- РЯЗАНО-УРАЛЬСКАЯ Ж. Д.
- РЯЗАНО-УРАЛЬСКАЯ Ж. Д.
-
МАСШТАБ 1:6 400 000" />
СХЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА РЯЗАНО-УРАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 1940 г. МАСШТАБ 1:6 400 000
соединяет Каспийское море и заволжские районы с центром Союза. Состоит из главной линии Ртищево—Аткарск — Саратов. От Аткарска имеется ветвь к волжской пристани Вольску — центру цементно-силикатной промышленности. Заволжские линии Р.-У. ж. д. идут от Покровской пристани (г. Энгельс) и Анисовки до Астрахани. Во второй пятилетке построена линия Уральск—Илецк, соединяющая Р.-У. ж. д. с Оренбургской, и сооружен гигантский мост через Волгу у Саратова. Благодаря этому достигнута кратчайшая связь Украины и Кавказа со Средней Азией и Сибирью. Р.-У. ж. д. обслуживает по преимуществу Саратовскую и Сталинградскую обл., АССР Немцев Поволжья и части Западной Казахстанской обл. Казахской ССР и Чкаловской обл., т. е. в основном степное Поволжье с обширной площадью высокоценной твердой пшеницы в районе Саратова и заволжских степей. Район Р.-У. ж. д. по преимуществу с.-х., оснащенный за годы сталинских пятилеток высокой техникой — сетью мощных МТС, мастерских, элеваторов, рядом крупных ирригационных сооружений; построено большое количество предприятий по переработке продуктов с. х-ва. В районе создана, кроме того, мощная индустрия: машиностроительная, металлообрабатывающая, нефтеперерабатывающая, силикатная, пищевая и др. Астрахань — центр рыбной промышленности с многочисленными рыбокоптильными, засолочными и рыбоконсервными з-дами и судостроительной верфью; в Астрахани же производятся налив прибывающей Каспийским морем из Баку нефти и отправка ее баржами вверх по Волге и жел.-дор. путем на С. Кроме Астрахани налив нефти производится в Саратове и Камышине, куда она подвозится с началом навигации, сливается в нефтехранилища, а оттуда идет по ж. д. В 1939 г. вступил в эксплуатацию нефтепровод, соединяющий правобережные базы с Астраханью II на левом берегу Волги. В районе Баскунчакского озера (ст. Нижний Баскунчак) — громадная добыча (свыше 1 млн. т) самосадочной соли, к-рая почти полностью поступает на воду на ст. Владимирская-пристань. Эльтон — известный целебными грязями курорт. Р.-У. ж. д. граничит на С. и С.-З. с Пензенской (Ртищево), на В. с Оренбургской ж. д. (Илецк), на Ю. оканчивается у Астрахани. Управление — в Саратове. Эксплуатационная длина (со включением линии Уральск — Илецк) — 1 891 км. В грузообороте Р.-У. ж. д. преобладает транзит. Основные грузы в погрузке: хлеб в зерне, минеральные строительные материалы, соль. Больше половины всего отправления идет в местном сообщении. Подходы к Ртишеву с С. — Ртищево — Саратов и саратовский узел — двухпутные. В третьем пятилетии д. б. выстроена линия Кизляр — Астрахань, к-рая усилит транзитное значение Р.-У. ж. д., сократив на 800 км перевозку грузов с Кавказа на Урал и обратно.
Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941.
.