- литературно-музыкальные салоны
-
очаги культурной жизни Москвы, оказавшие большое влияние на формирование и развитие культуры России на протяжении XVIII — начала XX вв. Посетителей литературно-музыкальных салонов объединяли общность интересов и стремление к просветительско-познавательному началу, обязательным условием была творческая сопричастность хозяина салона к пропагандировавшемуся и развивавшемуся в его стенах виду искусства.Первое появление салонов относится к петровскому времени; складывается салон сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, просуществовавший до 1716. Его участники читали и обсуждали новые драматические произведения, вирши, театральные постановки (часть из них осуществлялась в театре царевны силами профессиональных музыкантов и вокалистов), исполняли музыкальные пьесы. Аналогичный характер имел салон царевны Екатерины Ивановны (в замужестве герцогини Мекленбургской), действовавший в 1720-х гг. в Измайловском дворце и объединивший москвичей с иноземцами, в том числе представителями дипломатических миссий. В 1730-х гг. его роль переходит к салону цесаревны Елизаветы, существовавшему в Александровской слободе и селе Покровском, вблизи Лефортова; именно в нём звучат первые произведения русской любовной лирики, появляются первые литературные игры — сложение акростихов, буриме, сочинения на заданную тему. Возникший в те же годы (в доме на Покровском бульваре, на месте нынешних строений №№ 3—9) салон Марии Кантемир, сестры поэта А.Д. Кантемира, свидетельствует о растущем интересе именно к литературе, который будет и впредь отличать московские салоны. Появление этого салона совпало по времени с отъездом Кантемира на дипломатическую службу в Западную Европу, откуда он постоянно присылал последние новинки литературы и музыки, обсуждавшиеся гостями хозяйки, среди которых были Феофан Прокопович и В.К. Тредиаковский. Музыкальные произведения виртуозно исполнялись хозяйкой салона.Исключительное значение для Москвы приобрёл в конце 1750-х — 60-е гг. салон М.М. Хераскова и его жены Елизаветы Нероновой, одной из первых русских поэтесс. В доме на улице Малая Дмитровка, 10, собиралась вся литературная Москва во главе с А.П. Сумароковым, книгоиздателем и просветителем Н.И. Новиковым, основателем русского национального театра Ф.Г. Волковым. Здесь бывали профессора и студенты Московского университета.Каждый салон отличался своеобразием литературных вкусов. Одна из племянниц Г.А. Потёмкина-Таврического княгиня В.В. Голицына в своём дворце на Никитском бульваре, 8, поддерживала поэзию Г.Р. Державина, называвшего знатную патронессу «Златовласой Пленирой», драматургию И.А. Крылова. В её салоне, пользовавшемся особой популярностью среди молодёжи, впервые читал свои оды К.Ф. Рылеев, бывали В.Л. Пушкин, Ю.А. Нелединский-Мелецкий, драматург и театрал Ф.Ф. Кокошкин.В доме суворовского полковника И.И. Бенкендорфа и его супруги Елизаветы Ивановны (Страстной бульвар, 6) предпочтение отдавалось входящим в моду басням. Среди посетителей их салона — И.И. Дмитриев и И.И. Хемницер. Близкая дружба хозяев с Крыловым сделала салон в глазах московских литераторов «крыловским», славившимся остроумием, иронией, склонностью к сатире.Основные темы в салоне Кокошкина — театр, драматургия и актёрское мастерство. Для его устройства хозяин приобрёл специальный дом (Никитский бульвар, 6), где участники читали лекции, проводили репетиции, учебные классы; здесь же работала театральная типография и располагались квартиры для наиболее ценимых актёров императорской сцены. Среди подопечных хозяина салона — приглашённая им на профессиональную сцену Н.Д. Львова-Синецкая, дружившая с А.С. Грибоедовым и игравшая в любительских спектаклях вместе с А.