- ТЕПЛОВОЗ
автономный локомотив с двигателем внутр. сгорания, энергия от к-рого передаётся через электрич., гидромеханич. или механич. передачу на колёсные пары (см. рис.). На Т. устанавливают 2-тактные и 4-тактные двигатели. На магистральных ж. д. СССР эксплуатируются гл. обр. Т. с электрич. передачей с дизелями мощностью до 3000 кВт; на путях пром. пр-тий используются Т. меньшей мощности, в осн. с гидромеханич. и механич. передачами. В СССР первый магистральный Т. был создан по проекту Я. М. Гаккеля в 1924.
Тепловоз: 1 - пульты управления в кабине машиниста; 2 - песочные бункеры; 3 - камеры электрооборудования; 4 - мотор-вентиляторы электродинамического тормоза; 5 - силовая выпрямительная установка; 6 - стартёр-генератор; 7 - воздушные фильтры; 8 - дизель; 9 - секция охлаждения воды; 10 - водяной бак; 11 - холодильная камера; 12 - компрессор; 13 - топливоподкачивающий агрегат; 14 - топливный бак; 15 - аккумуляторная батарея; 16 - тяговый генератор; 17 - тормозной цилиндр; 18 - колёсная тележка; 19 - тяговый электродвигатель; 20 - рама кузова; 21 - путеочиститель; 22 - автосцепка; 23 - межтепловозная соединительная розетка
Большой энциклопедический политехнический словарь. 2004.