в городе располагались многие высшие учебные заведения. В 1919 году открыт Бакинский университет. С 1945 года в Баку находится Академия наук Азербайджана.… …   Википедия

  • Университеты из красного кирпича — Здание Эштон Уэбб, Бирмингемский университет …   Википедия

  • Университеты из листового стекла — Центральный зал Йоркского университета как пример архитектуры из листового стекла. Университет из листового стекла, англ. plate glass university  термин, охватывающий некоторые университеты, основанные в Великобритании в 1960 е гг.,… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «УНИВЕРСИТЕТЫ» >>