- Коммерческий банк для купечества
-
Коммерческий банк для купечества (или Купеческий заёмный банк) — государственный банк Российской империи, учреждённый для кредитования купечества с целью поощрения развития российской внешней торговли.
23 февраля 1754 года граф П. И. Шувалов предложил Сенату обсудить возможность создания специального банка для купцов, торгующих при Санкт-Петербургском порте. При этом Шувалов привёл следующие доводы: при высоком вексельном курсе и острой нехватке наличных денег столичные купцы зачастую лишены возможности их получения. Это могло привести к упадку торговли, а следовательно, к слабой собираемости налогов. Доводы были столь убедительны, что Сенату лишь оставалось законодательно закрепить предложения графа Шувалова.
Согласно Указу от 13 мая 1754 года при Коммерц-коллегии был учреждён Коммерческий банк для купечества. Основной задачей банка было обеспечение крупных российских купцов, связанных с внешней торговлей, дешёвым кредитом.
Банк выдавал купцам ссуды в 6 % годовых под залог товаров из расчёта 75 % его стоимости. Деньги давались под товарное обеспечение векселя по освидетельствовании товара Коммерц-коллегией. В залог принимались также золото, серебро, свидетельства или аттестаты магистратов. Ссуды выдавались на срок от одного до шести месяцев.
Штат Коммерческого банка состоял из 20 человек: бухгалтера, кассира, их помощников, счётчиков, вахмистра, юнкеров и солдат охраны. Управляющим банка был назначен Я. М. Евреинов. Впоследствии штат был сокращён до 16 человек, равно как и расходы по банку.
С самого начала деятельности банка Евреинов столкнулся со специфическими для России сложностями. Основу купечества северной столицы составляли европейские купцы, имевшие российское подданство. Европейским купцам был доступен вексельный кредит в пограничных с Россией странах, и основание Коммерческого банка для купечества вызывало у них недоверие, так как в стране отсутствовала традиция европейского банковского дела.
Поэтому с момента издания Указа в мае вплоть до августа никто из купцов в банк не явился. Президент Коммерц-коллегии вызвал нескольких купцов и расспросил их о причине нежелания брать ссуды под льготный процент. Купцы отвечали, что товарный залог вызывает у заграничных партнёров недоверие к российским торговым людям и что 6-месячный срок ссуды нереален, поскольку имеет небольшой срок для торгового оборота в условиях России. Купцы просили давать деньги не под товар, а под векселя и на более длительный срок. Евреинов представил эти предложения Сенату, и срок ссуды был увеличен до 1 года. По Указу Сената от 7 марта 1762 года допускалась и более длительная пролонгация, если товар или денежные суммы задерживались в пути, а также если должник не мог выплатить суммы в назначенный срок.
В конце 1754 года контора Купеческого банка при Санкт-Петербургском порте объявила, что вместо определённого ей капитала в 500 тыс. рублей с Монетного двора было отпущено только 200 тысяч руб., из которых было роздано в ссуды 193 тыс. рублей. Многие купцы не погашали кредитов в срок, и многочисленные отсрочки привели к тому, что Коммерческий банк с трудом возвращал свои капиталы. Евреинов даже приказал взять под караул 13 купцов как злостных неплательщиков.
Проблема встала так остро, что 26 июня 1762 года последовал Указ императора Петра III об упразднении Коммерческого банка. Вследствие убийства императора Указ так и не был исполнен. Восшедшая на престол Екатерина II повелела сохранить банк.
Несмотря на изначальные трудности в деятельности банка, правительство понимало необходимость этого учреждения для развития внешней торговли. Коммерческий банк для купечества было решено не выделять в отдельную организацию, а слить его с Коммерц-коллегией, что и произошло 4 марта 1764 года. Согласно новым правилам размер ссуды в одни руки был ограничен до 10 тыс. рублей. Кредитивные письма от магистратов и ратуш (хотя они официально разрешались в качестве поручительств) было рекомендовано не принимать. Любые отсрочки по платежам отменялись.
Сумма просроченных ссуд оказалась настолько большой, что поступлений не хватало даже на выплату жалованья банковским служащим. Общая сумма долгов составляла 408 тыс. рублей. Невозврат сумм был поставлен в вину Евреинову, который был отстранён от должности. Дела банка поручили вести камергеру императорского двора графу Н. А. Головину.
Несмотря на то, что часть сумм должниками была погашена, в 1766 году ещё предстояло вернуть казне 255,6 тыс. рублей. Из них 121,3 тыс. руб., или порядка половины, числилось на безнадёжных должниках. Применение права в случае невыплаты ссуд купцами продавать их товары с публичного торга не принесло ощутимого результата. В 1766 году Головин, окончательно запутавшийся в делах, подал в отставку.
В 1770 году Коммерческий банк для купечества фактически прекратил свою деятельность, перестав выдавать ссуды. Официально он был ликвидирован в октябре 1782 года, когда его капиталы были переданы Дворянскому банку. Однако ещё в 1785 году долги не были взысканы и казна применяла крайние меры для возвращения взятых у государства сумм. Имущество должников продавалось с аукциона.
Точку в вопросе о долгах Коммерческому банку неожиданно поставил император Павел I. 9 апреля 1797 года Павел I подписал Указ, согласно которому должники были прощены. Таким образом, было списано долгов на сумму 208 тыс. рублей.
Ссылки
- Бугров А. В. Коммерческие портовые банки. Департамент внешних и общественных связей Банка России. Архивировано из первоисточника 22 сентября 2012. Проверено 24 мая 2012.
Категория:- Банки Российской империи
Wikimedia Foundation. 2010.