- ЛЕОНТЬЕВ
-
1.
ЛЕОНТЬЕВ Авангард Николаевич (род. 1947), актёр, народный артист Российской Федерации (1996). С 1968 в Театре "Современник". Среди ролей: Беня Альтер ("Трудные люди" И. Бар-Иосифа), Миша ("Мы едем, едем, едем" Н. Коляды), Чёрт ("Карамазовы и ад" по Ф. М. Достоевскому), Чичиков ("В городе N" по Н.В. Гоголю). Снимался в фильмах: "Несколько дней из жизни И. И. Обломова", "Очи чёрные", "Попугай, говорящий на идиш", "Утомлённые солнцем" и др.2.ЛЕОНТЬЕВ Александр Иванович (род. 1927), теплофизик, академик РАН (1991). Осн. труды по теории тепло- и массообмена, турбулентного пограничного слоя.3.ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич (1903-79), психолог, действительный член АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1968). Осн. труды по генезису, биологической эволюции и общественно-историческому развитию психики. Ленинская премия (1963).4.ЛЕОНТЬЕВ Алексей Фёдорович (1917-87), математик, член-корреспондент АН СССР (1970). Труды по теории функций, дифференциальным уравнениям. Государственная премия СССР (1989, посмертно).5.ЛЕОНТЬЕВ Валерий Яковлевич (род. 1949), эстрадный певец, народный артист Российской Федерации (1996). На профессиональной сцене с 1973. 1-я премия на Международном фестивале эстрадной песни "Золотой Орфей" (1980, Болгария). Снимался в фильмах "Дочь полковника", "Заходи - полюблю", "Экстрасенс".6.ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (1831-91), русский писатель, публицист и литературный критик; поздний славянофил. Военный врач во время Крымской войны 1853-56. В 1863-73 консул в Турции. С 1887 в Оптиной пустыни, в 1891 принял тайный монашеский постриг с именем Климент; умер в Сергиевом Посаде. Считая гл. опасностью либерализм с его "омещаниванием" быта и культом всеобщего благополучия, проповедовал "византизм" (церковность, монархизм, сословная иерархия и т. п.) и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений. Повести, литературно-критические этюды о Л. Н. Толстом, И. С. Тургеневе, Ф. М. Достоевском.7.ЛЕОНТЬЕВ Леопольд Игоревич (род. 1934), физикохимик и металлург, академик РАН (1997). Осн. труды по разработке физико-химических основ и новых технологий переработки полиметаллических руд.Источник: Энциклопедия "Отечество"
1. Константин Николаевич (13.01.1831-12.11.1891), писатель, философ и социолог. Окончил медицинский факультет Московского университета. Во время Крымской войны служил военным врачом. С 1863 по 1873 — на дипломатической службе в Турции. В сер. 1870-х, дав обет в случае выздоровления после тяжелой болезни посвятить свою жизнь Богу, Леонтьев по нескольку месяцев живет в монастырях — на Афоне, в Николо-Угрешской обители под Москвой, в Мещовском монастыре св. Георгия, в Оптиной пустыни (близ Козельска). В последней он и поселился в марте 1887. В Оптиной пустыни 23 августа 1891 тяжело больной Леонтьев принял тайный постриг. 30 августа, чтобы быть ближе к медицинской помощи, перебрался в Сергиев Посад, где и скончался от воспаления легких.
Основная идея миросозерцания Леонтьева — необходимость и благость неравенства, контраста, разнообразия. Это идея и эстетическая, и биологическая, и социологическая, и моральная, и религиозная. Бытие есть неравенство, а равенство есть путь в небытие. Стремление к равенству, к смешению, к единообразию враждебно жизни и безбожно. Сам Бог хочет неравенства, контраста, разнообразия. Леонтьев открывает как бы предустановленную гармонию законов природы и законов эстетики, т. е. признает эстетический смысл природной жизни. Он считает, что идее развития в природе соответствует и основная мысль эстетики: единство в разнообразии, так называемая гармония, в сущности не только не исключающая борьбы и страданий, но даже требующая их. В прогресс, по мнению Леонтьева, надо верить, но не как в улучшение непременно, а как в новое перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих. Правильная вера в прогресс должна быть пессимистической, не благодушной, все ожидающей какой-то весны. В целом процесс развития мыслился им как постепенное восхождение от простейшего к сложнейшему, постепенная индивидуализация, обособление; постепенный ход от бесцветности, от простоты к оригинальности и сложности; постепенное усложнение элементов сословных, увеличение богатства внутреннего и в то же время постепенное укрепление единства, так что высшая точка развития есть высшая степень сложности, объединенная неким внутренним деспотическим единством. Леонтьев хочет найти не только форму органического развития общества, но и форму его наибольшего совершенства и высшего цветения. Тема о судьбе культуры была поставлена им очень остро. Леонтьев предвидел возможный декаданс культуры, он многое сказал раньше Ницше, Гобино, Шпенглера. При столкновении эстетики с моралью Леонтьев отдает предпочтение эстетике. Он видел большую моральную высоту и правду в холодном объективизме, суровости, жестокости, чем в идее блага человечества. Чистое добро некрасиво, говорил он; чтобы была красота в жизни, необходимо и зло, необходим контраст тьмы и света. Европа стоит перед мещанством, орудиями которого являются лозунги политической свободы и равенства. Европа грозит заразить Россию «либерально-эгалитарным прогрессом». Противопоставить Европе она может только старые культурные элементы, заимствованные из Византии. Византийский культурный тип вполне определен: византизм в государстве значит Самодержавие, в религии — Православие, в нравственном мире — наклонность к разочарованию во всем земном, в счастии, в устойчивости нашей собственной чистоты, в способности нашей к полному нравственному совершенству. Таков культурно-исторический тип России, подлежащий охранению. Развивая учение Н. Я. Данилевского о возрастах развития национальности, Леонтьев ставил вопрос о возрасте России; ставил вопрос: цветет ли она? И склонялся к мнению: мы прошли много, сотворили духом мало и стоим у какого-то страшного предела. Но он верит в ее светлую будущность, хотя таковая и маловероятна. Только сильная императорская власть может спасти Россию от натиска «Федеративной Европы». Россия сильна не народными славянскими началами (славянство, по ошибочному мнению Леонтьева, термин без всякого культурного содержания, славянские народы жили и живут чужими началами; Леонтьев не верил и в народ), а византийскими.
Ф.Р.
2. Павел Михайлович (18.08.1822-24.03.1874), русский историк и публицист патриотического направления. Занимал в Московском университете кафедру римской словесности и древностей. Совместно с М. Н. Катковым с 1865 издавал «Русский вестник» и «Московские ведомости».Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"