- В глубине Великого Кристалла
-
«В глубине Великого Кристалла» — цикл фантастических повестей Владислава Крапивина, объединённых общей картиной метавселенной, имеющей форму кристалла, каждая грань которого является отдельной вселенной, и частично перекликающимися сюжетами. Ведущую роль в произведениях цикла играют дети, имеющие особые способности, позволяющие им, в частности, проникать в параллельные вселенные. Особая роль отводится некоему сообществу Хранителей — Командоров, призванному охранять таких детей[1]. Образ Командора — наиболее интересная находка Крапивина в произведениях цикла, источником которой, вероятно, является жизненный опыт писателя, который в 60—80-е годы возглавлял пионерский отряд «Каравелла»[2]. На примере вымышленного мира автором рассматриваются проблемы реального мира — беспризорность, насилие над детьми и их защита от произвола[3]. Ещё одним лейтмотивом произведений цикла является отношение матери и ребёнка[4], тоска детей по родителям, с которыми они так или иначе разлучены.
Содержание
Произведения цикла
Основная часть цикла состоит из пяти произведений, вышедших в 1988—1989 годах:
- «Выстрел с монитора» (1988)
- «Гуси-гуси, га-га-га…» (1988)
- «Застава на Якорном Поле» (1988)
- «Крик петуха» (1989)
- «Белый шарик матроса Вильсона» (1989)
Эти произведения составляют ядро цикла и именно они входили в первоначальный план[5].
Позже были написаны произведения, стоящие от основного цикла некоторым особняком, перекликающиеся с сюжетом основных произведениях цикла лишь косвенно:
- «Сказка о рыбаках и рыбках». (другое название — «Лунная рыбка», 1991)
- «Лоцман» (1990)
Также к циклу «В глубине Великого Кристалла» можно отнести роман «Кораблики, или Помоги мне в пути» (1993) и «Синий треугольник» (2001), не имеющие сюжетной связи с основными произведениями цикла[6], однако происходящие в тех же мирах с теми же свойствами[7]. Близкими по духу произведениями, хотя в них и не упоминается Великий Кристалл, являются ранний рассказ «Я иду встречать брата» (1962) и повесть «Оранжевый портрет с крапинками»[6] (1985).
Публикации
Впервые произведения цикла выходили в журналах «Пионер» («Выстрел с монитора»: 1988, № 10—12; 1989, № 1, 2; «Застава на Якорном Поле»: 1989, № 10—12, 1990, № 1, 2) и «Уральский следопыт» («Крик петуха»: 1990, № 8—10; «Белый шарик матроса Вильсона»: 1991, № 6—8; «Лоцман»: 1992, № 1—3). «Крик петуха» и «Белый шарик…» были оформлены иллюстрациями Евгении Стерлиговой, «Лоцман» — иллюстрациями сына писателя — Павла Крапивина.
В дальнейшем повести цикла публиковались как отдельными изданиями, так и в составе сборников. В 2005 году издательством «Эксмо» был выпущен двухтомник «В глубине Великого Кристалла», включающий девять произведений. В 2009 году тем же издательством цикл был выпущен в виде однотомника[8].
Вселенная цикла
Цикл является логическим продолжением предыдущих работ Крапивина, прежде всего — трилогий «В ночь большого прилива» и «Голубятня на жёлтой поляне». Именно в «Ночи большого прилива» впервые появились мотивы многовариантности пространств и связка героев «подросток — взрослый» в дополнение к традиционной для писателя связке «малыш — подросток»[3]. В «Голубятне…» впервые появляется тип героя, который станет основным для цикла «В глубине Великого Кристалла», — Игнатик — мальчик с паранормальными способностями, способный проникать в параллельные пространства[3].
В повестях цикла описывается Вселенная, представляющая собой совокупность множества параллельных миров, в целом составляющая некое подобие бесконечно большого многомерного кристалла («Великий Кристалл»). Каждая грань этого кристалла — отдельный мир, со своей историей, географией, со своим течением времени. Как и в обычных кристаллах, в кристаллической Вселенной нет идеальной упорядоченности: где-то рёбра между гранями сглаживаются, где-то в толще кристалла могут оказаться трещины, где-то есть другие изъяны и аномалии. В мирах, находящихся на гранях, этим дефектам соответствуют различные «аномальные зоны», через которые иногда, при благоприятном стечении обстоятельств, можно попасть из одного мира в другой. Вселенная устроена так, что миры на соседних гранях похожи друг на друга: они могут иметь близкую, хотя и отличающуюся географию, там живут люди, говорят на похожих языках, уровень научно-технического и социального развития человечества примерно одинаков, хотя и различий очень много.
С течением времени всё больше появляется людей со способностями, которые принято называть «паранормальными». Первыми обладателями этих способностей становятся дети. Если раньше способности эти ограничивались мелкими бытовыми «чудесами», вроде способности двигать взглядом предметы или зажигать огонь, то впоследствии эти способности позволили детям переходить из одного мира в другой.
