ШВЕЙЦЕР Альберт (1875-1965)

ШВЕЙЦЕР Альберт (1875-1965)
- немецко-французский мыслитель-гуманист, теолог, врач, пастор, музыковед, теоретик философии культуры, общественный деятель. "Негритянский доктор" в Ламбарене (Габон, Экваториальная Африка) (1913-1917, 1924- 1965). Доктор философии (тема диссертации "Философия в постановке задач очищения религии И.Канта", 1899); доктор теологии (1900); доктор медицины (тема диссертации "Психиатрическая оценка Иисуса: характеристика и критика", 1913). Лауреат Нобелевской премии Мира (1952) и франкфуртской премии Гёте (1928). Основные сочинения: "Проблема Тайной вечери на основании научных исследований 19 столетия и исторических сообщений" (1901), "Тайна мессианизма и страдания. Очерк жизни Иисуса" (1901), "И.С.Бах" (1908), "Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I" (1923), "Культура и этика. Философия культуры. Часть II" (1923), "Христианство и мировые религии"  (1924), "Отношение белых к цветным расам" (1928), "Мистика апостола Павла" (1930), "Религия в современной культуре" (1934), "Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика" (1935), "О положении нашей культуры" (1947), "Гёте. Четыре речи" (1950), "Философия и движение в защиту животных" (1950), "Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую" (1953), "Проблема мира в современном мире" (1954), "Проблема этического в развитии человеческой мысли" (1954-1955), "Гуманность" (1961, опубликована в 1966) и др. Человек, согласно Ш., приближает к себе и осваивает мир не на основе его познания, а благодаря переживанию его, которое трагично. "Два переживания омрачают мою жизнь, - писал Ш. - Первое состоит в понимании того, что мир предстает необъяснимо таинственным и полным страдания; второе - в том, что я родился в период духовного упадка человечества". Существование людей в исторической перспективе обусловливается не столько их мышлением, сколько осознанием того, что любой из нас "есть жизнь, желающая

жить среди жизни". Стремясь сформулировать (в европейской интеллектуальной традиции вслед за Шопенгауэром) путь к избавлению от страданий, Ш. усматривал его в акцентированно свободном и осмысленном волеизъявлении человека. "Благоговение перед жизнью", согласно философскому миропредставлению Ш. (самообозначение - "новый рационализм"), должно выступать основанием универсальной, космической этики и мировоззрения вообще человека и человечества. (Согласно Ш., "свободное и глубокое мышление не подвержено субъективизму... мышление по самой своей природе особым образом побуждает благоговение перед жизнью  вступить в бой со скептицизмом".) "Благоговение перед жизнью" содержит в себе, по мысли Ш., смирение, миро-и жизнеутверждение и соответствующую этику. Последняя у Ш. "не подчеркивает различия между высшей и низшей, более ценной и менее ценной жизнью". "Благоговение перед жизнью" постулирует безграничную ответственность за все живое на Земле. "Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло - есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей". Мировоззрение миро- и жизнеутверждения способно стать истинной культуротворящей силой лишь в гармонии с подлинными этическими ценностями. Для осуществления принципа "благоговения перед жизнью" (этот принцип - ядро, несущая конструкция антинормативистской по сути этики Ш.), не допускающего парциальных решений, "...сознательно и по своей воле я отдаюсь бытию. Я начинаю служить идеалам, которые пробуждаются во мне, становлюсь силой, подобной той, которая так загадочно действует в природе. Таким путем я придаю внутренний смысл своему существованию". Лишь в границах такого подхода, по Ш., возможно преодолеть пагубный характер воздействия современной цивилизации на человека. Конкретно-личностное начало в человеке не должно подавляться интересом "всеобщего": воля, олицетворяющая свободное и нравственное начало в человеке, безусловно, значимее знания и понимания, обосновывающих неизбежность подчинения людей репертуарам объективации закономерностей внешнего мира. "Организованные государственные, социальные и религиозные объединения нашего времени пытаются принудить индивида не основывать свои убеждения на собственном мышлении, а присоединяться к тем, которые они для него предназначили. Человек, исходящий из собственного мышления и поэтому духовно свободный, представляется им чем-то неудобным и тревожащим, - отмечал III., - ...сверхорганизация нашей общественной жизни выливается в организацию бездумья". Смысл бытия человека, полагал Ш., - непрестанное самосовершенствование с целью гармонизации и улучшения собственной природы. Иной путь не является достойным человека, его духа, освященного божественным происхождением. По мнению Ш., именно уровень гуманизма, достигнутый обществом в целом, адекватно отражает степень его зрелости и человекосоразмерности.


История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ШВЕЙЦЕР Альберт (1875-1965)" в других словарях:

  • Швейцер, Альберт — Альберт Швейцер Albert Schweitzer …   Википедия

  • Швейцер Альберт — Альберт Швейцер Альберт Швейцер Дата и место рождения: 14 января 1875 Кайзерсберг, Эльзас Лотарингия, Германия Дата и место смерти …   Википедия

  • Швейцер Альберт — (Schweitzer) Швейцер, Альберт (Schweitzer, Albert) (1875 1965) Немецко французский протестантский миссионер и богослов, философ, врач, музыковед, органист. Образование получил в университетах Страсбурга, Берлина, Парижа. Альберт Швейцер являлся… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ШВЕЙЦЕР Альберт — (1875 1965) нем. франц. философ гуманист, теолог, лауреат Нобелевской премии мира, прогрес. обществ, деятель. Много лет проработал врачом в Африке (Габон). В основе филос. воззрений Ш. («нового рационализма») лежит «благоговение перед жизнью» , в …   Атеистический словарь

  • Швейцер Альберт — (1875 1965) немецко французский теолог, врач, философ культуры, лауреат Нобелевской премии мира 1952. Первым фактором человеческого существования не декартовское “мыслю, следовательно существую”, а более широкое “ я есть жизнь, желающая жить… …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • Швейцер Альберт — (Schweitzer) (1875 1965), немецко французский мыслитель, близкий к философии жизни, протестантский богослов и миссионер, врач, музыковед и органист. С 1912 жил в Ламбарене (Габон), где построил госпиталь для прокажённых. Исходный принцип… …   Энциклопедический словарь

  • Швейцер Альберт — А. Швейцер оказывает медицинскую помощь африканцу. Швейцер Альберт (Schweitzer) (1875—1965), немецко французский мыслитель, теолог, врач, музыковед и органист; всемирно известен антивоенными выступлениями. Образование получил в университетах …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • ШВЕЙЦЕР Альберт — (Schweitzer, Albert) (1875 1965), теолог, философ, музыковед и врач миссионер, родился 14 января 1875 в Кайзерсберге (Эльзас, в те годы территория Германии) в семье лютеранского пастора. Детство провел в Гюнсбахе (близ Кольмара), с раннего… …   Энциклопедия Кольера

  • Швейцер Альберт — Швейцер (Schweitzer) Альберт [14.1. 1875, Кайзерсберг, Эльзас,‒4.9.1965, Ламбарене (Габон)], немецко французский мыслитель, близкий философии жизни; богослов, врач, музыковед и органист; всемирно известен антивоенными выступлениями. Образование… …   Большая советская энциклопедия

  • Швейцер — Швейцер  фамилия: Швейцер, Альберт (1875 1965)  немецкий теолог, философ, музыкант и врач Швейцер, Антон (1735 1787)  немецкий дирижёр и композитор Швейцер, Богдан Яковлевич (Каспар Готфрид; 1816 1874)  российский астроном… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»