С. Пушкиным. Актриса сразу открыла свой салон в том же доме на Никитском бульваре, 6, который объединил профессоров Московского университета во главе с Н.И. Надеждиным, студентов, среди которых были И.А. Гончаров, Ф.И. Кони, актёров П.С. Мочалова и М.С. Щепкина, композитора А.Е. Варламова.Сравнительно недолго просуществовавший салон С.Н. Бегичева в усадьбе Барышникова (Мясницкая улица, 42) в первой половине 1820-х гг. был известен тем, что здесь прошло первое чтение «Горя от ума» Грибоедова, регулярно встречались Д.В. Давыдов, В.К. Кюхельбекер, В.Ф. Одоевский, композиторы А.А. Алябьев и А.Н. Верстовский, впервые исполнивший в этом кругу написанную им на пушкинские слова «Чёрную шаль». Род салона возник у С.А. Соболевского (Собачья площадка, 7), где 10 сентября 1826 прошло одно из первых чтений Пушкиным «Бориса Годунова» в присутствии М.Ю. Виельгорского, П.Я. Чаадаева, Д.В. Веневитинова и С.П. Шевырёва. В числе завсегдатаев салона были и братья Киреевские. Е.А. Баратынский, Д.В. Давыдов, А.С. Пушкин, К.Н. Батюшков, Н.М. Карамзин, В.Л. Пушкин, В.А. Жуковский постоянно собирались в салоне поэта и баснописца И.И. Дмитриева (улица Спиридоновка, 17).К началу 1800-х гг. относится возникновение широко известного салона И.П. Тургенева, руководившего Московским университетом. Вместе с университетской профессурой в его доме (Петроверигский переулок, 4) бывали Херасков, Дмитриев, В.Л. Пушкин. Здесь началось имевшее важное значение для русской литературы сближение Жуковского и Карамзина.Салон З.А. Волконской (Тверская улица, 14) пользовался исключительной известностью главным образом из-за высокого поэтического дарования его участников. К А.С. Пушкину, Вяземскому, Баратынскому, Веневитинову, Н.М. Языкову присоединились М.А. Максимович, братья Киреевские, Чаадаев, С.Е. Раич, ссыльный А. Мицкевич.С конца 1820-х гг. в салонах стали отводить определённые дни недели для приёма гостей. Понедельник становится приёмным днём Чаадаева на Новой Басманной улице, 20. «Воскресенья» А.П. Елагиной представляли своеобразный противовес (или дополнение) аксаковским «субботам» (см. в статье С.Т. Аксаков). Языков называл салон Елагиной (Хоромный тупик, 4) «у Красных ворот республикой, привольной науке, сердцу и уму». В течение четверти века вокруг хозяйки и её сыновей, братьев И.В. и П.В. Киреевских, собирался цвет московских интеллектуалов: А.С. Пушкин, близкий друг хозяйки дома Жуковский, Н.В. Гоголь, Баратынский, Вяземский, семья Аксаковых, А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, А.И. Тургенев, Чаадаев. К Аксаковым больше тяготели деятели театра, драматурги, актёры, профессора Московского университета (в частности, Надеждин), а также основатель Московской обсерватории Д.М. Перевощиков, Гоголь, М.Н. Загоскин, И.И. Панаев, Н.Ф. Павлов, В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, Хомяков, историки М.П. Погодин и С.М. Соловьёв, актёры Щепкин и П.М. Садовский.В одном из самых известных в Москве салоне поэтессы К.К. Павловой (Рождественский бульвар, 6), существовавшем в конце 1830-х — начале 40-х гг., собирались писатели самых разных направлений: Аксаковы, Баратынский, Гоголь, Грановский, Д.В. Григорович, Герцен, братья Киреевские, А.И. Тургенев, Я.П. Полонский, А.А. Фет. Свой последний московский вечер перед роковым выездом на Кавказ провёл у поэтессы М.Ю. Лермонтов.Новейшие тенденции времени отражали салон Грановского (Трубная улица, 32), в котором собирались профессора Ф.И. Буслаев, Перевощиков, Соловьёв, постоянно бывали Герцен, Н.П. Огарёв, В.П. Боткин, Щепкин, проездом — Гоголь, И.С. Тургенев, Белинский, салон Боткина (Петроверигский переулок, 4), в котором бывали Н.Х. Кетчер, Герцен, Огарёв, Григорович, Гоголь, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, а Белинский, Грановский и Фет даже некоторое время жили в боткинском доме. Салон просуществовал почти 30 лет (до конца 1860-х гг.).