- Тепловоз
-
(a. diesel locomotive; н. Diesellokomotive; ф. locomotive diesel; и. locomotora Disel, locomotora-diesel) - локомотив с двигателем внутр. сгорания, энергия от к-рого поступает на движущие колёсные пары через электрич., гидравлич. или механич. передачу. На Т. устанавливают 2-тактные или 4-тактные двигатели внутр. сгорания (дизели). На ж.-д. транспорте карьеров эксплуатируются гл. обр. Т. с электрич. передачей (первый Т. подобного типа в СССР построен в 1924); на отд. предприятиях для выполнения хоз. и нек-рых др. видов работ используются Т. с гидравлич. передачей.
Электрич. передача состоит из генератора с возбудителем, тяговых электродвигателей и зубчатых редукторов. Вал генератора соединён с коленчатым валом дизеля. Валы электродвигателей и оси колёсных пар связаны между собой зубчатыми передачами, через к-рые вращающий момент передаётся колёсным парам. Гидравлич. передача энергии от дизеля на колёса осуществляется с помощью гидравлич. аппаратов (гидромуфт и гидротрансформаторов) и механич. звеньев (зубчатых колёс, валов и карданов). Т. оборудован автоматич. и ручными тормозами, радиостанцией, автосцепными устройствами и приспособлен для обслуживания одним машинистом без помощника.
В СССР на предприятиях горнодоб. пром-сти в осн. используются Т. серий 2ТЭ1ОМ, ТЭМ7, ТЭМ2, ТЭМ2У, ТГМ6 и др. (табл., рис).
Маневрово-вывозной тепловоз серии ТЭМ7.
Буквы и цифры означают: Т. - тепловоз; вторая буква указывает на тип передачи (Э - электрич., Г - гидравлич.); третья буква определяет его назначение (М - маневровый). Цифра за буквами указывает номер серии. Цифра перед буквенным обозначением соответствует числу секций. см. также ст. Локомотив.
Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.