- Овчинников Валентин Александрович
-
Овчинников Валентин Александрович- родился в 1880 году в Вятской губернии, окончил в 1903 году казанский университет по юридическому факультету. За время прохождения курса в университете получил две золотых медали за сочинения "Сравнение учения Гоббса и Канта о естественном праве" и "Философия Парменида". В 1904 году В.А. Овчинников был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре международного права. В 1905-1906 годах сдал магистерский экзамен. В 1906-1908 годах был в научной заграничной командировке. В 1910 году был избран доцентом по кафедре международного права в Варшавском университете. В 1916 году защитил в Юрьевском университете диссертацию на степень магистра международного права, после чего был избран профессором Варшавского университета (с 1917 года Донского). После эвакуации университета в 1915 году в Ростов-на-Дону работал ориентировочно по 1923 год в Ростове.
Обстоятельства, заставившие его переехать во Владивосток, не известны. Очевидно, что это были трудности материального и морального характера, обеспечения продовольствием и так далее. исследователь истории Дона в послереволюционный период Н.А. Решетова, ссылаясь на материалы Государственного архива Ростовской области, пишет, что "в августе-сентябре 1920 года от одной до трёх комнат или кабинеты были реквизированы и заселены посторонними людьми в квартирах профессоров... В.А. Овчинникова... и других".
С 1924 года состоял профессором международного права Восточного факультета Дальневосточного университета во Владивостоке. Напечатал- "Учение о неприкосновенности преступных послов в литературе XVI и начала XVII столетия", 1912; "К учению о посольской неприкосновенности. Обзор литературы вопроса о неприкосновенности посла, совершившего преступление в месте миссии за время от Конрада Бруна до Гуго Гроция". Варшава, 1915.
На юридическом факультете в Харбине читал лекции по международному праву во втором семестре 1926 года и истории международных отношений после версаля. В период 1920-1930 годов им были напечатаны: "Договор Лиги Наций и международное право". Ростов-на-Дону: 1923, "К анализу советско-японского соглашения", Восточная студия, 1925, "К трёхсотлетию трактата гуго Гроция"- "Известия юридического факультета", том 3; "Из юридической литературы о международном положении Монголии", там же, том 3, "О консульском уставе СССР", там же, том 5.
В.А. Овчинников прибыл на факультет в 1925/1926 учебном году для "прочтения курсов международного права и истории международных сношений после Версальского мира" и числился по кафедре международного права. Он вёл занятия по международному праву на юридическом отделении из расчёта 3 часов в неделю на третьем курсе и истории международных отношений после Версальского мира на 3 и 4 курсах в количестве одного часа в неделю. В этом же учебном году на историческом кружке он зачитал научный доклад на тему: "Пётр-организатор побед". На юридическом факультете в Харбине В.А. Овчинников трудился с 1925 по 1928годы. 18 декабрём 1928 года датирована его работа "Несколько замечаний на теорию Шюкинга о территориальных водах", изданная уже во Владивостоке в 1929 году тиражом всего лишь в 500 экземпляров. Это позволяет сделать вывод о том, что к этому времени он уже покинул Харбин и жил во Владивостоке.
Есть все основания считать, что работа выполнена по заказу. Косвенным доказательством в пользу такого утверждения служит предисловие редакции: "Критический разбор теории Шюкинга,- сообщалось в нём, -данный профессором Овчинниковым, имеет несомненное значение для установления и формулирования советской точки зрения по вопросу о территориальных водах вообще и о прибрежной морской полосе Дальневосточного края, в частности".
Выполнение статьи "под заказ" соответствовало интересам и В.А. Овчинникова. Он только что вернулся из эмиграции, и для него было важно проявить лояльность к Советской власти. основные положения статьи сводились к тому, что автор пытался доказать становящуюся позицию СССР относительно территориальных вод, а именно: особые права СССР на свои территориальные воды, недопустимость права мирного прохода иностранных военных судов в территориальных водах СССР, "исторические права" Советского Союза на акваторию арктических морей и так далее.
"Принцип власти прибрежного государства в береговых водах,- писал В.А. Овчинников,-... не вынес испытания в дальнейших конструкциях трактата; как, например где Шюкинг решил допустить контроль в прибрежных водах со стороны международных организаций, и в ряде случаев, описанных в разделе о мирном проходе. В результате получилась в высокой степени досадная картина... Картина, к сожалению, досадная, тем более что и политически начало суверенитета прибрежного государства в территориальном море как раз наиболее ценно для тех государств, которые, обладая длинной береговой линией, принимают к себе иностранных кораблей в большом количестве, чем сами они посылают своих за границу",-заключал автор.
Литература:
Г.С. Стародубцев "Международно-правовая наука российской эмиграции", Москва, 2000
Wikimedia Foundation. 2010.