- Май Лай
-
Массовое убийство в Сонгми (вьетн. Thảm sát Sơn Mỹ) — преступление, совершённое американскими солдатами в деревенской общине Милай (вьетн. Mỹ Lai) в округе Сонтинь провинции Куангнгай в Южном Вьетнаме, которое получило мировую известность в 1969 году в ходе войны во Вьетнаме. Как стало известно, годом ранее военнослужащие Армии США совершили массовое убийство гражданского населения нескольких деревень, входивших в состав общины Милай, уничтожив, по различным оценкам, более 500 мирных жителей.[1] и Микхе (Михэ). Многие жертвы перед убийством были подвергнуты американскими солдатами пыткам, а женщины — групповым изнасилованиям[2]. Преступление вызвало возмущение мировой общественности и стало одним из самых известных и символичных событий войны во Вьетнаме. Только один человек из солдат был признан американским судом виновным и через 3,5 года был освобождён.
Содержание
История
Во время войны во Вьетнаме армия США столкнулась с сильнейшим противодействием со стороны вьетнамских партизан, поддерживаемых местным населением. Командование не без оснований стало рассматривать каждую южновьетнамскую деревню как опорный пункт партизан и стало применять тактику выжженой земли.
Во время Тетского наступления (январь—февраль 1968 года) вооружённые акции в провинции Куангнгай осуществлял 48-й батальон НФОЮВ (Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама, также известный как Вьетконг). Силы союзников в этом районе после ухода отсюда южнокорейских войск представляла оперативная группировка «Баркер» (TF Barker), состоявшая из подразделений 11-й лёгкой пехотной бригады 23-й пехотной дивизии «Америкал»[3] и проводившая здесь продолжительную операцию «Muscatine». Бригада была переброшена во Вьетнам в конце 1967 года[4]; большинство её подразделений ещё не успели принять участие в крупных боевых действиях.
К концу 1967 года в провинции Куангнгай американскими военными для лишения партизан продовольственной базы были уничтожены большинство дамб, с помощью которых жители выращивали рис. Около 140 тыс. человек стали бездомными[5].
В середине марта командование оперативной группировки «Баркер» получило развединформацию о том, что штаб и некоторые подразделения 48-го батальона располагаются в деревенской общине Сонгми (этот район американцы называли «Пинквилль»). Была спланирована операция по уничтожению штаба, которой придавалось большое значение, так как 48-й батальон до сих пор успешно избегал прямого боя с американскими частями. Согласно замыслу командования, рота С («Чарли») 1-го батальона 20-го пехотного полка[6] под командованием капитана Эрнеста Медины должна была высадиться с вертолётов западнее общины, другая рота — блокировать общину с севера, а третья — в случае необходимости усилить роту C либо высадиться в другом месте. До этого момента рота C занималась лишь патрулированием и организацией засад, в ходе чего успела понести потери, преимущественно безответные — от ловушек и мин. 14 марта рота потеряла уважаемого солдатами стафф-сержанта Джорджа Кокса. На мемориальной службе по сержанту капитан Медина произнёс речь, общий смысл которой сводился к необходимости отомстить противнику.
Перед операцией солдаты были проинструктированы, что населённый пункт занят противником[7], готовым оказать ожесточённое сопротивление, присутствия мирного населения не ожидается. По неизвестным каналам была получена информация о том, что мирные жители деревни утром отправляются на рынок, поэтому деревня будет пуста[8]. Для солдат роты C это должно было стать первым серьёзным сражением и возможностью отомстить за павших товарищей. Медина также распорядился сжечь все постройки, убить скот и уничтожить посевы для предотвращения использования всего этого противником.
Операция началась утром 16 марта 1968 года. После пятиминутного подготовительного артиллерийского обстрела рота С была высажена с вертолётов возле Милай-4. Как оказалось, в деревне не было ни одного солдата противника (небольшое подразделение ополченцев, находившееся в Милаи, покинуло деревню сразу после начала высадки). Тем не менее, солдаты открыли огонь по жителям деревни, работавшим на рисовых полях. Около 8 часов рота начала наступление на деревню, ведя беспрерывный огонь. В деревне солдаты роты начали забрасывать хижины гранатами и расстреливать их обитателей из автоматического оружия. Группы беглецов, прятавшихся в придорожных канавах, уничтожались из автоматического оружия. Группа из 50 крестьян, прятавшихся в яме в дальнем конце деревни, была расстреляна по приказу командира 1-го взвода лейтенанта Уильяма Колли. Позднее были уничтожены около 100 пленных, которых солдаты захватили в деревне. То же самое было произведено в соседней деревне Биньтэй.
