- Мещеряки
-
Мишари (устар. мещеряки, тат. мишәр, mişər) — этническая группа татар. В отличие от казанских татар, формирование этноса мишарей происходило на правобережье Волги, вплоть до правобережья Оки на севере.
Содержание
История
Во времена Золотой Орды существовал Мещерский юрт (тат. Мишәр йорты). После распада Орды земли мишар не вошли в состав Казанского ханства, а с конца XV века находились в составе русского государства. В конце XVI века правительство переселяет часть мишарей на территорию Башкирии. Миграция на Урал с волжского правобережья активно продолжалась до середины XVIII века.
В 1798—1865 мишари Урала, в отличие от других татар региона, не платили ясак, а находились в военно-казачьем сословии наряду с русскими казаками и башкирами (а в 1855—1865 и другой этносословной группой южноуральских татар — тептярями). В частности они несли пограничную службу вдоль реки Яик (Урал). В этот период активно формируется этническое самосознание мишарей: в документах они называют себя «мы мещерякский народ». [1]
После перевода мишарей из военного сословия в гражданское намечается сближение их самосознания с бывшими ясачными татарами, которые теперь находились, наравне с мишарями, в сословии государственных крестьян.
В период формирования татарской нации мишари потеряли ряд признаков субэтноса, в первую очередь — особое самосознание. Но даже во время переписи 1926 г. около 200 тысяч человек ещё отнесли себя к самостоятельной «народности» — к «мишарям». Устойчивость этнонима мишар была связана с незавершенностью консолидации волго-уральских татар, в том числе и из-за полусословного характера группы мишарей в Приуралье. Кроме того, мишари имели и ряд языковых (особый диалект) и культурных особенностей (в частности, традиционно мишари не праздновали сабантуя и джиена, характерного для казанских татар). Однако в XX в. многие из этих различий исчезли или оказались сильно нивелированными. Сейчас этноним мишәр в основном сохраняется лишь как самоназвание второго уровня.
В настоящее время не существует серьёзных исследований, ставящих перед собой цель выделить мишар прежде всего как самостоятельную нацию. Можно заметить, что такие исследования проводились во времена дореволюционной России. В этой связи, показательной является статья А. С. Гациского «Нижегородские татары — татары ли?», датированная 1886-ым годом.
Теории происхождения
Единого мнения по происхождению этноса мишарей нет.
Буртасская теория
Булгаро-буртасскую концепцию происхождения мишарей развивают в своих трудах А. Х. Халиков, Р. Г. Фахрутдинов и др. А. Х. Халиков считает, что предками татар-мишарей являются булгаризированные буртасы. Обособление татар-мишарей и их консолидация произошли с образованием Наровчатского улуса. Они перестали именоваться булгарами и буртасами. В конце XIV в. появляется новое имя - маджар, мещера или мишари.
Мещёрская теория
Дореволюционные исследователи полагали мишарей отатаренным финно-угорским народом мещёра (В. В. Вельяминов-Зернов, В. В. Радлов), эту гипотезу развивали в советское время С. П. Толстов, Б. А. Куфтин, Т. А. Трофимова, Т. И. Алексеева, Б. А. Васильев и др. Так С. П. Толстов, в частности, категорично заявлял, что «в лице русской мещеры и татар-мишарей мы имеем остатки одного и того же древнего племени, часть которых отатарилась, — другая же часть обрусела».
Золотоордынская теория
Г. Н. Ахмаров (основываясь преимущественно на материалах нижегородских и симбирских татар) считал, что мишари — это потомки населения Золотой Орды. При распаде Золотой Орды часть их под предводительством царевича Касыма в середине XV в. утвердилась на Оке. Оставшиеся в степи татары стали называть себя ногаями, и часть их в начале XVII в. (1612 г.) пришла в места современного расселения нижегородских татар, в Алатырский уезд, вытеснила мордву и заняла их поселения. При этом он категорично утверждал, что в этих местах татар до этого не было. Ахмаров считал, что название «мишар» навязано татарам Поволжья мещерского формирования казанцами. Эта гипотеза была как основная упомянута и в Большой советской энциклопедии. Ногайско-кипчакскую гипотезу развивал и М. С. Глухов-Ногайбек.
