- УТОПИЗМ
- УТОПИЗМ
-
(utopianism) Представления об альтернативном обществе, в котором устранены все известные виды социального зла, удовлетворены все запросы человека и достигнуто всеобщее благополучие за счет воцарения полной справедливости, свободы, равенства и/или каких-либо других идеалов, сформулированных автором утопии. Томас Мор назвал Утопией в книге с одноименным названием (1516) фантастический остров, социальная, экономическая и политическая жизнь на котором построена на коммунистических принципах, порожденных, безусловно, религиозными убеждениями (католическими) Мора и его монашескими идеалами. Воображаемое общество, описанное Мором, является как "хорошим местом" (от греческого eutopia), так и "не местом" (от греческого outopia) в том смысле, что оно не существует. Задолго до Мора люди любили размышлять над тем, каким – по природе и форме – должно быть идеальное сообщество. Эта традиция восходит к греческой политической мысли (Greek political thought), особенно к Платону (Plato). Дальнейшее развитие она получила в христианском учении (например, в повествовании неоплатонического толка о хорошем обществе св. Августина – "О граде Бопсием". От"Платона до Мора литературная утопия служила в основном способом выражения, с нравственной точки зрения, понятия идеального. Она же позволяла увидеть в подлинном свете недостатки реальных сообществ людей и политических систем. Зачастую в утопических произведениях реальность (например, частная собственность) "перевертывалась" на 180? и превращалось в свою противоположность (например, в коммунизм). В литературе такие контрасты часто выглядели сатирически, как, например, в рассказе Мора о том, что на Утопии ночные горшки делают из золота и серебра. Расцвет искусства и науки в эпоху Возрождения дал новый импульс утопической мысли. Идеальные общества, описанные Кампанеллой ("Город Солнца", 1602) и Бэком ("Новая Атлантида", 1627), возможны в результате развития знания и экономическо-технического прогресса. В XVII–XVIII вв. утопические идеи проникли в движения социального протеста, революционные секты и партии, а также в новые глобальные политические идеологии века промышленных и демократических революций. В частности, социалистические теории начала XIX в., сформулированные Сен-Симоном (Saint-Simon), Фурье (Fourier), Оуэн (Owen), Кабе и др. широко распространились как доктрины спасения общества промышленным рабочим классом в ходе его борьбы за освобождение от дегуманизирующей и эксплуататорской сущности капиталистической индустриализации. Социалисты-утописты говорили о новом общественном строе, в котором царят полная гармония, мир и справедливость, и часто довольно детально объясняли, как такое общество будет организовано – на уровне небольшой общины (Фурое, Оуэн) либо на национальном или даже международном уровне (Сен-Симон, его ученики и Кабе). Маркс (Marx) и Энгельс (Engels) стремились четко разграничить утопический социализм и их собственный, научный. Понимая, что предшественники-утописты возлагали слишком много надежд на разум и просвещение как на инструменты построения социализма, они подчеркивали важность классовой борьбы и необходимость революционного переустройства существующего общественного строя. Тем не менее Маркс и Энгельс, судя по их собственным взглядам и по взглядам современных марксистов (см.: Marxism – марксизм), представляли социалистической, а затем и коммунистическое будущее как полное осуществление идеалов освобождения человека и равенства всех людей. Это и объясняет, почему много споров ведется вокруг того, насколько сам марксизм оказался под влиянием утопических идей"и надежд. Но не только социалисты и коммунисты в эпоху новой истории предлагали утопические идеи. Согласно анализу Карла Мангейма (Манхейм) в его "Идеологии и утопии" ("Ideology and Utopia"), утопические надежды на будущее, а зачастую и вполне разработанные планы его построения содержатся как в либеральных, так и в консервативных философиях. К этому следует добавить сугубо утопические устремления многих современных общественных течений: экологического ("зеленый утопизм"), феминистского (представители которого являются авторами многочисленных художественных произведений утопического толка) и др. Вместе с тем весьма прогрессивные посылки, лежащие в основе многих утопических течений XIX в., оказались под огнем критики с разных позиций в XX в., а утопические схемы и идеалы многими были отвергнуты, что соответствовало духу антиутопического мировоззрения. За последние полвека на умонастроения людей сильно повлияла некая литературная дистопия, т.е. показ катастрофических последствий реализации разумных утопических схем. "О, дивный новый мир" (1932) Олдоса Хаксли и "1984" (1949) Джона Оруэлла (Orevell) – вот две наиболее читаемые книги о гипотетических "кошмарных" мирах будущего, в которых утопические идеалы и принципы воплощены в жизнь всемогущими диктаторскими государствами. Озабоченность по поводу реализации утопических идей, порождающих тоталитаризм, получила несомненное подтверждение в ХХ в. в форме сталинизма (Stalinism) и фашизма, равно как и в антигуманной сущности рационального бюрократического государства. Впрочем, утопизм отнюдь не обязательно ведет к пропаганде всемогущего государства и крайним формам коллективизма. Как показал Роберт Нозик в книге "Анархия, государство и утопия" (Anarchy, State and Utopia) (1974), с помощью утопических аргументов, можно оправдать и минималистическое государство, и крайне бунтарский индивидуализм.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.