В убийствах принимали участие далеко не все военнослужащие роты. Многие остались в стороне, один солдат выстрелил себе в ногу, чтобы его эвакуировали санитарным вертолётом. Десятилетия спустя стал известен поступок пилота наблюдательного вертолёта роты B 123-го авиационного батальона Хьюза Томпсона, который посадил свой OH-23 между группой скрывавшихся в хижине раненых вьетнамцев и намеревавшимися убить их американскими солдатами. Томпсон пригрозил, что его бортстрелки откроют огонь по своим товарищам, если те попытаются убить раненых. Потом Томпсон вызвал вертолёты для эвакуации раненых вьетнамцев (эвакуированно 11 женщин и детей, ещё один ребёнок подобран в сточной канаве).
Тем временем рота B («Браво») 4-го батальона 3-го пехотного полка высадилась с другой стороны Сонгми. Один из её взводов при этом потерял 1 человека убитым и 7 ранеными от мин и/или ловушек. Другой взвод этого батальона вошёл в деревушку Микхе 4, ведя огонь по всему, что движется, и закидывая обнаруженные укрытия гранатами. Здесь также погибли мирные крестьяне (вероятно, до 90 человек), хотя, согласно докладу комиссии Пирса, убийства не вылились в целенаправленное уничтожение[9].
Расследование и суд
Американское командование сообщило, что 16 марта 1968 года северо-восточнее города Куангнгай в бою было уничтожено 128 солдат противника, при этом под перекрёстный огонь попали мирные жители и около 20 человек погибло. Эту информацию капитан Медина направил в штаб бригады, где она не была подвергнута проверке. Однако неясные слухи о совершённом преступлении распространились среди американских солдат во Вьетнаме. В дивизии было проведено формальное расследование, не имевшее никаких последствий.
В марте 1969 года Рональд Райденаур, слышавший истории о преступлении во время своей службы во Вьетнаме, демобилизовался и отправил письма с описанием того, что было ему известно, президенту Никсону, в Пентагон, Госдепартамент и многим конгрессменам. Его письма почти нигде не вызвали какой-либо реакции, однако ему удалось привлечь внимание конгрессмена Морриса Оделла, позиция которого в конце концов привела к началу нового расследования.
Собранных улик оказалось достаточно, чтобы отозвать лейтенанта Колли из Вьетнама и в сентябре предъявить ему обвинение в убийстве мирных жителей. Новость прошла практически незамеченной СМИ, и сами события в Сонгми оставались неизвестными широкой общественности до 12 ноября 1969 года, когда независимый журналист Сеймур Херш сообщил, что Колли обвинён по делу об убийстве 109 мирных вьетнамцев. Это сообщение стало сенсацией, подхваченной всеми ведущими американскими СМИ. После этого расследование и суд стало невозможно скрыть от общественности. Широкую известность получили снимки военного фотографа Рональда Хэберли, бывшего свидетелем преступления[10].
Расследованием занималась комиссия во главе с генерал-лейтенантом Уильямом Пирсом, бывшим командиром 4-й пехотной дивизии и I полевого корпуса во Вьетнаме. В течение четырёх месяцев работы комиссия Пирса допросила около 400 человек. В её докладе было рекомендовано привлечь к уголовной ответственности десятки военных, виновных в изнасилованиях, убийствах и заговоре с целью скрытия истины[5]. Первоначально по делу Сонгми проходили 80 американских военнослужащих. Из них 25 были предъявлены обвинения. Перед военным трибуналом предстали всего 6 человек, все они были оправданы, за исключением Уильяма Колли. В ходе суда над Колли его защита основывалась на том, что лейтенант выполнял приказ командира, хотя так и не удалось установить, действительно ли капитан Медина отдавал явное распоряжение уничтожить мирных жителей[11]. 29 марта 1971 года Колли был признан виновным в убийстве 22 человек и приговорён к пожизненным каторжным работам. Через 3 дня по особому распоряжению президента США Ричарда Никсона он был переведён из тюрьмы под домашний арест в Форт-Беннинге (Джорджия). Срок его заключения несколько раз уменьшался, пока в ноябре 1974 года он не был помилован и освобождён.
