АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ
АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (Augustinus Sanctus) (354-430) Аврелий - христианский теолог и философ, виднейший представитель патристики, признанный в православии блаженным, а в католицизме - святым и Учителем Церкви. Сын язычника и христианки. До принятия христианства (387) увлекался манихейством и скептицизмом. С 395 епископ Гиппона (Северная Африка). Ярый противник инакомыслящих, жестоко боролся с ересями, особенно с манихейством, донатизмом и пелагианством: «Лучше сжечь еретиков живьем, чем дать им коснеть в заблуждениях» (А.). А. не признавал философии вне теологии. Борясь с языческой античной философией, он на основе мистического неоплатонизма пытался превратить платоновские «идеи» в «мысли Творца перед актом творения», а «сверхчувственный мир» - в иерархию христианского неба с Богом во главе. При этом А. считал, что земная иерархия предопределена и управляется небесной. Проповедуя всеобщую предопределенность, А. утверждал, что Бог «от века» предназначил одних людей к спасению, других - к адским мукам независимо от их поступков. Человеческую волю он считал слепым орудием воли Божьей. Восприняв от римской традиции сугубо практический подход к философии (»истина» нужна человеку только потому, что без нее невозможно блаженство, к тому же познание указывает надежные блага и разоблачает ненадежные), А. вопреки манихейскому дуализму разрабатывал неоплатоническую доктрину о бытии как совершенстве, с позиций которой зло представляется простым недостатком бытия. Онтология А. построена вокруг учения о Боге как принципе бытия. Бытие же самого Бога, считает А., можно вывести из самосознания человека, из самодостоверности его мышления, в то время как бытие вещей - лишь более отдаленным образом. Своей онтологией А. предвосхитил ряд идей Р. Декарта. В отличие от античных мыслителей А. одним из первых обратил внимание на проблему формирования человеческой личности и развития общества, его истории. Первая проблема рассматривается им в «Исповеди» - лирико-философской автобиографии, в которой на основе глубокого психологического самоанализа А. раскрыл внутреннее развитие себя как личности от младенчества до принятия христианства, показал противоречивость этого становления и пришел к выводу, что только Божественная благодать может спасти человека, избавить его от греха. Проблема развития общества изложена А. в его основном сочинении «О граде божьем». В нем А. разработал христианскую философию мировой истории, согласно которой есть два противоположных друг другу вида человеческой общности: мир земной как достояние дьявола (государственность) и противоположный ему мир божий, который представлен католической церковью. Отсюда задача церкви - одолеть мир дьявола, обратив все человечество в «истинную веру». Содержание мировой истории А. сводит к этой борьбе, которая должна «церковь воинствующую» превратить в «церковь торжествующую». При этом А. считал, что всякое насилие, будь то насилие над ребенком или государственное насилие, есть следствие греховной испорченности человека. Оно хотя и неизбежно, но достойно презрения. Отсюда и государственную власть А., хотя и признавал, но характеризовал отрицательно, называя ее большой разбойничьей шайкой. Утверждая, что без помощи Бога человек способен только на грех, А. противоречил своему же учению о церкви как «единоспасающей» силе христианства, которую всячески возвеличивал, ставил ее даже выше Евангелий. А. Сыграл важную роль в разработке католической догматики. Он фактически разработал христианское учение о божественном предопределении, греховности человеческого рода, Божественной благодати, милосердии, искуплении, загробном воздаянии, таинствах и т.д. По существу в его учении христианская церковь получала теоретическое (богословское) обоснование своей доктрины. Авторитет А. в вопросах философии и теологии в эпоху средневековья был общепризнанным и непререкаемым во всем католическом богословии вплоть до 13 в., до Фомы Аквинского.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. . 1999.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ" в других словарях:

  • Августин Блаженный — Августин оригинальное имя Аврелий Августин родился 13 ноября 354, Тагаст, Нумидия …   Википедия

  • АВГУСТИН Блаженный — (Аврелий Августин, лат. Aurelius Sanctus Augustinus) (13 ноября 354, Тагаст, Нумидия; ныне Суюк Ахрас, близ Аннабы, Алжир 28 августа 430, Гиппон Регий, также близ Аннабы), христианский теолог и церковный деятель, крупнейший представитель западной …   Энциклопедический словарь

  • АВГУСТИН Блаженный — (Augustinus Sanctus) Аврелий (род. 31 нояб. 354, Тагаст, Нумидия – ум. 28 авг. 430, Гиппон, близ Карфагена) – философ, влиятельнейший проповедник и политик католич. церкви. Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришел к христианству,… …   Философская энциклопедия

  • АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ — (Augustine, St.) (354–440) Богослов и политический философ. Политическая теория Августина сродни его теологии и философии истории. Основной труд De Civitate Dei ( О граде Божием ) написан в ответ тем, кто видел причину взятия Рима (410) в отказе… …   Политология. Словарь.

  • АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ — (Augustinus Sanctus) Аврелий (354 430) христианский теолог и философ, представитель зрелой патристики, оказавший существенное влияние как на развитие христианского богословского канона (и в католической, и в православной, и в протестантской его… …   История Философии: Энциклопедия

  • Августин Блаженный Аврелий — Августин оригинальное имя Аврелий Августин родился 13 ноября 354, Тагаст, Нумидия …   Википедия

  • Августин, Блаженный Аврелий — Августин. АВГУСТИН, Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (354 430), христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. Епископ города Гиппон (Северная Африка). Родоначальник христианской философии истории… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Августин Блаженный, Аврелий — (354 430 гг.) христианский мыслитель и церковный деятель. Родился в нумидийском городе Тагаст (Северная Африка). Закончил местную риторскую школу и преподавал риторику в Тагасте, Карфагене и Медиолане (современный Милан). Под влиянием проповедей… …   Исторический словарь

  • Августин Блаженный Аврелий — (Augustinus Sanctus) (13.11.354, Тагаст, Северная Африка, Нумидия, ‒ 28.8.430, Гиппон, Северная Африка), христианский теолог, виднейший представитель западной патристики. Прошёл через увлечения манихейством и скептицизмом, в 387 принял крещение.… …   Большая советская энциклопедия

  • АВГУСТИН Блаженный Аврелий — АВГУСТИН Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (354 430) христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. Епископ г. Гиппон (Сев. Африка); родоначальник христианской философии истории (сочинения О граде божием… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»