- Духовная академия
Духо́вная акаде́мия высшее учебное заведение Московского патриархата. Ведёт историю от Славяно-греко-латинской академии. По уставу 1814 высшее богословское учебное заведение. Размещена в Троице-Сергиевой лавре. Курс делился на 2 двухлетних цикла. Преподавались толкование Священного Писания, философия, всеобщая и церковная история, словесность, математика, физика, языки древнегреческий и латынь, немецкий, французский и др.; во втором цикле основные предметы богословие и гомилетика (церковное красноречие). С 1840 включены патристика, право, история философии, отечественная история, история церкви и др. По уставу 1869 значительная часть административных функций в Духовной академии передана совету академии, избиравшемуся из преподавательской корпорации. Основными стали богословские, церковно-исторические и философские предметы. Студенты распределены по отделениям: богословскому, церковно-историческому и церковно-практическому (3 года обучения; для лучших предусмотрен четвертый год для подготовки кандидатской или магистерской диссертации). По уставу 1884 отменена специализация по отделениям; введены наряду с лекциями многие практические занятия. Духовная академия была крупным центром богословия, русской религиозной философии и церковной истории. С академией связана деятельность митрополита Московского Филарета (В.М. Дроздов, почётный член АН); здесь преподавали видные богословы и историки церкви А.В. Горский, Е.Е. Голубинский, В.Д. Кудрявцев, А.И. Введенский, философ П.А. Флоренский, историк и богослов С.К. Смирнов. В 18711906 курс истории читал В.О. Ключевский. Духовная академия издавала фундаментальную серию публикаций «Творения святых отцов в русском переводе» (18431912) и «Прибавления» к ней, журналы «Православное обозрение» (1860 1891; ежемесячно), «Богословский вестник» (18921918; ежемесячно).
Духовная академия была закрыта в 1918, но занятия продолжались до 1919. Воссоздана в 1944 как Православно-богословский институт (находился в Новодевичьем монастыре); с 1946 получила прежние название и местопребывание. Готовит священнослужителей Русской православной церкви. Курс включает библеистику, богословские, церковно-исторические предметы, философию, историю философии, православную педагогику и др. В 1995 около 150 слушателей. В 1993 возобновлено издание журнала «Богословский вестник».
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992.