- СЕБЕСТОИМОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПЕРЕВОЗКИ
- СЕБЕСТОИМОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПЕРЕВОЗКИ
-
расходы по выполнению перевозки грузов и пассажиров, отнесенные к единице жел.-дор. продукции, т. е. к 1 ткм, к 1 пассажиро-километру или к приведенному тонно-километру. С. ж. п. является обобщающим качественным показателем работы жел.-дор. тр-та в целом и каждой ж. д. в отдельности. Для правильного подсчета С. ж. п. учитываются все издержки эксплуатации ж. д., т. е. расходы на рабочую силу, материалы, топливо, на ремонт локомотивов, вагонов и другого имущества, административно-управленческие и прочие расходы, а также амортизационные отчисления на восстановление и капитальный ремонт жел.-дор. тр-та. Для подсчета С. ж. п. отдельно по грузовым и отдельно по пассаж. перевозкам вся сумма эксплуатационных расходов распределяется по родам движения, что предусматривается формами плана, отчета и всей отчетности о выполнении производственно-финансового плана перевозок; расходы, общие для обоих видов движения, распределяются между последними согласно специальным правилам калькуляции, равно как и накладные расходы. Невыполнение заданий по использованию подвижного состава, вызываемое невыполнением заданного уровня производительности труда, влечет за собой увеличение расходов и имеет результатом повышение С. ж. п. Оно сигнализирует о том, что в каком-то звене транспортного конвейера работа ухудшилась. Наоборот, чем выше производительность труда, тем лучше выполнение измерителей использования подвижного состава и станционных обустройств; чем больше перевыполнен план перевозок, тем ниже С. ж. п., тем выше социалистическое накопление, направляемое на социалистическое строительство и улучшение культурно-бытовых условий трудящихся. Поэтому снижение С. ж. п. является важнейшим фактором социалистического накопления. В снижении С. ж. п. заинтересован весь коллектив работников каждой ж. д. еще и потому, что 50% сверхплановой прибыли, получаемой в результате снижения С. ж. п., остается в распоряжении дороги и расходуется на улучшение организации работы, на культурно-бытовое обслуживание и пр. С передачей доходов дорогам согласно приказу № 88/Ц от 8/VI 1936 г. финансирование их по расчетным ставкам себестоимости не производится, и С. ж. п. стала важнейшим обобщающим показателем качества работы дороги, выполнения ею плана перевозок, успехов в области повышения производительности труда, соблюдения финансовой дисциплины и т. д. Общее задание по снижению С. ж. п. дается правительством при утверждении годового плана по жел.-дор. тр-ту. Одновременно с утверждением годового и квартального финансовых планов народный комиссар путей сообщения утверждает в числе прочих заданий С. ж. п. для каждой дороги. Правильное определение С. ж. п. по отдельным родам грузов имеет большое значение для рационального построения тарифов. Снижение С. ж. п. играет огромную роль не только для жел.-дор. х-ва, но и для всего народного х-ва в целом. Особенно широкие возможности снижения С. ж. п. открывает стахановско-кривоносовское движение, дающее примеры огромного повышения производительности труда. XVIII Съезд ВКП(б) определил на третью пятилетку необходимость снижения себестоимости промышленной продукции за пятилетие (в ценах 1937 г.) на 10%, что должно обеспечить государству в 1942 г. экономию по сравнению с 1937 г. в размере 20 млрд. руб.
Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941.
.