Смешанное происхождение
Р. Г. Мухамедова в своей книге «Татары-мишари» (М., 1972) в этногенезе татар-мишарей она выделяет три основных компонента: булгары, кипчаки и буртасы, а также мочар, считая мочар уграми. По ее предположению, булгары, жившие в Сурском бассейне, во время распада Золотой Орды оказались на территории, где позже возникло Наровчатское княжество. Здесь они частично ассимилировали местное население и смешались с другими тюркскими племенами, особенно с кипчакским. Эта территория рано вошла в сферу экономического и политического воздействия Московского государства; связи же жителей Сурского бассейна с населением Казанского ханства носили нерегулярный характер. Это сказалось на формировании мишарской этнографической группы.
Академик М. З. Закиев, поддерживал работы венгерского ученого Ю. Немета (что мадьяры/маджары были союзом угорских и тюркских племён), возводил предков мишар ещё к Геродотовским акацирам и гуннам.
Признанный специалист по истории мишар Галимжан Орлов, обобщая эти гипотезы, писал:
…татары-мишари — это сложный этнокомплекс, сформировавшийся в основном до конца XVI в. в пределах Мещеры, Мордовии, Нижегородского Поволжья. В нем выделяется древний кипчакский слой, участвуют булгарский, маджаро-буртасский, ногайский компоненты. Предками цокающей группы татар-мишарей (кадомско-сергачской) были маджары (можары, мочары), обитавшие рядом с булгарами, рассеянные по многим районам Поволжья, Предкавказья. В период монголо-татарского господства они оказываются в верховьях Суры (Золотаревский могильник в Пензенской области, города Увек, Наровчат). Часть из них оказывается в Мещере (Кадом). Предками же чокающей группы (темниковской) были западные кипчаки-куманы с низовьев Волги.
Антропология
Наиболее значительными в области изучения антропологии мишарей являются исследования Т. А. Трофимовой, проведенные в 1929—1932 годах. В частности, летом 1932 года совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарии. В Чистопольском районе (Татарский Елтан, Муслимкино) обследованы 122 мишарей (мужчины в возрасте от 20 до 65 лет).
Антропологические исследования выявили у мишарей наличие четырех основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного [2] (Таблица 1).
Таблица 1. Распределение антропологических типов мишарей , по Т. А. Трофимовой Этнографические группы Светлые европеоидные Понтийские* Сублапоноидные Монголоидные N % N % N % N % Мишари Чистопольского района Татарии 7 19,4 % 22 61,1 % 3 8,3 % 4 11,1 % Указанные типы имеют следующие характеристики:
Понтийский тип — характеризуется мезокефалией, темной или смешанной пигментацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа, с опущенным кончиком и основанием, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению.
Светлый европеоидный тип — характеризуется суббрахикефалией, светлой пигментацией волос и глаз, средним или высоким переносьем с прямой спинкой носа, среднеразвитой бородой, средним ростом. Целый ряд морфологических особенностей — строение носа, размеры лица, пигментация и ряд других — сближает этот тип с понтийским.
Сублапоноидный тип (волго-камский) — характеризуется мезо-суббрахикефалией, смешанной пигментацией волос и глаз, широким и низким переносьем, слабым ростом бороды и невысоким, среднешироким лицом с тенденцией к уплощенности. Довольно часто встречается складка века при слабом развитии эпикантуса.
Монголоидный тип (южно-сибирский) — характеризуется брахикефалией, темными оттенками волос и глаз, широким и уплощенным лицом и низким переносьем, часто встречающимся эпикантусом и слабым развитием бороды. Рост, в европеоидном масштабе, средний. [3]Расселение татар-мишарей
Села и деревни татар-мишарей наиболее компактно расположены в Нижегородской, Пензенской, Ульяновской областях, на территории Татарстана,Республики Марий Эл, Мордовии, Башкортостана и Чувашии. Сравнительно небольшие группы их находятся в Самарской, Саратовской, Волгоградской и Оренбургской, Челябинской,Курганской областях. Ряд татарских сёл сохранился в Рязанской и Тамбовской областях. Кроме того, часть татар-мишарей проживает в Средней Азии, на Кавказе, в Ставрополье, Сибири, Прибалтике (г. Таллин), в крупных городах России.
