- Франкфуртская школа
- ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
-
(Frankfurt School) Создана при университете во Франкфурте-на-Майне в 1923 г., с 1935 по 1953 г. находилась в изгнании в США. Возобновила свою деятельность во Франкфурте под руководством Юргена Хабермаса, который преподавал в университете в 1960-х гг. и позднее – с 1982 г. В выдвинутой Франкфуртской школой критической теории общества (critical theory) можно выделить несколько общих тем. Одна из них касается сочетания элементов марксизма и психоанализа в области критического анализа (см. также Adorno – Адорно; authoritarian personality – авторитарная личность). В работах Хабермаса психоанализ, стремящийся освободиться от стороннего контроля обуздывающих его сил, предстает как модель эмансипации. Особое внимание Хабермаса к языку породило интерес к "систематически искажаемой коммуникации", противопоставляемой "идеальным речевым ситуациям", с помощью которых все могут принимать участие в диалоге. Это и есть главное содержание идеи освободительной роли критической теории, обусловившей возникновение теории "коммуникативного действия", направленного на достижение взаимопонимания между участниками диалога усилиями самих участников. Важной частью анализа современного капитализма является концепция "кризиса легитимации". Здесь Хабермас высказывает мнение о том, что правители, возможно, не способны инициировать согласие и повиновение тех, кем они управляют.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
- Франкфуртская школа
-
в немецкой философии и социологии 20 в., возникла в нач. 30-х гг., центр - Институт социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (с 1931, в 1934-39 в Женеве и Париже, в 1939-46 в США), главные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, в 60-х гг. - Ю. Хабермас. В философско-социологической «критической теории общества» пыталась сочетать элементы критического подхода к буржуазной культуре с идеями гегелевской диалектики и психоанализа З. Фрейда. Углубление противоречий внутри франкфуртской школы привело к ее распаду в нач. 70-х гг.
Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.