- ИНЖЕКТОР
- ИНЖЕКТОР
-
пароструйный прибор для питания водой котлов паровозов. Каждый И состоит из системы сопел, расположенных по одной оси. Сопла в зависимости от своего назначения наз.: паровыми (1), служащими для ввода пара в пароструйную систему, заборными (2), или конденсационными, предназначенными для пропуска закачиваемой воды, и нагнетательными (3). К корпусу И. подведены трубы: водоприемная Б, по к-рой поступает вода из тендера; паровая А, служащая для подвода пара; нагнетательная 3, по к-рой закачиваемая вода подается в котел; вестовая Г (сливная).
труба заканчивается обратным питательным клапаном, препятствующим выходу котловой воды и пара. Рабочий процесс И. разделяется на две стадии. Первая стадия — присос и всасывание воды, к-рые происходят в паровых и заборных соплах. В начальный момент закачки паровая струя, увлекая воздух из водоприемной трубы и корпуса И., создает в них разрежение, за счет к-рого и осуществляется присос, или "захват", воды. После присоса воды закачивающий клапан открывается полностью, что повышает скорость паровой струи. Одновременно паровая струя попадает в заполненное водой заборное сопло, где пар конденсируется и резко уменьшается в объеме, почему разрежение в И. повышается. Так. обр., всасывание воды производится за счет скоростной энергии паровой струя и конденсации пара в заборных соплах. Вторая стадия — нагнетание поступившей в И. воды; осуществляется за счет работы нагнетательного сопла. Паровые и заборные сопла имеют сечение, уменьшающееся по ходу паро-водяной струи; нагнетательное сопло, наоборот, имеет сечение, увеличивающееся по ходу струи воды. Такое устройство нагнетательного сопла приводит к падению скорости в движущейся воде, причем давление струи повышается. Это позволяет преодолеть давление пара в котле. При неустановившемся режиме работы И. (начальный момент присоса, конец закачки), когда давление в заборном сопле выше атмосферного, смесь пара и воды удаляется из И. через вестовой клапан. Последний помещается в камере, соединенной с заборным соплом И. Особенностью работы П., объясняемой тем, что в процессе присоса чрезвычайно велика роль конденсации пара, является ограничение по темп-ре питательной воды. Допустимая темп-pa тендерной воды, обеспечивающая нормальный рабочий процесс П., обычно до 30°. На каждом паровозе д. б. либо два И. на случай порчи одного аппарата, либо один И. и насос (при оборудовании паровоза водоподогревателями). Роль И. в деле безопасности движения настолько велика, что ПТЭ (§ 194) специально предусмотрено запрещение выпуска паровозов из депо хотя бы с одним неисправным питательным прибором. Помимо основного назначения И. применяется и для подачи воды в случае тушения пожаров. Для этой цели он снабжен специальным штуцером, на к-рый навинчивается пожарный рукав; в обычное время штуцер закрывается глухой гайкой. И. классифицируются по след. признакам: 1) по роду применяемого пара — на И. свежего пара и И. мятого пара; 2) по системам — на всасывающие, обеспечивающие присос воды на высоту до 3 м, и невсасывающие (нагнетательные), к к-рым вода подается за счет давления столба жидкости в тендере; такие И. устанавливаются под площадкой паровоза ниже дна тендерного бака; 3) по конструкции— Фридмана, Натана, Элеско, Трофимова и др.; 4) по размерам и производительности; 5) по установке — вертикальные и горизонтальные." />
Нагнетательная труба заканчивается обратным питательным клапаном, препятствующим выходу котловой воды и пара. Рабочий процесс И. разделяется на две стадии. Первая стадия — присос и всасывание воды, к-рые происходят в паровых и заборных соплах. В начальный момент закачки паровая струя, увлекая воздух из водоприемной трубы и корпуса И., создает в них разрежение, за счет к-рого и осуществляется присос, или "захват", воды. После присоса воды закачивающий клапан открывается полностью, что повышает скорость паровой струи. Одновременно паровая струя попадает в заполненное водой заборное сопло, где пар конденсируется и резко уменьшается в объеме, почему разрежение в И. повышается. Так. обр., всасывание воды производится за счет скоростной энергии паровой струя и конденсации пара в заборных соплах. Вторая стадия — нагнетание поступившей в И. воды; осуществляется за счет работы нагнетательного сопла. Паровые и заборные сопла имеют сечение, уменьшающееся по ходу паро-водяной струи; нагнетательное сопло, наоборот, имеет сечение, увеличивающееся по ходу струи воды. Такое устройство нагнетательного сопла приводит к падению скорости в движущейся воде, причем давление струи повышается. Это позволяет преодолеть давление пара в котле. При неустановившемся режиме работы И. (начальный момент присоса, конец закачки), когда давление в заборном сопле выше атмосферного, смесь пара и воды удаляется из И. через вестовой клапан. Последний помещается в камере, соединенной с заборным соплом И. Особенностью работы П., объясняемой тем, что в процессе присоса чрезвычайно велика роль конденсации пара, является ограничение по темп-ре питательной воды. Допустимая темп-pa тендерной воды, обеспечивающая нормальный рабочий процесс П., обычно до 30°. На каждом паровозе д. б. либо два И. на случай порчи одного аппарата, либо один И. и насос (при оборудовании паровоза водоподогревателями). Роль И. в деле безопасности движения настолько велика, что ПТЭ (§ 194) специально предусмотрено запрещение выпуска паровозов из депо хотя бы с одним неисправным питательным прибором. Помимо основного назначения И. применяется и для подачи воды в случае тушения пожаров. Для этой цели он снабжен специальным штуцером, на к-рый навинчивается пожарный рукав; в обычное время штуцер закрывается глухой гайкой. И. классифицируются по след. признакам: 1) по роду применяемого пара — на И. свежего пара и И. мятого пара; 2) по системам — на всасывающие, обеспечивающие присос воды на высоту до 3 м, и невсасывающие (нагнетательные), к к-рым вода подается за счет давления столба жидкости в тендере; такие И. устанавливаются под площадкой паровоза ниже дна тендерного бака; 3) по конструкции— Фридмана, Натана, Элеско, Трофимова и др.; 4) по размерам и производительности; 5) по установке — вертикальные и горизонтальные.
Технический железнодорожный словарь. - М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941.
.