Степень ответственности капитана Медины не была установлена. Сам он утверждал, что находился на краю деревни и не знал о происходящем; когда он вошёл в деревню около 10 часов утра, увидел тела погибших и приказал прекратить огонь, было уже поздно. Некоторые свидетели показывали, что в действительности Медина вошёл в деревню ближе к 9 часам, когда убийства ещё продолжались[12].
Американская общественность отнеслась к делу Колли крайне неоднозначно. Некоторые считали, что из него сделали «козла отпущения», оправдав остальных участников резни, виновных не в меньшей степени. Другие воспринимали Колли как героя, пострадавшего от армейской бюрократии. В Белый Дом были направлены тысячи телеграмм в его поддержку, а законодательные органы нескольких штатов приняли резолюции с призывом проявить к Колли снисходительность[11]. Согласно опросу компании Opinion Reasearch Corporation в апреле 1971 года, 78 % американцев негативно восприняли решение суда, 51 % считали, что президент Никсон должен помиловать Колли, а 28 % — сократить ему срок заключения[5].
Министр обороны США Мэлвин Лэрд предупредил президента Никсона, что массовое убийство в Сонгми «может поставить наше правительство в весьма сложное положение» и будет «лить воду на мельницу пацифистов». Госсекретарь США Генри Киссинджер предложил: «Необходимо, чтобы министр обороны продемонстрировал негодование, чтобы он проявил себя голубем и сразу же организовал военный трибунал. Надо доказать, что мы сразу же отреагировали и устранили паршивую овцу, только таким образом можно снизить давление со стороны общественности»[13]. Никсон назвал массовое убийство в Сонгми «единичным инцидентом»[5].
Вмешательство
Экипаж наблюдательного вертолёта OH-23:
- Уоррэнт-офицер Хьюз Томпсон-младший — пилот
- Специалист Лоуренс Колбэрн — бортстрелок
- Специалист Гленн Андреотта — бортинженер
Вернувшись из вылета, Томпсон доложил о происходящем своему командиру. Информация достигла комбрига подполковника Баркера, который начал выяснять, что происходит в Сонгми, в результате чего капитан Медина отдал приказ о прекращении огня.
Рапорт Томпсона привёл к тому, что командование 23-й пехотной дивизии отменило запланированные операции группировки «Баркер» в других деревнях в этом районе и тем самым, возможно, спасло их от уничтожения[14]. Сам Томпсон за спасение мирного населения был награждён Крестом «За выдающиеся лётные заслуги».
В США, по словам Томпсона, он подвергся преследованию: ему угрожали убийством, подбрасывали к дверям дома изувеченных животных[15].
Ровно через тридцать лет после трагедии все три члена экипажа вертолёта были награждены Солдатскими медалями — высшей наградой Армии США за действия в небоевой обстановке. Андреотта был награждён посмертно (погиб во Вьетнаме 8 апреля 1968 года).
Число жертв
Точное число жертв гражданского населения в Сонгми неизвестно. Называются различные числа в пределах от 200 до 550 человек (в советских источниках часто упоминалось число 567 человек). Установленный в деревне мемориал перечисляет имена 504 погибших в возрасте от 1 года до 82 лет.
В том числе:- 173 ребёнка
- 182 женщины (в том числе 17 беременных)
- 60 мужчин старше 60 лет
- 89 мужчин младше 60 лет[16]
Кроме того, в ходе событий 16 марта погиб один американский военнослужащий и по крайней мере два партизана НФОЮВ (их тела и оружие были обнаружены севернее деревни[9]).
Свидетельства очевидцев
Жительница Чыонг Тхи Лэ, которой было тогда 33 года, вспоминала: «Когда американцы пришли в деревню, они вывели нас из домов, толкали прикладами в спину, чтобы мы шли в канаву, туда, где уже стояло больше ста человек. Они поставили нас на колени и сразу начали стрелять сзади из пулемета. Из нашей семьи в 11 человек остались в живых только я и мой младший ребенок — я закрыла его собой. Сверху на меня упали три трупа, и только благодаря им мы выжили: они скрыли нас от американцев»[17].
