- АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ
- АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ
-
(Augustine, St.) (354–440) Богослов и политический философ. Политическая теория Августина сродни его теологии и философии истории. Основной труд "De Civitate Dei" ("О граде Божием") написан в ответ тем, кто видел причину взятия Рима (410) в отказе от язычества. Используя многочисленные сведения, Августин размышляет о роли церкви и государства и об отношениях между ними. Он постулирует два города-символа: Иерусалим (Град Божий) и Вавилон. Это прежде всего морально-этические символы – небесный (духовный) и земной (мирской). Один основан на любви к Богу, другой – на любви к себе. Однако эти города нельзя приравнять к церкви и государству. Государственный служащий может принадлежать граду Божию, а служитель церкви – граду земному, в зависимости от того, чем они руководствуются – любовью к Богу или к самому себе. Августин определяет город как "массу разумных существ", составляющих общность, которую объединяют взгляды относительно того, что они любят ("О граде Божием" 19. 24). Предмет любви может быть и хорошим, и плохим. Любовь к себе не является ни справедливой, ни добродетельной – она земная и порождена греховной испорченностью человека. И именно по этой причине государство необходимо. А для того, чтобы оно было справедливым и высоконравственным, власти должны следовать христианским принципам любви к Богу и ради него любви к ближнему. Долг церкви – привнести эти принципы в государство. Это ставит ее выше государства, хотя и без права вмешиваться в светские дела. Вместе с тем церковь может прибегать к помощи государственной власти, например для подавления ереси. Так были посеяны семена средневекового спора церкви с государством.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.