Сюжеты
Книги цикла описывают несколько узловых моментов в истории группы параллельных пространств, более или менее соответствующих миру, в котором живёт современное человечество.
Выстрел с монитора
Повесть построена по схеме «рассказ в рассказе»[6] — Павлик Находкин, школьник, возвращающийся на речном пароходе от родственницы, выслушивает от случайного пожилого попутчика историю о событиях, происходивших в местах, по которым сейчас проплывает пароход. О городе Реттерхальме, который стоял в этих местах, и о его жителе — мальчике Гальке (полное имя — Галиен Тукк), однажды спасшем город от бомбардировки вражеским монитором. Из рассказа мальчик узнаёт о Командорах — немногочисленных защитниках детей с особыми способностями.
Сойдя с парохода, который остановился из-за сломавшейся машины, Павлик решает добираться до дома на автобусе, но попадает в петлю времени, оказавшись на сутки в прошлом и совершает чудо — силой своего желания переносится на много километров в родной город. В действии активно участвует старая монетка с изображением Юхана-трубача[9], выпущенная когда-то в городе Лехтенстаарн. Эта монетка ещё неоднократно встретится позже героям книг цикла.
Гуси-гуси, га-га-га…
Это произведение является одним из самых серьёзных и нетипичных для Крапивина[6][3]. Действие происходит в Западной Федерации, благополучном мире будущего. Каждому жителю страны прививается уникальный «индекс» — источник особого излучения. Индексы используются везде: от домашних компьютеров до банковской системы и полиции. От системы невозможно скрыться: уловители индекса покрывают территорию всей страны. Уголовно-исполнительная система максимально упрощена: вместо разных наказаний за различные проступки осталось одно — смертная казнь. При любом нарушении вычислительные машины приговаривают нарушителя к смерти с определённой вероятностью: чем серьёзнее нарушение, тем выше вероятность казни.
Обыватель Корнелий Глас получает повестку на казнь за неправильный переход улицы. Ему выпал почти невозможный шанс — один из миллиона. Из-за накладок в процессе исполнения приговора Глас остаётся жив, но по документам казнь уже проведена и его индекс исключён из системы. Теперь Корнелия нельзя ни казнить официально, ни выпустить на волю. Корнелию ничего не остаётся делать, как оставаться в тюрьме. Полицейский инспектор приставляет его в качестве воспитателя к группе живущих там же безындексных детей. Корнелий знакомится с новоприбывшим ребёнком Цезарем Лотом — сыном известного лётчика; мальчик наделён способностью стирать у людей индексы, в результате чего его родители оказались в секретном институте в роли подопытных, а сам он — в тюремном интернате.
Под воздействием обстоятельств происходит необратимая ломка обывательского сознания Корнелия, он решает спасти детей и помочь Цезарю воссоединиться с родителями. Большинство детей удаётся переправить в соседний мир, в котором нет индексной системы и где они смогут жить нормально. Сам Корнелий остаётся, чтобы освободить родителей Цезаря Лота из-под стражи и помочь им бежать.
Застава на Якорном Поле
Полуостров, на котором находится гигантский мегаполис. Сирота Матвей Радомир по прозвищу «Ёжики» живёт в интернате Особого Суперлицея. У мальчика лишь одно утешение — он часто ездит по кольцевой линии местного метро и слушает голос своей мамы, объявляющий станции. Однажды, когда Ёжики ехал знакомым маршрутом, произошло странное: объявлена станция Якорное Поле, которой никогда не было на линии, причём объявляет новую станцию голос его давно погибшей матери. Из любопытства Ёжики выходит и попадает на поле, усеянное якорями всех форм и размеров.
Ректор лицея уверяет Ёжики, что Якорное Поле — лишь плод его воображения. Ёжики не верит и из подслушанного разговора понимает, что его мать жива, но насильно отправлена куда-то организацией, представляемой ректором. Эти люди добиваются проявления в детях сверхспособностей, а поскольку такие качества чаще проявляются в моменты сильных переживаний, нередко имитируют гибель родителей нужных им детей.
Однажды к Ёжики попадает Яшка — разумный кристалл, который может общаться с человеком и проявлять себя как личность. Когда-то давно кристаллик Яшка, модель мироздания, был выращен учёной женщиной мадам Валентиной («Выстрел с монитора»). Яшка помогает Ёжики вернуться домой и жить с тётей из пригорода, а Ёжики, используя свои особые способности, запускает Яшку в космос, чтобы тот, как мечтал, стал звездой.
Ёжики возвращается к путям и бросается по тоннелю навстречу поезду. Когда поезд уже близко, и гибель неминуема, Ёжики удаётся прямой переход — он попадает в мир, где находится Якорное поле и где теперь живёт его мама.
Крик петуха
Главный герой повести — Витька Мохов проводит каникулы в обсерватории «Сфера», где работают его отец и дед. Отец Витьки — Михаил — опередил коллег в эксперименте и проник в Западную Федерацию, где остался жить. По просьбе отца Витька помог перевезти в свой мир группу детей, освобождённых Корнелием Гласом. Витька подружился с Цезарем Лотом, и их совместная авантюра по массовому удалению индексов у жителей Западной Федерации привела к развалу системы машинно-полицейской диктатуры.