Наиболее древними местами их обитания были бассейны рек Цна и Мокша и, возможно, восточные районы Мордовии (примерно Лямбирский район). Из районов древнего обитания, особенно из западной зоны, в течение трёх с лишним столетий (XVI—XIX века) происходило постепенное расселение мишарей сначала в восточном, а потом и в южном и юго-восточном направлениях.
Первый исторический этап расселения связан с устройством укреплённых линий на южных и восточных границах российского государства, предназначенных для охраны их от набегов кочевников. За период примерно с 1578 по 1684 годы на территории современных Мордовии, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Ульяновской, Самарской областей, а также правобережной части Татарстана были созданы три ряда защитных линий. Одна из них — Симбирская — была продолжена на территории Закамья (так называемая Закамская черта, построенная в 1652—1657 годах). На строительство укреплённых черт и их охрану направлялись главным образом мишари, мордва и чуваши. В 1578 г. строится защитная линия Алатырь — Арзамас — Темников и далее до Кадомской линии. На эту линию были переведены служилые татары из Кадома. В начале XVII века, видимо, в связи с распространением православия, они ушли оттуда в Алатырский уезд, где уже к 60-м годам XVII века был ряд мишарских сёл (Каргополь, Шубино, Актуково, Уразовка, Ключищи, Триазер, Ендовище и др.), вошедших впоследствии в состав Сергачского уезда.
В 30-е годы XVII века несколько южнее первой защитной линии была построена новая, которая брала начало от Керенска (ныне г. Вадинск) и шла через Нижний и Верхний Ломовы — Инсар — Потижский острог — Шишкеево — Саранск — Атемар (г. Лямбирь) и далее уходила на Симбирск. В числе переведённых на эту линию были мишари из Кадомского, Шацкого и главным образом Темниковского уездов. Известно, что ко времени строительства этих линий здесь существовали такие сёла, как Аксёново, Тавла и Рейторское. Появление мишарей в пределах Буинского и Симбирского уездов (современная юго-западная часть Татарстана, южная часть Чувашии и северные районы Ульяновской области) также относится к середине XVII в. и связано со строительством Карлинской, Симбирской и Самарской укреплённых линий, а также с вольной колонизацией края. Большинство из них принято считать потомками нижегородских мишарей.
В 1652—1657 годах была построена Закамская укреплённая черта по линии Ерыклинск — Тиинск — Билярск — Ново-Шешминск - Кичуевский острог — Заинск — Мензилинск. В XVIII веке южнее этой линии была проведена вторая черта: Алексеевск - Красноярская — Сергиевск — Кондурчинская — Черемшанская — Кичуйская. В пределы Закамья, оказавшиеся к концу XIV—XV вв. малозаселёнными вследствие опустошительных войн и набегов, вместе с другими народами переселялись и мишари из различных районов их обитания.
Переселение мишарей продолжалось и дальше на восток. Так, на территорию современной Башкирии оно началось ещё в конце XVI века в связи с постройкой города-крепости Уфы в 1574 году и наиболее интенсивно происходило в XVIII веке.
В конце XVIII века мишари Пензенской губернии и Симбирского наместничества в поисках новых земель устремились в Оренбургский край. Переселение их сюда продолжается вплоть до конца XIX века. Здесь они основали ряд сёл, расположенных в смежной с Башкирией северо-западной части Оренбургской области.
Расселение мишарей происходило также в южном направлении: в одних случаях это была вольная колонизация, а в других земли давались в качестве награды за военные заслуги перед Российским государством. Во второй половине XVIII в. мишари появились в Ставрополье, переселившись туда из Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Саратовской, Симбирской губерний.
Начиная со второй половины XIX в., мишари появляются и в промышленных районах Донбасса, Урала, на прикаспийских нефтяных и рыбных промыслах. В начале XX в. нижегородские мишари, главным образом из числа жителей сёл Овечий овраг (тат. Куй су) и Ключищи (тат. Суксу), переселились в Таллин (на 1978 г. численность их составляла около 2000 человек) и в Финляндию (около 980 человек).
