- Мальмбанан
-
Мальмбанан (швед. Malmbanan, буквально — Рудная железная дорога) — самая северная западноевропейская железнодорожная линия. Она проходит от находящегося на побережье Ботнического залива города Лулео (Швеция) через специализирующиеся на добыче железной руды районы Мальмбергет и Кируна до норвежского порта Нарвик. Норвежский участок дороги носит также название Офотбанен (норв. Ofotbanen).
История
Памятник строителям Мальмбанан в Кируне
Разработка крупнейшего в мире месторождения железной руды возле Кируны потребовала строительства железнодорожной линии, связывающей места разработки с портовыми городами. Её постройка началось уже в XIX веке, однако строительство, которое велось британскими компаниями, было сопряжено с серьёзными трудносями как технического, так и экономического характера (в том числе банкротства подрядчиков и управляющих компаний). В связи с этим к 1888 г. был построен лишь участок от Кируны до Елливаре, а к концу XIX века — до Лулео. Учитывая большое расстояние от Лулео до портов стран — крупнейших потребителей железной руды, а также замерзание порта зимой, этого было недостаточно для успешного развития. Поэтому к наступлению XX века за строительство участка, соединявшего Кируну и Нарвик, взялось шведское правительство (в этот исторический период Швеция и Норвегия образовывали государственный союз). К 14 июля 1903 года этот участок был официально открыт шведским королём Оскаром II. Между 1915 и 1923 гг. дорога была электрифицирована.
Подвижной состав
Название Время службы Мощность Количество SJ Ma/Mb (паровоз) 1902 — ? 34 SJ R (паровоз) 1908 — ? 18 тс 8 SJ O 1914 — ? NSB El 3 1925—1967 2x 2,134 кВт 10 
NSB El 4 1925—1963 2x 2,088 кВт 5 
SJ Dm3 1953 — ? 3x 2,400 кВт 97 
NSB El 12 1954 — 92 2x 2,398 кВт 8 
NSB El 15 1967—2004 2x 5,400 кВт 6 SJ Rm 1977—1985 3x 3,600 кВт 6 
IORE с 2000 2x 5,400 кВт 18 Ссылки

Malmbanan на Викискладе? Malmbanan 
Полное название: Мальмбанская железная дорога
Годы работы: 1888
Страна: Город управления: Состояние: действующая
Подчинение: Banverket
Протяжённость: 473 км
условные обозначения






Железнорудный порт Сандскер 
0 Лулео 


5 Ремонтное депо Нотвикен 
Ответвление к ж/д Гаммельстад-Карлсвиксхиттан 
9 Гаммельстад 
14 Sunderby sjukhus (Больница Sunderby) 
28 Sävast 


Обходной путь для грузовых поездов 


Ответвление к Stambanan genom övre Norrland 


36 Боден 



Ответвление к Haparandabahn 
123 Мурйек 
Северный полярный круг 
Råne älv 
156 Nattavaara 
166 Kilvo 
173 Nuortikon 
184 Ripats 
191 Harrträsk 
204 Елливаре 
204 Ответвление к Inlandsbahn 


211 Мальмбергет 


204 


213 Koskullskulle 


215 Vitåfors (погрузка железной руды) 
262 Fjallåsen 
265 Kaitum 
265 Kaitumälven 
276 Sjisjka 
290 Kalixälven 


337 Svappavaara (погрузка железной руды) 
297 Råtsi 
304 Кируна 


Sjöbangården (погрузка железной руды) 
305 Kiruna Malmbangård und Kiruna Lokbangård 
355 Турнетреск 
397 Abisko Östra 
399 Abisko Turiststation 
399 Абискойокк 





404 Туннель под Нуолой (старый 875 м, новый 1.431 м) 



406 Бьорклиден 
Туннель Tornehamntunnel (586 м) 
411 Tornehamn 
423 Låktatjåkka 
Туннель Kedgevaggetunnel (165 м) 
426 Vassijaure 
430 Katterjåkk 
433 Riksgränsen 
Граница между Швецией и Норвегией 
435 Bjørnfjell 





Norddalbrücke 


440 Søsterbekk 



446 Katterat 
455 Rombak 
463 Straumsnes 
473 Нарвик 





Железорудный порт Нарвик 


Порт Нарвик-Фагенес Категории:- Железные дороги по алфавиту
- Железные дороги Швеции
- Железные дороги Норвегии
Wikimedia Foundation. 2010.