Несомненный интерес представляли салон литератора, дипломата, бывшего костромского вице-губернатора Н.В. Свербеева (Страстной бульвар, 6, и Тверской бульвар, 25), в котором произошёл многочасовой разговор Гоголя с Лермонтовым, салон Е.П. Ростопчиной (Садовая-Кудринская улица), где Толстой познакомился с А.Н. Островским; среди гостей Ростопчиной были поэты Б.Н. Алмазов, Я.П. Полонский, Н.Ф. Щербина, писатели Н.В. Берг, Загоскин, Григорович, А.Ф. Писемский, М.А. Дмитриев, Е.В. Тур (графиня Салиас де Турнемир), А. Дюма-отец, артисты Щепкин и И.В. Самарин. Гораздо более скромный салон В.Д. Корнильева (улица Покровка, 22) знаменит именами посещавших его Дмитриева, Баратынского, Глинки, Гоголя, Павлова, племянника хозяина — Д.И. Менделеева.Начиная с 1860-х гг. количество салонов заметно сокращается. Былую ориентацию в полной мере сохранил салон переселившегося в Москве в 1862 В.Ф. Одоевского (Смоленский бульвар, 19), ставший центром литературной и музыкальной жизни Москвы. Личная связь хозяина с Грибоедовым, Пушкиным, Гоголем, Глинкой сменяется дружескими отношениями с Толстым, И.С. Тургеневым, В.И. Далем, композиторами А.Н. Серовым, Н.Г. Рубинштейном, Г. Берлиозом.В 1870-х гг. наиболее важным для Москвы становится салон А.Ф. Писемского (Борисоглебский переулок, 11), на «средах» которого собираются П.Д. Боборыкин, математик Н.В. Бугаев, юрист М.М. Ковалевский, историк Н.И. Костомаров, П.И. Мельников-Печерский, Островский, И.С. Тургенев, актёры М.И. Писарев и П.А. Стрепетова. Существовавший на протяжении 1870 — 1880-х гг. салон физика А.Г. Столетова (квартира при Московском университете) объединял музыкантов (прежде всего С.И. Танеева) и учёных Ф.А. Бредихина, Н.Е. Жуковского, П.Н. Лебедева, В.Ф. Лугинина, В.В. Марковникова, К.А. Тимирязева, Н.А. Умова, В.К. Цераского. Всё больший интерес к музыке и её проблемам проявляется и в эволюции салона Островского. Если с конца 1840-х гг. до 1877 (Николоворобинский переулок, 3—9) он представлен именами Ф.М. Достоевского, А.Н. Плещеева, Писемского, Григоровича, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Толстого, И.С. Тургенева, Н.Г. Рубинштейна, П.И. Чайковского, то после 1877 (Волхонка, 14) его состав пополняется М.М. Ипполитовым-Ивановым, Н.А. Римским-Корсаковым и многими музыкантами-инструменталистами и вокалистами.Длительная эволюция этой формы общения завершается появлением салонов Н.Д. Телешова (Чистопрудный бульвар, 21), Танеева (Малый Власьевский переулок, 2) и В.Я. Брюсова (Цветной бульвар, 22). На «средах» у Телешова бывали А.П. Чехов, М. Горький, В.Г. Короленко, Н.Н. Златовратский, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.В. Вересаев, А.С. Серафимович, С.Г. Скиталец, Ф.И. Шаляпин, Л.Н. Андреев, И.А. Белоусов, братья Ю.А. и И.А. Бунины, А.И. Куприн, И.И. Левитан, Н.Г. Гарин-Михайловский, Ф.К. Сологуб, К.Д. Бальмонт, С.В. Рахманинов. Так называемый «Танеевский домик» — салон блестящей плеяды русских композиторов, учеников Танеева, — от Рахманинова, А.Н. Скрябина, Р.М. Глиэра до А.Б. Гольденвейзера и К.Н. Игумнова, к которым тяготели учёные (Д.Н. Анучин, И.А. Каблуков, Тимирязев, Столетов).После 1917 салоны как форма литературно-музыкальной и литературно-театральной жизни постепенно сошли на нет (хотя в 1920-х гг. они ещё существовали в Москве; функционировали также литературные кружки, в числе которых — «Никитинские субботники»). С конца 1980-х гг. делаются попытки их возрождения.Литература: Аронсон М.И., Рейсер С.А., Литературные кружки и салоны, Л., 1929; Литературные салоны и кружки. Первая половина XIX века, М.-Л., 1930.Н.М. Молева.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992.