СЕТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ СССР


СЕТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ СССР
СЕТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ СССР

совокупность всех жел.-дор. линий, обслуживающих страну. Товарищ Сталин на приеме железнодорожников в Кремле 30/VII 1935 г. говорил, что "...развитие народного хозяйства такого громадного государства невозможно без налаженного железнодорожного транспорта, связывающего и цементирующего в одно хозяйственное целое очаги и центры промышленности, с областями и районами сельского хозяйства, дающего им сырье и продовольствие. Англия, как государство, была бы немыслима без первоклассного морского транспорта, связывающего в единое целое ее многочисленные территории. Точно так же СССР, как государство, был бы немыслим без первоклассного железнодорожного транспорта, связывающего в единое целое его многочисленные области и районы. В этом великое государственное значение железнодорожного транспорта в СССР".

С. ж. д. СССР представляет собой неразрывный жел.-дор. конвейер. Успешность работы сети ж. д. определяется прежде всего слаженностью в работе всех ее звеньев, работой всех частей жел.-дор. конвейера в строго определенном порядке. В отличие от капиталистических стран, где отдельные ж. д. и различные виды тр-та находятся в конкурентной борьбе друг с другом, С. ж. д. СССР является частью единой транспортной сети, работает и развивается в тесной увязке с водным, автомобильным и другими видами тр-та по единому плану.

С. ж. д. СССР состоит из отдельных жел.-дор. линий и узлов. Жел.-дор. линии, связывающие основные экономические районы страны, на к-рых сосредоточены большие грузовые потоки, называют основными (решающими) направлениями сети. К числу основных направлений С. ж. д. СССР относятся: линии, связывающие Донбасс с центральными районами СССР; Донбасс с Ленинградской обл. и Карело-Финской ССР; Донбасс с Криворожьем; Донбасс с восточными районами СССР (Купянск — Балашов — Пенза— Челябинск — Омск, где эта линия вливается в транссибирскую магистраль); в Пензе она соединяется с линией Свердловск — Красный Узел — Пенза, служащий выходом для мощных потоков местных грузов из районов Северного Урала в южные районы СССР. Ряд основных линий, идущих в широтном направлении, связывает центральные и южные районы СССР с западными областями: Украинской, Белорусской ССР и с Литовской, Латвийской и Эстонской ССР. Центральные районы СССР связаны с закавказскими республиками и Азово-Черноморским краем магистралью Баку (Баладжары) — Батайск — Кочетовка — Москва и с среднеазиатскими республиками линией Москва — Рузаевка — Батраки — Оренбург — Ташкент. Из линий, пересекающих СССР в широтном направлении, решающей и наибольшей является транссибирская магистраль, соединяющая западную и восточную границы СССР (Брест — Москва — Свердловск — Иркутск — Владивосток). Эта линия, имеющая важнейшее значение в грузовых перевозках, служит также и для пассажирских сообщений между европейскими странами и Китаем, Японией и США. В Свердловске эта линия соединяется с линией Ленинград — Киров — Молотов — Свердловск, являющейся выходом из Урала в сев.-зап. районы СССР. Весьма важное значение имеют также такие линии, как Туркестано-Сибирская магистраль, линия Акмолинск — Карталы, связывающие Магнитогорский металлургический комбинат с Карагандинским угольным бассейном; линии, связывающие богатые лесом северные районы СССР с центральными районами (Мурманск — Волховстрой, Архангельск — Вологда — Москва, Котлас — Киров— Горький — Москва). По эксплуатационной длине С. ж. д. СССР занимает второе место в мире, уступая только США. По данным на 1/IX 1940 г. эксплуатационная длина С. ж. д. СССР составляет 104 тыс. км. По сравнению с 1913 г. она увеличилась почти в 2 раза (в 1913 г. — 58,5 тыс. км). За годы сталинских пятилеток коренным образом изменено также техн. вооружение сети. По интенсивности работы С. ж. д. СССР занимает первое место в мире. Средняя грузонапряженность советских ж. д. составляет 4,7 млн. ткм на 1 км пути (по данным 1939 г.), в то время как средняя грузонапряженность ж. д. США составляет 1,9 млн. ткм, а Германии — 1,5 млн. ткм на 1 км (данные 1937 г.). Руководство работой С. ж. д. СССР осуществляет Народный комиссариат путей сообщения.

Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. 1941.


.

Смотреть что такое "СЕТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ СССР" в других словарях:

  • Электрификация железных дорог — Работы по обслуживанию контактной сети на станции Орёл …   Википедия

  • Электровозы советских и российских железных дорог — В списке представлены электровозы, когда либо эксплуатировавшиеся на советских, а позже российских железных дорогах нормальной колеи, то есть с шириной 1524/1520 мм. В список также включены опытные электровозы, проходившие испытания, но по ряду… …   Википедия

  • Энергоснабжение электрических железных дорог —         преобразование и передача электрической энергии электрическому подвижному составу (ЭПС). Э. э. ж. д. осуществляется спец. системой, состоящей из тяговых подстанций (См. Тяговая подстанция) (ТП), контактной сети (См. Контактная сеть) (КС)… …   Большая советская энциклопедия

  • История железных дорог — Содержание 1 Предпосылки появления железных дорог 1.1 …   Википедия

  • Электрификация железных дорог —         перевод железных дорог (См. Железная дорога) на электрическую тягу и создание новых электрифицированных ж. д. На электрифицированных ж. д. тяговые электродвигатели Электровозов получают энергию от контактной сети (См. Контактная сеть),… …   Большая советская энциклопедия

  • ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ — замена на ж. д. паровой тяги на электр. Энергия, необходимая для питания электровозов, вырабатывается на электр. станциях и после необходимых преобразований ее на тяговых подстанциях передается посредством контактной сети к электровозам или… …   Технический железнодорожный словарь

  • СССР. Транспорт —         В СССР все виды транспорта общего пользования (железнодорожный, речной, морской, воздушный, автомобильный, трубопроводный) и транспорт необщего пользования (промышленный) являются составными частями единой транспортной системы (см. карту) …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Строительство —         Строительство крупная отрасль народного хозяйства. Его доля в валовом общественном продукте страны в 1975 составила 10,6%. В строительстве работает 10,6 млн. чел., или 14% общей численности рабочих и служащих, занятых в материальном… …   Большая советская энциклопедия

  • СССР. Эпоха социализма —         Великая Октябрьская социалистическая революция 1917. Образование Советского социалистического государства          Февральская буржуазно демократическая революция послужила прологом Октябрьской революции. Только социалистическая революция …   Большая советская энциклопедия

  • СССР — бывшее крупнейшее государство мира по площади, второе по экономической и военной мощи и третье по численности населения. СССР был создан 30 декабря 1922, когда Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) объединилась с… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.