Другая жительница Ха Тхи Куй говорила: «…16 марта они пришли целой толпой и сразу забрали четверых родственников и увезли к каналу. Мы умоляли их не убивать нас, оставить в живых, а они стреляли и стреляли. Они толкали нас, чтобы мы упали на колени, и начинали стрелять. Мама погибла, дети погибли. Мужа моего тогда не было, здесь вообще не было мужчин — только женщины, старики и дети. Я была при смерти, без сознания, ранена. Лежала, было холодно, очень холодно, вся голова в крови, я вся дрожала. Я понимаю — это война, но почему такая жестокая, за что убили целую деревню? Просто пришли — и всех убили. Что за люди эти американцы, которые убили матерей, детей?..»[17]
Причины
Участник и исследователь Вьетнамской войны Шелби Стэнтон, комментируя события в Сонгми и ложный доклад капитана Медины об уничтожении военнослужащих противника вместо мирных жителей, писал в книге «Взлёт и падение американской армии»[18]:
Дивизия «Америкал» страдала от тяжёлых командно-контрольных проблем, проистекавших из плохой подготовки и нехватки лидерства на уровнях от дивизии до взвода, что допускало плохое обращение с гражданскими лицами. Некоторые подразделения её 11-й лёгкой пехотной бригады были немногим лучше организованных банд головорезов, а офицеры являлись энергичными участниками игры в подсчёт тел… Фактически, резня в Милай отражала абсолютный террор войны на истощение, в которой военный успех из-за отсутствия рубежей на местности [то есть линии фронта] измерялся статистически, путем подсчёта тел. Хотя подсчёты потерь являются обоснованными показателями войны, во Вьетнаме они, к сожалению, стали чем-то большим, чем мерилом для оценки поля боя. Они стали самоцелью, а не средствами определения.[19]
Примечания
- ↑ Вьетнамские деревенские общины обычно разделены на несколько небольших деревушек, между которыми часто находятся джунгли или рисовые поля. Для удобства тактического планирования американские командиры обозначали эти деревушки цифрами, например, Милай-1, Милай-2 и так далее.
- ↑ Murder in the name of war — My Lai // BBC. 20 July, 1998
- ↑ Оперативная группировка «Баркер» представляла собой сводный батальон, в состав которого входило по роте каждого из трёх батальонов 11-й бригады. Командовал группировкой подполковник Фрэнк Баркер.
- ↑ Когда 23-я пехотная дивизия была сформирована в Южном Вьетнаме в сентябре 1967 года, в стране находилась только одна из трёх её бригад. Две другие бригады, включая и 11-ю лёгкую пехотную, прибыли во Вьетнам в конце года и не имели боевого опыта.
- ↑ 1 2 3 4 Две трагедии // Washington Profile, 15 июня 2006
- ↑ В 1950-х годах полковая система в Армии США была заменена бригадной, однако батальоны сохранили обозначение своих исторических полков как дань традиции.
- ↑ Считалось, что этот район уже два десятилетия является оплотом коммунистических сил. Сонгми находилась в «зоне свободного огня», то есть предполагалось, что её население находится под полным влиянием противника, и здесь допускается применение силами США тяжёлого вооружения без согласования с южновьетнамскими властями.
- ↑ Источник такой информации неизвестен, и сама информация, как оказалось впоследствии, была ложной.
- ↑ 1 2 Summary of Peers Report
- ↑ Miscue on the Massacre //
- ↑ 1 2 The My Lai Massacre («The 20th Century» by David Wallechinsky)
- ↑ Douglas Linder. The My Lai Massacre Trial
- ↑ Реутов А. [1] // Военно-промышленный курьер, № 1 (117), 11 — 17 января 2006
- ↑ Trent Angers, The Forgotten Hero of My Lai: The Hugh Thompson Story. Acadian House Publishing, 1999. P. 219—220.
- ↑ Moral Courage In Combat: The My Lai Story. Lecture by Hugh Thompson. 2003
- ↑ Mark Gado. Into the Dark: The My Lai Massacre
- ↑ 1 2 Плескачевская И. Бабушки из Сонгми // Советская Белоруссия, 16 марта 2006
- ↑ Shelby L. Stanton The Rise and Fall of an American Army. — Novato, CA: Presidio Press, 1985. P. 271—272.
- ↑ The Americal Division suffered from grave command and control problems, stemming from poor training and a lack of leadership, from division down to platoon level, which permitted civilian mistreatment. Some elements of its 11th Infantry Brigade (Light) were little better than organized bands of thugs, with the officers eager participants in the body count game… Actually, the My Lai massacre itself reflected the stark terror of a war of attrition, in which military success, for lack of terrain objectives, was measured statistically by counting corpses. While casualty counts are valid measurements of war, in Vietnam they unfortunately became more than yardsticks used to gauge the battlefield. Rather than means of determination, they became objectives in themselves.
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.