Мишари на службе Российского государства
По словам мишарских депутатов Абдулкадыра Абдулкаримова «с товарыщи», обратившихся в 1794 г. с прошением к генерал-прокурору, «мещерякский наш народ прежде других иноверцов по собственному своему желанию, переселившись из Золотой Орды в Россию еще в 7001 (1493) г., за верныя и беспорочныя предков наших российскому скипетру службы как при взятье Казани (в 1552 г.), так и при других многих тогдашнего времени случаях, жалованны были в разных местах на нагорной стороне реки Волги поместными дачами и для поселения их выгодными землями и угодьими». [4] Впоследствии на этой территории — на правом берегу Волги — были основаны города Пенза, Симбирск и многие другие.
В 1798—1865 гг. мишари, как башкиры и казаки, находились в военно-казачьем сословии и территория их расселения в Челябинском, Стерлитамакском, Уфимском, Бирском и Белебеевском уездах Оренбургской губернии была разделена на 5 кантонов во главе с кантонными начальниками. Было образовано Башкиро-мещерякское войско. Основной военной обязанностью их становятся охрана Оренбургской пограничной линии по р. Урал, участие в войнах и походах России, а также, при необходимости подавление мятежей и восстаний.
В Отечественной войне 1812 г. активно участвовали и мишари, сформировав 2 конных полка. 1-й полк в 1812—1814 гг. нес гарнизонную службу в г. Москве. 2-й полк прошел большой боевой путь, закончив его в Париже. Все участники взятия Парижа 19 марта 1814 г. были награждены серебряными медалями.
Дворяне
В 1784 году мишарские мурзы были приравнены к русскому дворянству. Мишарское происхождение имеют татары-дворяне Акчурины, Бигловы, Дашкины, Долатказины, Диваевы, Еникеевы, Енгалышевы, Кашаевы, Кудашевы, Киреевы, Маматказины, Мамины, Мамлеевы, Муратовы, Тенишевы, Терегуловы, Чанышевы, Янбулатовы.
Мишарский диалект татарского языка
У татар-мишарей развился собственный диалект татарского языка. Окончательно сформировался он ещё на первоначальной территории обитания его носителей — в бассейне реки Цна и Мокша, в пределах Мещеры.
Мишарский диалект татарского языка включает чокающие и цокающие говоры. К цокающей группе говоров относятся: сергачский, дрожжановский, чистопольский, мелекесский, байкибашевский. Чокающий тип говоров распался на два подтипа: темниковский и лямбирский. Темниковский подтип представляют собственно темниковский говор и говоры населённых пунктов, расположенных вдоль южной границы республики Мордовия и северной границы Пензенской области вплоть до Рузаевки; к ним примыкают также говоры некоторых сёл юго-восточной части Пензенской области. Лямбирский подтип чокающих говоров представлен лямбирским говором на востоке республики Мордовия.
Примечания
- ↑ "История сел и деревень Башкортостана", Уфа: "Китап" - 1994 г.
- ↑ Трофимова Т. А. Этногенез татар Среднего Поволжья в свете данных антропологии. // Происхождение казанских татар. Казань, 1948 C.30-34.
- ↑ Татары (Серия «Народы и культуры» РАН). М.: Наука, 2001. — С.36.
- ↑ "История сел и деревень Башкортостана", Уфа: "Китап" - 1994 г.
Литература и ссылки
- Ахмаров Г. О языке и народности мишарей // Гайнутдин Ахмаров: историко-документальный сборник = Гайнетдин Әхмәрев: тарихи-документаль җыентык. — Казан: Хәтер, 2000. — С. 223—271. — ISBN 5-900004-74-0
- О костюме мишарей // Ахмаров Г. О языке и народности мишарей.
- Орлов А.М. Мещера, мещеряки, мишари. — Казань: Татар. кн. изд-во, 1992. — С. 112. — ISBN 5-298-01050-4
- Орлов А.М. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы. — Нижний Новгород: 2001. — С. 240.
- Акашкин М.М. Свадебные обряды, песни татар-мишарей и мордвы (сравнительный анализ). — Саранск: НИИЯЛИЭ Мордовии, 2000.
- Гациский А. С. Нижегородские татары — татары ли?
- Всесоюзная перепись населения 1926 года, словарь народностей.
- Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. — Уфа: Китап, 1994. — С. 149. — ISBN 5-295-01673-0
Wikimedia Foundation. 2010.