В конце повести Пограничники (как называли себя дети, способные переходить границы между гранями) собираются в Башне с Маятником, находящейся в месте пересечения многих пространств. Там их находит постаревший Павел Находкин — он завершил свои командорские дела, и теперь передаёт обязанности Командора Цезарю.
Повесть «Крик петуха» можно считать центральным интегральным произведением цикла[6].
Белый шарик матроса Вильсона
Конец 1940-х годов, город Туре́нь, прототипом которого стала Тюмень — родной город автора[6]. В повести описывается история преданной дружбы Стасика Скицына, которого за мечту стать моряком прозвали Матросом Вильсоном, и Белого Шарика, маленькой звезды, которая научилась превращаться в мальчика Яшку. Из-за постоянных энергозатратных переходов из звёздного мира в мир людей связь Яшки с космосом обрывается и он становится обыкновенным мальчишкой, которого принимают в семью Скицыных.
Сказка о рыбаках и рыбках (Лунная рыбка)
Главный герой повести — мультипликатор и художник Валентин Волынов из Вест-Федерации — попадает в детский лагерь, возле которого происходят сверхъестественные события, вроде появления НЛО и высадки пришельцев. Одиннадцать детей из интерната, якобы контактировавших с инопланетянами, оставляют после окончания смены с Волыновым под предлогом нового контакта. Впоследствии, однако, выясняется, что никакой контакт не планировался, а опасных детей просто собираются уничтожить. Волынов собирает детей и выводит их из лагеря через болото.
Лоцман
«Лоцман» — самое необычное произведение цикла[6] и вообще малохарактерное для автора[10]. Главный герой повести — писатель Игорь Петрович Решилов — больше других взрослых героев Крапивина похож на него самого[10]. В повести о путешествии Решилова и его юного проводника Сашки в таинственный мир Подгорья (где они случайно видят и Яшку Скицына) поднимаются серьёзные этико-философские проблемы[6].
Интересные факты
- В 2003 году была выдвинута гипотеза, что Вселенная представляет собой додекаэдр (двенадцатигранник). То есть действительно, грубо может быть представлена в форме кристалла[11][12].
Примечания
- ↑ Владимир Бондаренко Дети 1937 года. — М.: Информпечать, 2001. — С. 561. — 639 с. — ISBN 5880101134
- ↑ Алекс Бор Цикл «В глубине Великого Кристалла» (рус.) (1994). Архивировано из первоисточника 6 июня 2012. Проверено 12 февраля 2012.
- ↑ 1 2 3 4 Николай Скатов Русская литература XX века. — Олма-Пресс, 2006. — Т. 2. — С. 299. — 2288 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94848-211-1, 5-94848-245-6, 5-94848-262-6, 5-94848-307-X
- ↑ Е. А. Великанова Евангельский текст в фантастических повестях В. П. Крапивина (цикл «В глубине Великого Кристалла») (рус.) (pdf). Петрозаводский университет. Кафедра русской литературы (2011). Архивировано из первоисточника 6 июня 2012. Проверено 12 февраля 2012.
- ↑ См. послесловие В. Крапивина к первому тому «В глубине Великого Кристалла», М. Эксмо, 2005.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Дмитрий Байкалов Чёрные зеркала Кристалла (рус.) (2000). Архивировано из первоисточника 6 июня 2012. Проверено 12 февраля 2012.
- ↑ См. послесловие В. Крапивина ко второму тому «В глубине Великого Кристалла», М. Эксмо, 2005.
- ↑ В глубине Великого Кристалла (рус.). Эксмо. Архивировано из первоисточника 6 июня 2012. Проверено 13 февраля 2012.
- ↑ Персонаж трилогии «В ночь большого прилива».
- ↑ 1 2 Евгений Савин В плену Великого Кристалла (рус.) (1995). Архивировано из первоисточника 6 июня 2012. Проверено 12 февраля 2012.
- ↑ Михаил Прохоров, д. ф-м. н. Вселенная - додекаэдр, WMAP (Wil-kinson Microwave Anisotropy Ргоbе) (рус.). Архивировано из первоисточника 28 мая 2012. Проверено 12 февраля 2012.
- ↑ Вселенная имеет форму додекаэдра (рус.). membrana.ru (9 октября 2003). Архивировано из первоисточника 28 мая 2012. Проверено 12 февраля 2012.
Литература
- Великанова, Екатерина Александровна Цикл «В глубине Великого Кристалла» В. П. Крапивина: проблематика и поэтика (рус.) (диссертация) (2010). Архивировано из первоисточника 19 мая 2012. Проверено 12 февраля 2012.
- Мария Мещерякова Русская детская, подростковая и юношеская проза 2 половины XX века: проблемы поэтики. — М.: Мегатрон, 1997. — 381 с.
Категории:- Миры Крапивина
- Произведения Владислава Крапивина
Wikimedia Foundation. 2010.